Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 00:03, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение государственного долга, его причин и последствий для экономики России.
В рамках поставленной цели задачами исследования являются:
раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
провести исследования этапов формирования государственного долга России;
проанализировать текущее состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
оценить влияние государственного долга на экономику России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1 Государственный долг: понятия, виды, причины возникновения 5
1.2 Последствия государственного долга 8
1.3 Методы управления государственным долгом 10
2. ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ 16
2.1 Этапы формирования внутреннего государственного долга России 16
2.2 Состояние внутреннего государственного долга России 20
2.3 Последствия и управление внутренним государственным долгом России 22
3. ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ 25
3.1 Этапы формирования внешнего государственного долга России 25
3.2 Текущее состояние внешней государственной задолженности РФ 28
3.3 Последствия и управление внешним государственным долгом в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Основной формой государственных внешних заимствований станет выпуск облигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках. Для этого предусмотрено возобновить выпуск федеральных еврооблигаций. В последний раз крупные заимствования на рынке еврооблигаций производились в 1998 г. Затем в течение 10 лет задолженность по федеральным еврооблигациям снизилась примерно в 3 раза и на начало июля 2009 г. составила 15,9 млрд долл. С учетом облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) на внешнем рынке тогда обращалось федеральных облигаций на сумму 16,3 млрд. В 2010–2012 гг. предполагается дополнительно разместить внешние облигационные займы более чем на 58,45 млрд долл.
С учетом новых заимствований задолженность по федеральным ценным бумагам, обращающимся на внешнем рынке, составит в наступившем году 44,5 млрд. долл., а к 2013 г. достигнет 80,9 млрд. Помимо выпуска еврооблигаций, предполагается привлечь крупные заимствования также у МВФ и МБРР.
В федеральном бюджете на 2010–2012 гг. четко не обоснована необходимость в столь гигантских валютных займах. Ведь золотовалютные резервы страны высоки (441,7 млрд долл. на 13.11.2009), они составляют около 70% резервов всех стран еврозоны. При этом в последнее время наши золотовалютные запасы постоянно растут, несмотря на то, что часть их – средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – используется на финансирование дефицита бюджета. Кроме того, коммерческие банки за последний год накопили собственные валютные резервы. Часть накоплений может быть вложена в государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. [15, с. 12]
В целом из-за новых кредитов и займов внешний государственный долг России к концу 2012 г. увеличится до 104,3 млрд. долл., т.е. в 3,5 раза. Его объем превысит 65% от уровня 1998 г. и вновь станет одним из самых больших в мире. Надо отметить, что в развитых странах ярко выражена тенденция к росту внутреннего госдолга, а внешний обычно невелик. В России же в 2010–2012 гг. внешний госдолг будет расти гораздо быстрее внутреннего и почти сравняется с ним. [16]
3.3 Последствия и управление
внешним государственным
До недавнего времени Россия занимала десятое место в мире по размерам внешней задолженности после США, Бразилии, Канады, Мексики, Китая, Австралии, Южной Кореи, Индонезии и Аргентины.
Поскольку объем ВВП увеличивался, размер внешнего долга по отношению к ВВП резко снизился: со 130 до 49% ВВП, - и Россия перешла, благодаря этому показателю разряд стран, в со стабильной рыночной экономикой. К началу 2008 г. отношение объема государственного долга к объему ВВП сократилось до 40%. К концу 2007 г. прогнозировалось снижение “веса” долгов до 39,6% ВВП, что означает практически полную финансовую стабилизацию и создаёт выгодные для России условия привлечения инвестиций. Тем самым будет доказано, что платить долги – выгодно.
Общий объем платежей по внешнему долгу не является однозначной и всем известной величиной. Цифры могут варьировать в зависимости от методологии учета. Кроме того, часть долгов до сих пор не выверена, а часть покрывается товарными поставками. По некоторым оценкам Россия тем или иным образом выкупает свои долговые обязательства, снижая сумму внешнего долга, и официальная цифра является завышенной. С другой стороны, по международной методологии внешний долг России на начало 2008 г. составил 44.10 млрд, а это несколько больше, чем по данным Минфина РФ.
С 1993 года Россия провела 5 реструктуризаций по долгам Союза, в результате которых более 80 процентов всех советских долгов (34,8 млрд. долл.) со сроком погашения до 2020 года было реструктурировано. При этом оказалось, что процентные платежи, растянувшиеся во времени, увеличили советский долг с 30,5 до более чем 36 млрд. долл.
Разрабатываются нестандартные решения проблемы уменьшения долга: «Долги в обмен на инвестиции» и «Долги в обмен на товары». Ряд западных компаний выступили с инициативой выкупить часть долга России в обмен на акции российских предприятий. Возможность погашения долга поставками товаров допускается правилами Парижского клуба кредиторов, поэтому можно предположить, что объемы таких операций могут заметно вырасти.
Зачетные операции по внешним долгам, которые проводит Правительство для сокращения суммы долга, как правило, скрыты от общественности.
Внешние заимствования приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги. Проводя экономические преобразования, многие страны прибегают к внешним источникам финансирования. Однако долг, выраженный в иностранной валюте, также связан с особым риском, выражающимся в давлении на обменный курс и напряженности в денежно-кредитной сфере в том случае, если инвесторы не пожелают рефинансировать задолженность правительства в иностранной валюте. [15, с.12]
Сознательно манипулируя государственным кредитом как инструментом регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. В целом, государственный долг тесно связан не только со сбалансированностью государственных финансов страны, или бюджетным дефицитом, но и служит одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования.
Эффективное управление внешним долгом включает три взаимосвязанные задачи:
1. Определение временного профиля по обязательствам страны в рамках обслуживания внешнего долга.
2. Прогнозирование ожидаемых
чистых экспортных поступлений,
3. Прогнозирование внутренних налоговых поступлений. Проектируемые государственные доходы должны быть достаточными для обеспечения в местной валюте эквивалента обязательств государства по обслуживанию внешнего долга. Сложности со сбором налогов и адекватным обеспечением прочих видов государственных расходов могут серьезно ограничивать способность правительства обслуживать внешний долг.
Наряду с вышеуказанными
задачами правительство должно использовать
возможности выплаты своих
Заемную политику правительства
следует рассматривать в
Своевременные и досрочные выплаты по всем направлениям благоприятно сказываются на имидже России и улучшают инвестиционный климат. Приоритетными, однако, являются выплаты Парижскому клубу, так как эти кредиты предоставляются под государственные гарантии. Особый вопрос - о списании долгов СССР, на чем настаивают левые фракции в Государственной думе. [5, с. 230]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.