Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 00:03, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение государственного долга, его причин и последствий для экономики России.
В рамках поставленной цели задачами исследования являются:
раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
провести исследования этапов формирования государственного долга России;
проанализировать текущее состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
оценить влияние государственного долга на экономику России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1 Государственный долг: понятия, виды, причины возникновения 5
1.2 Последствия государственного долга 8
1.3 Методы управления государственным долгом 10
2. ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ 16
2.1 Этапы формирования внутреннего государственного долга России 16
2.2 Состояние внутреннего государственного долга России 20
2.3 Последствия и управление внутренним государственным долгом России 22
3. ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ 25
3.1 Этапы формирования внешнего государственного долга России 25
3.2 Текущее состояние внешней государственной задолженности РФ 28
3.3 Последствия и управление внешним государственным долгом в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Ключевой задачей правительства России в среднесрочной перспективе сегодня выступает обеспечение поступательного развития национальной экономики. Темпы роста национального производства и их устойчивость определяются в настоящий момент как внешними факторами (уровнем цен внешнего рынка на энергоресурсы и развитием мировой экономики), так и внутренними – в первую очередь состоянием финансовой сферы (банковской системы и финансовых рынков), ее способностью стимулировать неуклонное развитие отечественной экономики и противодействовать внешним воздействиям (шокам).
Нынешние реалии в финансовой сфере экономики России проистекают из последствий системного финансового кризиса 1998 года и условий проведения текущей кредитно-денежной политики. Последние же определяются неспособностью денежных властей проводить стерилизационные мероприятия в полном объеме (что обусловлено значительными по объему поступлениями иностранной валюты и ростом валютных резервов) и регулировать процентные ставки, а также сохранением кризиса/неустойчивого состояния национальной банковской системы и финансовых рынков. Отметим, что нынешнее состояние банковской системы и финансовых рынков не позволяет денежным властям прежде всего проводить эффективную денежную политику, направленную на снижение темпов инфляции и стимулирование инвестиций. [8, с. 458]
В последнее время усиливается тенденция роста внутреннего государственного долга России. В 2002-2008 гг. он увеличился с 545 млрд. руб. до 1804,2 млрд. – 3,6% ВВП. В соответствии с бюджетом на 2011-2012 гг. внутренний государственный долг в 2012 году возрастёт по сравнению с 2008 годом в 2,4 раза и составит 8,1% ВВП. Этот рост будет осуществляться, прежде всего, за счёт выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, которых в 2011 году предусмотрено разместить на сумму 957,5 млрд. руб. Это около 60% от ёмкости сегодняшнего рынка государственных ценных бумаг.
Таблица 1 – Размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке для финансирования дефицита госбюджета, млрд. руб.
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
Размещение государственных |
642,3 |
844,1 |
957,5 |
755,4 |
Погашение государственных ценных бумаг |
100,4 |
275,7 |
208,9 |
518,9 |
Чистые заимствования на внутреннем рынке (объём размещения госбумаг, уменьшенный на объём их погашения) |
541,9 |
568,4 |
748,6 |
236,5 |
Только за 2011 год объём новых государственных ценных бумаг составит более половины выпущенных за последние 11 лет. Объём размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) резко возрастёт с учётом их обмена на акции банков в рамках докапитализации кредитных организаций.
Сегодня российский рынок
государственный рынок
В итоге рынок облигаций федерального займа начнёт развиваться по принципу пирамиды ГКО-ОФЗ в 1994-1998 гг., а погашение госбумаг будет производиться за счёт новых, всё более масштабных выпусков. Объём погашения облигаций в 2012 году (518,9 млрд. руб.) в 6,2 раза превысит уровень 2008 года (84,3 млрд.). Чистые заимствования на внутреннем рынке сократятся с 748,6 млрд. в 2011 году до 236,5 млрд. руб. в 2012 году. Пирамида госбумаг станет работать сама на себя. Все большее количество выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения их прежних выпусков и все меньше - для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет. [16]
Кризис привёл к росту затрат на обслуживание внутреннего госдолга. В связи с тем, что доходность ОФЗ возросла с 5,25 в мае 2008 года до 14,09% в феврале 2009 года, заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже. В федеральном бюджете на 2010 год и на период 2011-2012 гг. предусматривается, что стоимость внутренних заимствований хотя и будет уменьшаться, но сохранится на очень высоком уровне. В 2010-2012 гг. внутренние займы будут размещаться под 9-11,5% годовых, что в 1,5-2 раза выше, чем до кризиса.
Доля расходов на обслуживание и погашение госдолга в общих расходах федерального бюджета увеличится к 2012 году в 1,9 раза. До 2009 года эта доля снижалась. В 2010-2012 гг. она будет расти. [15, с. 11]
2.3 Последствия и управление
внутренним государственным
Как уже отмечалось выше, отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует не только росту цены кредита, но и сокращению объема кредитных ресурсов для экономики. Если государственные заимствования осуществляются под выплату процентов, превышающих норму прибыли в производящих отраслях, это ведет к переливу капитала из реальной экономики в спекулятивный рынок и перекачиванию налоговых доходов в пользу кредиторов государства, как отечественных, так и зарубежных. В свою очередь, высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. [4, с. 356]
Повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное – увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.
Надо сказать, что перечень негативных эффектов внутренних государственных заимствований отнюдь не ограничивается «эффектом вытеснения». Современные теории инфляции отводят большую роль в объяснении темпов инфляции в стране величине государственного долга. Существует целый ряд механизмов, с помощью которых рост государственного долга оказывает влияние на уровень инфляции. Например, экономические агенты могут ожидать, что в будущем государство может решить профинансировать свои выплаты по долгам за счет денежной эмиссии. Безусловно, денежная эмиссия приведет к росту уровня цен, который через механизм рациональных ожиданий трансформируется в рост цен уже сегодня.
Каждое из указанных
отрицательных последствий
Вместе с тем следует отметить, что государственный долг может оказывать и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступают именно государственные заимствования, которые препятствуют резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны.[8, с. 447]
3.1 Этапы формирования внешнего государственного долга России
Внешние долги России - в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане.
В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов долларов ), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.
Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 миллиарда долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.
После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 года объем выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 миллиарда долларов, или более 91% требований, заявленных кредиторами. Сделка с клубом вышла на финишную прямую.[5, с. 193]
Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря 1991 года. Сумма основного долга составляет 24 миллиарда долларов, процентные платежи - 8,3 миллиардов долларов. Cумма долга будет разбита на две части. Основной долг планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты по нему - в бумажные процентные облигации, Interest Accrual Notes (IAN). Их эмитентом будет выступать Внешэкономбанк, они будут зарегистрированы на Люксембургской фондовой бирже. Предусмотрено обращение этих облигаций как в России, так и за ее пределами (в Европейской клиринговой системе Euroclear). Хотя эмитентом новых бумаг будет Внешэкономбанк, они согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года будут приравнены по статусу к долговым обязательствам государства.
Новые финансовые инструменты могут оказаться весьма интересными как для российских, так и иностранных банков. Что касается не спекулятивного уровня доходности новых бумаг, то они пока что проигрывают по привлекательности ГКО и евробондам. Однако если в будущем году мы достигнем обещанного уровня доходности в 10-12% годовых по рублевым госбумагам и 6-7% по валютным, новые бумаги окажутся вполне привлекательными.
Внешэкономбанку предоставляется отсрочка в погашении долгов на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты. Только часть каждого платежа будет осуществлена деньгами, правда с течением времени эта часть будет увеличиваться. Другая часть выплачивается процентными облигациями (IANs). Агентом по обслуживанию основного долга стал Bank of America, агентом по обслуживанию процентных облигаций - Chase Manhattan Bank, агентом по завершению сделки и осуществлению первоначальных платежей по Лондонскому клубу - Deutshe Bank.
Подписание соглашения с Лондонским клубом с большой помпой преподали публике. Выступление первого вице-премьера Анатолия Чубайса на пресс-конференции после события было преисполнено пафоса. Он отметил, что зарубежные банкиры подтвердили, что считают экономические и политические преобразования в России необратимыми, а также выразили готовность работать с ней в долгосрочном плане. Само же соглашение поднимет авторитет и репутацию страны. "По сути дела, - заявил Чубайс, - распахнуты ворота в мир международных финансов, ресурсы которого могут быть направлены на осуществление проектов российских предприятий. Это открытие дверей для неолигархического капитализма в России".
Нынешние российские
долги Западу включают четыре категории.
Первая и самая большая - задолженность
перед так называемыми
Вторая группа - это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу - долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).
Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ - Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял около 8 млрд. дол., после проведенных погашений он несколько уменьшился.
3.2 Текущее состояние внешней государственной задолженности РФ
За 1998–2009 гг. внешний государственный долг России сократился более чем в 5 раз. На начало апреля 2009 г. он составлял 29,9 млрд. долл. Однако со II квартала минувшего года, впервые за последние 11 лет, начался его рост. На начало октября внешний госдолг достиг 46,2 млрд. При этом долг органов государственного управления изменился незначительно, а органов денежно-кредитного регулирования во II–III кварталах 2009 г. вырос с 2,5 млрд до 16,6 млрд долл.
В федеральном бюджете на 2010 г. и на период 2011–2012 гг. предполагается продолжить практику крупных внешних заимствований. Например, в наступившем году они составят 18 120,8 млн. долл., а в 2012 г. вырастут до 20 084,8 млн. (предполагаемый объем погашения, соответственно, – 3434,0 и 2637,5 млн. долл.).