Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 19:23, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «государственный долг», «государственный займ»;
определить особенности внутренних займов как наиболее быстро развивающегося способа заимствований;
определить классификационные признаки государственных займов и тем самым рассмотреть классификацию;
определить принципы управления государственным долгом;
МФ РФ в процессе записи в долговой книге проводит учет и регистрацию долговых обязательств субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с требованиями единой системы учета и регистрации государственного долга.
Можно выделить две группы внутренних долговых обязательств:
1. Рыночные внутренние долговые обязательства, представленные в виде выпущенных ценных бумаг, (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
2. Внутренние долговые обязательства, не относящиеся к сфере товарного обращения, эмиссированные для покрытия финансовой бюджетной задолженности, к которым относятся: векселя МФ РФ, долги перед ЦБ РФ и др.)
Стремительный рост государственного внутреннего долга в России способствовал превышению расходов по обслуживанию долга над доходами, полученными при размещении государственных ценных бумаг. В целях уменьшения таких расходов, были проведены следующие мероприятия:
1. Допуск нерезидентов на рынки российских ценных бумаг, где им было разрешено приобретать государственные ценные бумаги, с открытием счетов типа «С»;
2. Организация выпуска займов и золотых сертификатов, не относящихся к сфере товарного обращения;
3. Организация выпуска еврооблигаций, что обеспечило возможность перевода внутреннего долга РФ во внешний долг, так как затраты на обслуживание внешнего долга (до 25 % годовых) ниже по сравнению с внутренним долгом.
Государственный долг оказывает существенные негативные последствия: так растут проценты по внутреннему долгу, погашение которых приводит к неизбежности роста налогового гнёта, что приводит к снижению экономических стимулов, способствовавших развитию производства; обуславливает неравенство в доходах; сдерживает инвестирование.
Путём использования финансовых средств федерального бюджета, покрываются расходы, идущие на размещение, выплату доходов и погашение долговых обязательств Российской Федерации.
Банк России и его структурные подразделения, если Правительством РФ не оговорены другие условия, за счёт проведения сделок по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их покрытию и выплате доходов в форме процентных доходов по ним (или в иной форме), обслуживает государственный внутренний долг. Данная операция проводится органом, получившим право от Правительства РФ, реализовывать обязанности эмитента государственных ценных бумаг на основании особых договоров, заключаемых ЦБ России с органом исполнительной власти на уровне Федерации. Реализация Банком России функциональных обязанностей генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга, исполняется на безвозмездной основе.
1.3 Причины возникновения государственного долга
Образованию государственного долга способствуют:
1. Используемые на покрытие дефицита бюджета Государственные, субъектов РФ и муниципальные заимствования.
2. Заключаемые субъектами РФ и муниципальными органами власти кредитные соглашения и договоры с иностранными государствами, международными финансовыми организациями и кредитными организациями от имени РФ.
3. Государственные гарантии и поручительства выполнения обязательств прочих заемщиков.
4. Обязательства третьих лиц, принятие на себя государством или муниципалитетами.
5. Внутренние и внешние соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет РФ или её субъекта, заключенные от имени РФ или её субъектов.
Также в последнее время к причинам возникновения государственного долга относят обусловленные кризисами и связанные с реструктуризацией госдолга банковские проблемы, например, такие как: условия и методы реструктуризации долга, доля валюты, в которой деноминирован долг, степень зависимости банков от правительства и др.
Недостаточная капитализация финансовых учреждений или, в особых случаях и неплатежеспособность всей банковской системы, когда банки владеют значительными активами в виде государственных долговых бумаг, может быть обусловлена крупномасштабной реструктуризацией. При этом властным и политическим структурам необходимо знать, что применение финансовых ресурсов для решения проблем банковского сектора, сдерживается определёнными условиями. Одним из таких условий является ограничение роли правительства, как собственника или гаранта, в ситуации, когда долг уже не может быть обслужен, и необходима его реструктуризация, которая требует точной разработки стратегии и мер влияния на банковскую систему.
1.4 Методы регулирования государственного долга
Главным направлением в настоящее время в экономической политике России является решение вопросов, относящихся к управлению государственным долгом, что обусловлено его ростом и необходимостью погашения, т.е. уменьшение долгов и обязательств по их погашению является главной целью управления внутренним и внешним государственными долгами. Однако это связано с большими трудностями, а именно: выбор способов регулирования долга узок, характер отношений с кредиторами сложен и пр.
На настоящий момент существуют и применяются такие методы управления государственным долгом, как:
1. Рефинансирование - обусловливает погашение долга (части основного или всего полностью) и процентов по данному долгу, используя средства от вновь размещенных займов.
2. Аннулирование или дефолт - означает несогласие государства выплачивать долг и проценты по данному долгу по выпущенным раньше займам.
3. Конверсия - решение, принятое государством в отношении изменения доходности выпущенных ранее займов, что возможно, если правительством будет снижена величина выплачиваемых процентов.
4. Новация - характеризуется ситуацией, когда заемщик и кредитор заключают соглашение об аннулировании ранее действующих обязательств, их замене новыми, обусловливающими иные условия погашения долгов, более лояльными по отношению к заёмщику.
5. Унификация - объединение двух или нескольких выпущенных ранее займов, при котором совершается обмен облигаций раньше выпущенных займов на облигации новых займов, на основе принятого государством решения.
6. Консолидация - характеризуется преобразованием краткосрочных займов в средне - и долгосрочные, среднесрочных в долгосрочные, что является достаточно выгодным для бюджета страны.
7. Отсрочка погашения займа, части займов или всех предыдущих выпущенных займов проводится тогда, когда продолжение выпуска новых займов не обеспечивает финансовой активности для страны.
В отношении внутренних займов, чаще всего используются такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация. Мера отсрочки погашения займа применяется для внешних займов, как наиболее эффективная.
Глава 2 Анализ динамики внутреннего и внешнего долга Российской федерации
2.1 Внутренний долг РФ
Рассмотрим динамику размера государственного внутреннего долга Российской Федерации за период с 1993 - 2012 гг. (таблица 1):
Таблица 1
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации2
По состоянию на |
Объем государственного
внутреннего долга | ||||
всего |
в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в рублях | ||||
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 | |||
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 | |||
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 | |||
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 | |||
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 | |||
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 | |||
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 | |||
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 | |||
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 | |||
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 | |||
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 | |||
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 | |||
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 | |||
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 | |||
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 | |||
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 | |||
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 | |||
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 | |||
01.01.2011 |
2940,39 |
472,25 | |||
01.01.2012 |
4190,55 |
637,33 |
Данные таблицы дают возможность проследить динамику размера государственного внутреннего долга Российской Федерации за 20 лет. При этом установлено, что размер внутреннего государственного долга за эти годы имеет отрицательную динамику: рост его произошёл более чем на 1300 %, причём, в 2001 и 2002 гг. происходило незначительное, но снижение размера внутреннего долга РФ, а с 2011 по 2012 гг. произошёл резкий скачок почти в 1,5 раза.
На рисунке 1 представлена структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 марта 2012 года.
Рисунок 1. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 марта 2012 года.
2.2 Внешний долг РФ
За двадцатилетний период внешний государственный долг РФ постоянно варьировался. После распада Советского Союза внешний долг РФ постоянно возрастал и достиг своего максимума после финансового кризиса, случившегося 1998 году. В это время внешний долг РФ доходил до 146,4 % от ВВП. В начале 2000 года он равнялся 146 млрд. долл. (суммарный государственный долг составил 84 % от ВВП).
В 2004 - 2008 годы, по поручению президента В. В. Путина, учитывая растущие доходы России от продажи нефти и газа, связанные с быстро растущими мировыми ценами на данные сырьевые ресурсы, государственный долг резко уменьшился. В результате длительных переговоров, в августе 2006 года Россия досрочно погасила 22,5 млрд. долл. в счёт долгов по кредитным обязательствам Парижского клуба, после чего государственный долг РФ стал равняться 53 млрд. долл, что составляло 9 % от ВВП.
В качестве сопоставления, по сведениям рейтингового агентства Standard&Poor's за 2005 год, по убывающей: государственный долг Германии был равен 68 % ВВП, Франции - 66 %, США - 53 %, Великобритании - 43 %, Норвегии - 36 %, Австралии - 12 %, Казахстана - 10 %, Гонконга - 2 % .
К началу 2007 внешний государственный долг РФ был на уровне 52 млрд. долл., что составляет 5 % от ВВП. Не смотря на мировой экономический кризис 2008-2009 гг., правительство страны продолжало снижать объем государственного долга. По данным Минфина РФ государственный внешний долг по состоянию на 1 ноября 2011 года был равен 36 млрд. долл. США, этот показатель является самым низким среди стран Европы. Внешний государственный долг РФ на 2011 г. находился в пределах от 5 до 10 % от ВВП.
На конец 2011 года внешний государственный долг РФ равнялся 35,8 млрд. долларов. По прогнозам рейтингового агентства Moody's внешний государственный долг России на 1 марта 2012 года остается очень низким - не более 10% от ВВП страны, что является самым низким показателем среди всех стран, имеющих рейтинг инвестиционной категории.
Используя данные о размере внешнего государственного долга РФ за 1991-2012 гг. последим динамику его развития (рисунок 2, таблица 2).
Согласно диаграмме с 2000 г. наблюдается тенденция ежегодного сокращения государственного внешнего долга РФ. Но по заявлению министерства финансов в 2012 году РФ намеревается выйти на рынок внешних заимствований. В государственном бюджете на 2012 год предусмотрена сумма займов в размере 7 млрд. долларов со сроком погашения не менее 10 лет.
Рисунок 2. Динамика государственного внешнего долга (1997-2012 гг.)
Таблица 2
Динамика развития государственного внешнего долга (1997-2012 гг.).
Дата |
Сумма (млрд. долл. США) |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января |
114,1 |
2006, 1 января |
76,5 |
2007, 1 января |
52,0 |
2008, 1 января |
44,9 |
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
2011, 1 января |
36,0 |
2012, 1 января |
35,8 |
В 2011 году для займов на мировом рынке не было необходимости, т.к. ожидалось, что госбюджет будет без дефицита. По заявлению министра финансов А.Г. Силуанова 12 января 2012 года, профицит госбюджета по итогам 2011 года равен 427,8 млрд. рублей. Однако в 2012 году дефицит госбюджета РФ по прогнозам Минфина и МВФ может составить до 1,5%.
Структура внешнего государственного долга России по данным на 1 ноября 2011 года согласно данным Минфина представлена в таблице 3.
Согласно данным, внесённым в таблицу 3, в структуре государственного долга преобладают долги, не погашенные по внешним облигационным займам, и долги по гарантийным обязательствам РФ, выраженные в иностранной валюте.
Таблица 3
Структура государственного внешнего долга (на 1 ноября 2011 г.)
Наименование |
Сумма (млн. долларов США) |
Эквивалент (млн. ЕВРО) |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
35 964,4 |
25 369,9 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1 043,1 |
735,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
57,8 |
40,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 626,7 |
1 852,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
29 183,4 |
20 586,5 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
1,8 |
1,2 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
24,6 |
682,0 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
966,8 |
17,3 |