Государственный долг и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «государственный долг», «государственный займ»;
определить особенности внутренних займов как наиболее быстро развивающегося способа заимствований;
определить классификационные признаки государственных займов и тем самым рассмотреть классификацию;
определить принципы управления государственным долгом;

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.rtf

— 3.86 Мб (Скачать файл)

 

Коммерческая задолженность бывшего СССР в структуре государственного долга представлена лишь незначительными остаточными суммами, выплата которых будет осуществлена после предоставления кредиторами всех необходимых документов, подтверждающих факт займа. Основные долги СССР были погашены еще в 2009 году.

Незначительным, но достаточно принципиальными аспектом является задолженность Всемирному Банку, которая достигает 2-х млрд. долл. Основной причиной освобождения от этой задолженности является репутация. РФ - единственное государство из «Большой 8-ки», имеющее долги перед ВБ, который спонсирует экономические программы в странах с развивающейся экономикой. Освобождение России от долгов и обязательств по их покрытию перед ВБ даст возможность избавиться от статуса «развивающейся» страны и окончательно перейти в класс «развитых».

Российский внешний государственный долг в настоящее время по независимым данным является самым низким из всех стран Европы. Это положение, несомненно, усиливает позитивные прогнозы по укреплению Российской экономики в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Влияние государственного долга на экономику страны

 

В сфере государственного долга главными направлениями политики Правительства Российской Федерации являются:

  1. Формирование условий для повышения роли государственных заимствований, как одного из главных источников, позволяющих осуществлять рефинансирование государственного долга.
  2. Объёмом государственного долга ограничение объёмов государственных заимствований.

3. Повышение в структуре государственного долга значимости внутреннего долга.

4. Сведение к минимуму затрат на поддержание и сопровождение государственного долга.

5. Минимизация использования финансовой поддержки от международных финансовых организаций в целях материального обеспечения общегосударственных проектов в области инфраструктуры.

6. Окончание урегулирования и погашение всех долговых обязательств союзного государства.

Основными целями долговой стратегии, по мнению Минфина РФ являются:

1. Рефинансирование долга, сохранение его объёмов и структуры, дающих возможность гарантировать выполнение долговых обязательств, направленных на его  обслуживание и погашение.

2. Реализация государственных внутренних заимствований в размерах, дающих возможность активно формировать рынок частных и муниципальных займов, используемых на инвестирование регионов и отраслей экономики.

3. Модифицирование структуры государственного долга РФ по разделу перспективного повышения значимости внутреннего долга в составе общего государственного долга.

Таким образом, обеспечение роста результативности по управлению  государственным долгом становится реальным только при условии применения научно обоснованной концепции формирования и реализации государственных долговых отношений в целях интересов населения страны.

Результативность управления государственным долгом требует систематического контроля и измерения, так, например, объём реализации финансовых средств для наполнения бюджетного дефицита свидетельствует о наличии чистой выручки, полученной от использования государственных займов. Эффективность государственной долговой деятельности в полном объёме изображается отношением суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженных в процентном отношении. При этом, эффективность управления (Э) можно определить с использованием следующего соотношения:

Э = (П - Р) / Р * 100,

где:

П - поступления по системе государственного долга;

Р - расходы по системе государственного долга.

Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение совокупного государственного долга к объёму ВВП, выраженного в процентном отношении, величина которого по международным стандартам не может быть больше 40-42% ВВП. Также наглядную характеристику состоянию долговой нагрузки даёт отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объёму ВВП, к доходам или расходам федерального бюджета, выраженных в процентном отношении.

Данные показатели долговой нагрузки при проведении основательного анализа, считаются как для внутреннего долга, так и для внешнего.

Коэффициент обслуживания внешнего государственного долга, который не должен превышать 25%, определяется как отношение совокупных платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны в результате экспорта товаров и непроизводственных услуг. Такой уровень коэффициента обслуживания внешнего государственного долга считается оптимальным.

Сложности с погашением внешнего долга перед странами-кредиторами испытывают все государства, что способствовало разработке большого количества методик и программ. Технология погашения внешнего долга предусматривает, например, следующие действия:

- оплату долга в национальной валюте с дальнейшим использованием её для инвестирования сфер экономики или превращения в собственность;

- покрытие долговых обязательств по согласию сторон товарными поставками;

- обмен долга на долговые обязательства третьих стран;

- равноценный обмен на ценные бумаги частных предприятий страны-должника долговых обязательств.

Такие совместные действия стран - кредиторов и стран - должников по обеспечению замены внешнего долга прочими видами обязательств, не такими «болезненными» для экономики и финансового состояния стран - должников методами, носят название конверсия внешнего долга. На сегодняшний день Правительство России использует только один способ: покрытие товарными поставками внешней задолженности. Для погашения имеющегося внешнего долга РФ, прочие формы конверсии являются выгодным механизмом, что требует тщательного исследования и анализа, а также подготовки и реализации соответствующих программ и методик. В перспективе выгодным механизмом погашения имеющегося внешнего долга РФ может также стать выкуп правительственных долгов на национальную валюту и передача их для инвестирования сфер экономики, а также замена акциями приватизированных предприятий долговых обязательств.

Управление государственным долгом.

 

Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности.

Управление государственным долгом включает также следующие меры:

- эффективное использование средств заимствования;

- поиск средств для выплаты долга;

- нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Эффективное использование средств заимствования предполагает направление их в проектах, позволяющих за отведенный срок получить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплат по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит процент, но и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга. Задержка выплаты долга чревата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок к качестве штрафных санкций.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение, прежде всего, в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

 

 

 

 

 

Глава 3. Валовой внешний долг частного и федерального сектора РФ: Его нынешняя позиция в мировом рейтинге и прогноз дальнейшей динамики

 

Валовой внешний долг - представляет собой совокупность государственного долга и долга частного сектора в иностранной валюте, погашаемого товарами или услугами.

Таблица 4.

Страны, имеющих крупнейший валовой внешний долг на 30 июня 2011 г.3

 

Страна

Внешний долг (млн. долларов США)

Внешний долг на душу населения (долларов США)

Внешний долг (% к ВВП)

США

15033607

50000

101 %

Великобритания

9836000

147060

396 %

Франция

5633000

74410

188 %

Германия

5624000

63493

159 %

Нидерланды

3733000

226503

309 %

Япония

2719000

19300

46 %

Италия

2684000

39234

101 %

Испания

2570000

52588

165 %

Ирландия

2357000

482340

1060 %

Люксембург

2146000

3759174

3411 %

Бельгия

1399000

126188

264 %

Швейцария

1346000

182899

271 %

Австралия

1302000

42057

92%

Канада

1181000

24749

62 %

Швеция

1016000

72594

165 %

Гонконг

903200

92725

311 %

Австрия

883500

97411

212 %

Норвегия

644500

113174

143 %

Дания

626900

110216

196 %

Греция

583300

49525

167 %



 

 

Этот показатель, по мнению многих экономистов мира, наиболее точно отражает состояние внешнего долга страны.

В таблице 4 отображен список 20 стран, имеющих крупнейший валовой внешний долг на 30 июня 2011 г. Список составлен по данным крупного международного рейтингового агентства Standard&Poor's на 30 июня 2011 г.

Россия в этом находится на 23-м месте с суммой долга 519,4 млрд. долларов, что составляет 23% ВВП страны. Сумма долга по международным данным практически совпадает с оценкой Центрального Банка РФ, валовой внешний долг РФ на начало 2012 года по его оценке составил 538,9 млрд. долл. США. Однако по данным ЦБ РФ валовой долг в процентном соотношении равен  10,4% ВВП. В независимости от отечественной и международной оценки по относительным показателя к размеру ВВП, размер валового долга России является одним самых низких среди развитых стран мира.

По данным Центробанка размер валового внешнего долга по состоянию на начало 2012 года в РФ возрос примерно на 50 млрд. рублей и составил 538,9 млрд. долл. Выросла с 31,5 млрд. до 329,6 млрд. долл. США задолженность предприятий в реальном секторе экономики. Долги российских банков к началу 2012 года увеличились на общую сумму около 20 млрд. долл. США (более чем на 12 %). и приблизились к 164 млрд. долл.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Карта стран по внешнему долгу

По вышеизложенным данным видно, что основные объемы мирового долга сконцентрированы на территории Северной Америки и Европы (рис. 3).

В результате быстрого уменьшения внешнего государственного долга и быстрого роста национальной экономики, РФ сама становится страной, предоставляющей кредиты,  так в 2011 году правительству Кипра был выделен РФ кредит на срок 4,5 года общей суммой около 2,5 млрд. евро по ставке 4,5% годовых, это при том, когда европейские государства предлагали этот кредит со ставкой не ниже, чем 15% годовых. В августе 2007 года РФ стала держателем долговых обязательств США и др. стран. Так за 5 лет доля РФ повысилась с 0% до 3% на рынке долговых обязательств. В 2008 году РФ вошла в 5ку крупнейших стран-кредиторов Америки, до 2011 года Россия занимала 8-е место в рейтинге кредиторов США (2,5 % всего своего государственного долга США 115 млрд. долларов). Параллельно РФ остается крупнейшим кредитором стран-членов СНГ.

Возрастающая роль РФ как страны-кредитора, ее экономическое и политическое влияние в скором времени позволят России стать одним из Международных экономических центров. Это станет новым этапом экономического развития страны, приведет в страну новые иностранные инвестиции, что, конечно, положительно отразится на жизни общества в целом.

 

Заключение

Информация о работе Государственный долг и его последствия