Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 19:23, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «государственный долг», «государственный займ»;
определить особенности внутренних займов как наиболее быстро развивающегося способа заимствований;
определить классификационные признаки государственных займов и тем самым рассмотреть классификацию;
определить принципы управления государственным долгом;
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 2 |
|
Глава 1 Теоретические аспекты государственного долга |
|
1.1 Сущность понятия «государственный долг» …………………... 4 |
|
1.2 Виды государственного долга …………………………………... 7 |
|
1.3 Причины возникновения государственного долга …………... 11 |
|
1.4 Методы регулирования государственного долга …………….. 13 |
|
Глава 2 Анализ динамики внутреннего и внешнего долга Российской федерации |
|
2.1 Внутренний долг РФ …………………………………………… 15 |
|
2.2 Внешний долг РФ ………………………………………………. 17 |
|
2.3 Влияние государственного долга на экономику страны ……...22 |
|
Глава 3. Валовой внешний долг частного и федерального сектора РФ: Его нынешняя позиция в мировом рейтинге и прогноз дальнейшей динамики ……………………………………………….. 27 |
|
Заключение ……………………………………………………………. 31 |
|
Список использованной литературы и источников …………….. 33 |
Введение
Развитие народного хозяйства России, и в первую очередь обеспечение финансовыми ресурсами неотложных нужд экономической, социальной, оборонной и других областей, требуют больших денежных вложений, которые формируются как из бюджетных финансовых средств, так и из дополнительных вложений, представленных государственными заимствованиями. В настоящее время ни одна страна не обходится без внешних и внутренних займов. Государственные займы и кредиты России были направлены на финансирование военных расходов в первой половине двадцатого столетия и помогли обеспечить социально-экономическое развитие страны во второй половине девятнадцатого века.
В годы новой экономической политики (НЭПа) правительству бывшего СССР после отмены государственного долга дореволюционной России в 1918 г. стоило больших усилий возобновить функционирование рынка государственных заимствований. Финансовой стабилизации экономического роста того времени большую поддержку оказывали займы. К 1930 году с целью выхода из сложной экономической ситуации правительством была предпринята политика распространения среди населения государственных займов, которые, в сущности, стали обязательными для всего населения страны, и практически не погашались, что обусловило рост внутреннего долга, а в дальнейшем, привело к замораживанию всех государственных долговых обязательств, кроме трехпроцентного выигрышного займа, имеющего большое хождение.
В начале 90-х годов в России стали формироваться первые рыночные отношения, которые обнаружили полное отсутствие практики и знаний по существованию и выживанию в условиях свободного рынка, а также по способу организации и осуществлению государственных долговых операций. Первые навыки деятельности российского предпринимательства в новых экономических условиях формировались на опыте зарубежных государств, имеющих достаточный срок существования в условиях рыночной экономики.
В настоящее время ситуация на рынке государственных заимствований значительно переменилась в сторону улучшения, но остаётся ещё достаточно проблем, связанных с выбором эффективной долговой политики, регулированием и управлением государственными займами и кредитами. Важной и актуальной остаётся проблема контроля общего направления выпуска государственных займов, предоставления гарантий и кредитов государством с целью предотвращения тяжёлых последствий в перспективе. Этого можно избежать, зная все специфические особенности государственного долга, методы эффективного управления, основываясь на опыте и практике других стран, концепциях ученых - экономистов.
Важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, роль и место страны на мировой арене в полной мере зависят от состояния государственного долга в кредитно-финансовой системе страны.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность государственного долга и его влияние на экономическую стабильность в стране.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия государственный долг,
- изучить виды государственного долга,
- проанализировать обстоятельства, способствующие образованию государственного долга, механизмы его регулирования,
- провести анализ состояния в Российской Федерации за период с 1993 по 2012 гг. внешнего и внутреннего долга, его динамики,
- рассмотреть значение и роль в экономике страны государственного долга.
Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1 Сущность понятия «государственный долг»
Долг Российской Федерации зарубежным и национальным физическим и юридическим лицам, субъектам хозяйственных отношений иностранных государств, организациям, осуществляющим свою деятельность в рамках международных отношений, перед прочими субъектами международного права, а также все обязательства, предоставленные Российской Федерацией по государственным гарантиям, составляют её государственный долг.
Дефицит бюджета государства и существование незадействованных денежных средств у физических и юридических лиц являются главными факторами формирования государственного долга, который должен отвечать таким специфическим особенностям, как возвратность, срочность и платность данных в долг средств, которые в корне отличают его от банковского кредита. С целью расширения и увеличения производства товаров и услуг, повышения результативности производственных процессов в целом, проводится кредитование хозяйствующих субъектов используется частный ссудный капитал.
Существуют следующие формы, на которые подразделяются государственные долговые обязательства:1
При выборе форм долговых обязательств правительство стран старается, в меньшей степени зависеть от иностранных кредиторов, так как это ослабляющее действует не только на суверенитет, но и на экономическую независимость государства. Учитывая это, страны стремятся в качестве кредиторов иметь население своей страны.
Долговые обязательства по структуре государственного долга РФ классифицируются на следующие группы:
Бюджетным кодексом .при предоставлении для РФ права приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга регулируется количество долговых обязательств и организация их исполнения.
По срокам реализации все долговые обязательства делятся на следующие: долгосрочные - продолжительностью от 5 до 30 лет; среднесрочные - продолжительностью от 1 года до 5 лет; краткосрочные - продолжительностью до 1 года. Предельная продолжительность долговых обязательств ограничивается сроком - не более 30 лет.
По уровню управления государственный долг подразделяется на следующие виды: государственный муниципальный долг, государственный долг субъектов РФ, государственный долг РФ.
По характерным признакам деление государственного долга происходит на следующие виды: - капитальный долг, который формируется из общего объёма средств, выпущенных и невыполненных государством долговых обязательств, а также из погашения обязательств, оплата которых подошла по срокам.
Государственный долг в соответствии с функционирующим законодательством делится на государственный и общегосударственный. Общегосударственный долг формируется из задолженности Правительства РФ, аппаратов управления республиками, находящимися в составе Российской Федерации и задолженностей местных органов власти.
Большей части стран, имеющих развитую экономику, на современном этапе присущ высокий государственный долг и затяжной недостаток финансовых средств в бюджетах на уровне государств и местных органов власти. Государства постепенно накапливают как внутреннюю, так и внешнюю задолженность, что увеличивает их государственный долг, причиной которого является существенное привлечение дополнительных финансовых ресурсов, с целью своевременного финансирования бюджетных расходов.
Следует отметить, что внешний государственный долг, складывающийся из межправительственных займов, взятых под проценты финансовых средств у международных банков и финансовых рынков, внешних государственных гарантий и кредитов, - это не только финансовая зависимость государств между собой, а действенный механизм, способствующий мировой экономической стабильности, укреплению международного сотрудничества и взаимопонимания.
1.2 Виды государственного долга
Классификация государственного долга в соответствии с видом валюты заимствований, кредитора и рынка заимствований определяет внутренний и внешний государственные долги.
Задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям составляет внешний долг, погашение которого обусловлено переводом процесса производства товаров (услуг) за пределы своей страны и снижением объёмов их потребления в стране.
Внутренний государственный долг состоит из долговых обязательств федерального правительства, выраженных в национальной валюте, которые обеспечиваются всеми активами, имеющимися в распоряжении правительства.
В соответствии с экономической теорией, внешними займами называются займы, заключение которых проводится через иностранные банки в иностранной валюте, или на иностранных фондовых биржах. Однако в действительности, внешними займами считаются займы, находящиеся в руках кредиторов- иностранцев. В руки иностранных кредиторов и обратно может попасть и внутренний заём.
Объём государственного внутреннего долга Российской Федерации на основании Бюджетного кодекса РФ состоит из:
1. Номинальной суммы долга, обусловленного государственными ценными бумагами и обязательств по ним, выраженых в национальной валюте;
2. Полученного РФ полного пакета основного долга по займам и обязательств по этим кредитам, выраженных в национальной валюте;
3. Полученного РФ пакета основного долга по займам бюджета.
На основании Бюджетного кодекса РФ в пакет государственного внешнего долга РФ вводятся:
1. Номинальная сумма долга, обусловленного государственными ценными бумагами и обязательства по ним, выраженные в иностранной валюте.
2. Полученный Российской Федерацией пакет основного долга по займам, и обязательства по этим займам, выраженные в иностранной валюте, и привлечённые под государственные гарантии РФ целевые иностранные кредиты (заимствования);
3. Выраженный в валюте зарубежных стран пакет обязательств по государственным гарантиям РФ.
На основании федерального, субъектов и местного законов о бюджете утверждаются предельные объёмы внутреннего долга на соответствующий финансовый год. Правительство РФ имеет право превысить предельный объём внутреннего долга, при условии, что это уменьшает затраты на обслуживание государственного долга. Также законом о бюджете утверждается используемый на финансирование дефицита бюджета Правительства РФ, субъекта РФ или муниципального образования, предельный объём заёмных средств. Предельный объём привлекаемых заёмных средств ограничен.
При этом он не может быть больше:
- 30% доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год, не считая материальной помощи из средств федерального бюджета и займов, полученных в текущем году;
- 15 % доходов местного бюджета на текущий финансовый год, не считая материальной помощи из средств федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ, полученных в текущем году займов.
Кроме ограничения предельного объёма привлекаемых заёмных средств законом о бюджете также ограничиваются допустимые величины расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга. При этом он не может быть выше 15 % объёма затрат бюджета соответствующего уровня. При условии, что на текущий финансовый год затраты на поддержание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга превосходят допустимый предел, то осуществляется следующее:
1. Организуется контрольная проверка бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета;
2. Исполнение бюджета проводится под жёстким контролем субъекта РФ для местных органов власти и под контролем Министерства финансов РФ для субъекта РФ;
3. Прочие меры, ограничивающие превышение затрат, идущих на обслуживание государственного долга местными бюджетами и бюджетами субъектов Российской Федерации.