Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 23:05, реферат
В процессах становления иразвития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V—VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократиифранков в органы новой, публичной власти, в собственногосударственные органы. Второе — определялось развитием органов вотчинного управления, третье — было связано с постепенным превращением государственной властифранкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развитияфранкского общества (VIII—IX вв.).
Государственный строй франков
В процессах становления иразвития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V—VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократиифранков в органы новой, публичной власти, в собственногосударственные органы. Второе — определялось развитием органов вотчинного управления, третье — было связано с постепенным превращением государственной властифранкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развитияфранкского общества (VIII—IX вв.).
Завоевание Галлии послужило мощным импульсомсоздания нового государственного аппарата у франков, ибооно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положения всемисредствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейшихполитических акций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.
С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти.Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на "истинную веру", объединение в вере многих народов под эгидойединого короля как верховного, не только светского, но идуховного главы своих народов.
Постепенный переход галльской
элиты в христианскуюверу становится
также важным историческим факторомобъединения
Галлии, развития особой региональной
феодально-христианской,
Социально-экономические, религиозно-идеологические,
Роль общины в судебных делах была исключительновелика. Община отвечала за убийство, совершенное на еетерритории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачиваливергельд.
Король выступал прежде всего как "охранитель мира",как исполнитель судебных решений общины. Его графы,сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихсяудовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждаяв определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.
Королевские предписания, согласно Салической правде, касаются незначительного круга государственных дел —призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например,исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.
Власть франкских королей стала передаваться по наследству. В VI—VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королейусиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви ужеговорится о священном характере королевской власти, онеограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю,относимой к тяжким преступлениям.
Однако король в это время —
прежде всего военныйпредводитель, военачальник,
главной заботой которого является "порядок"
в королевстве, усмирение выходящей изповиновения
местной знати. С ограниченностью королевских
функций было связано и отсутствие эффективно
действующих органов центральной администрации,
казначейства,самостоятельных королевских
судов, обладающихапелляционными функциями.Складывающийся
государственный аппарат отличается еще
крайней аморфностью, отсутствием четко
разграниченных должностных полномочий,
соподчиненности, организации делопроизводства.
Нити государственного управления сосредоточиваются
в руках королевских слуг и приближенных.
Среди них выделяются дворцовый граф,референдарий,
камерарий. Дворцовый граф выполняет
главным образом судебные функции, руководит
судебными поединками, наблюдает за исполнением
приговоров. Референдарий(
В VI—VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерноусиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями "из седла".
Формирование местных органов власти происходит вэто время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими,военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгинв качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и"судья" становятся однозначными, их назначение входит висключительную компетенцию королевской власти.
Вместе с тем вновь возникающие
органы государственного аппарата франков,
копируя некоторые позднеримские государственные
порядки, имели иной характер и социальное
назначение. Это были органы власти, выражавшие
интересы прежде всего германской служилой
знати икрупных галло-римских землевладельцев.
Они и строилисьна иных организационных
основах. Так, например, широкоиспользовались
на государственной службе дружинникикороля.
Во второй половине VII в. складывается новая системаполитического господства и управления, своего рода "демократия знати", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.
Расширение участия феодализирующейся знати в управлении государством, "сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает- созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Безсогласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаютс яключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.
Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктом (ст. 12) запрещалось назначение "должностного лица (judex — вероятно, герцога или графа), как и подчиненного ему человека", если они не были местными землевладельцами. В 673 годусветская знать добилась подтверждения Хильпериком II этой статьи эдикта. Функции управления, таким образом, закреплялись за крупными местными феодалами.
В поздних правдах местным правителям — герцогам и графам — уделяется не меньше внимания, чем королю.Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за "пренебрежение к их повестке с печатью". Специальный титул 2-й Баварскойправды посвящен герцогам, "которых народ поставил или их избрал"; он свидетельствует о широте тех дел, "которые их касаются". Здесь предусмотрено наказание в видезначительного штрафа не только за невыполнение, но и за "небрежность" при выполнении их приказов (2, 13), вчастности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6),вероятно, "поступившего против закона" (2, 2).
Более того, по Аламаннской правде должность герцога наследуется его сыном, которому, однако, грозит "изгнание и лишение наследства" за попытку "завладеть ею грабительски" (25, 1—2), правда, король мог "простить сына... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.
Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться её личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.
С середины VII в., в эпоху так называемых ленивыхкоролей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается засчет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Яркимпримером этому может служить сама смена королевскойдинастии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правилстраной. Благодаря проведенным реформам ему удалось наопределенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политическойдестабилизации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол.
Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему развитию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управления. Новой перестройке аппаратауправления способствовало широкое распространение в этовремя иммупитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась,(частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров-вотчинников.