Характеристика и механизм рыночного функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем рассматривать механизмы функционирования рынка мы должны дать определение рынку, которое не однозначно:
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рынка
1.1 Понятие и сущность рынка
1.2 Типы и функции рынка
1.3 Рыночная система в Германии
2. Механизм рыночного функционирования
2.1 Формы и типы рыночных связей
2.2 Рынок, как социальный институт
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 100.25 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение

1.  Общая характеристика рынка

     1.1 Понятие  и сущность рынка

     1.2 Типы и  функции рынка

     1.3 Рыночная  система в Германии

2. Механизм рыночного  функционирования

    2.1 Формы и типы рыночных связей

    2.2 Рынок, как социальный институт

Заключение

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие характеристики  рынка

1. 1. Понятие и  сущность рынка

Прежде чем рассматривать  механизмы функционирования рынка  мы должны дать определение рынку, которое не однозначно:

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений  товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Рынок нередко определяют как совокупность существующих и  потенциальных покупателей товаров. Вместе с тем в более широком  плане рынок определяется как  совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством  которых осуществляется реализация товаров. Таким образом, рынок представляет собой обширную сферу проявления индивидуальных случайностей.

Поскольку воспроизводственный  процесс отражает объективную логику развития общества, рынок не может  быть случайным явлением - его возникновение  вполне закономерно и связано  с процессом развития общественного  производства.

Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок  не только является регулятором, но и  служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него являются убытками для общества.

Для идеального рынка (который  в действительности не существует), необходимо три основных условия:

1) абсолютное право любого  человека или организации производить,  покупать или продавать что  угодно, не запрещённое законом  или моральными нормами;

2) абсолютное право свободной  продажи и покупки любого товара  на рынке по свободной цене;

3) абсолютная свобода  доступа к любой отрасли производства  продуктов и оказания услуг  без ограничения.

Идеальных рынков в природе  не существует, поскольку не может  быть абсолютно свободных товаропроизводителей, покупателей и цен. Общество существует как большая система, в которой  между всеми элементами имеется  огромное число причинно-следственных связей, поэтому реально не может  быть не только всех, но даже единичных  продавцов, покупателей и цен, абсолютно  свободных и независимых.

Рынок может существовать только в том случае, когда он одновременно включает следующие рынки:

- рынок средств производства;

- рынок потребительских  товаров;

- рынок интеллектуальных  продуктов;

- финансовый рынок (который  подразделяется на рынок ценных  бумаг и рынок кредитов);

- рынок рабочей силы.

В настоящее время наблюдается  устойчивая тенденция увеличения значимости рынка интеллектуальных продуктов  и финансового рынка и уменьшение значимости рынков материальных ресурсов и товаров.

При производстве интеллектуальных продуктов используется весь комплекс достижений научно-технического прогресса, все предшествующие открытия, изобретения, передовые идеи. Благодаря этому  стоимость интеллектуальных затрат составляет 90-98%, а материально-вещественных - 2-10%. Поэтому в настоящее время  значительно целесообразнее производить  и продавать интеллектуальные товары, чем материалы, сырьё и т.п.

Итак, основными составляющими  рынка являются:

1) продавец;

2) покупатель;

3) продукт или услуга;

Продавец выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, сбытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку  все сделки осуществляются в условиях действия окружающей среды, то , естественно, среда не остаётся пассивной к  продавцу и товару.

Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические  и другие факторы, действующие на рынок. Это ещё раз подчёркивает, что принципиально не может быть абсолютно свободных продавцов, покупателей и цен.

Степенью предложения  товаров и спроса на них характеризуется  насыщенность рынка. Если предложение  превышает спрос, то цены должны упасть, так как производитель стремится  реализовать продукцию и возместить затраты хотя бы частично. Если спрос  существенно превышает предложение, цены растут.

Следует видеть разницу между  потребителем и покупателем. Применительно  к потребительскому рынку продукты питания, например, покупает обычно хозяйка  дома - следовательно, она является покупателем. Потребляют же эти продукты все члены семьи, поэтому он являются потребителями. Поэтому следует  в каждом конкретном случае чётко  определить, кто является конечным потребителем товара, что позволит установить обратную связь.

Состояние рыночного равновесия, при котором величина спроса равна  величине предложения, обычно является мимолётным или вообще не достигается. На практике, как правило, имеет место  рыночная ситуация, при которой либо спрос превышает предложение, либо предложение превышает спрос. В  первом случае складывается ситуация, называемая рынком продавца (рынок  производителя), при которой предложение  определяет максимум объёма продажи  данного продукта или услуги на определённом рынке. Второй случай - это рынок покупателя (рынок потребителя), определяющий рыночную ситуацию, при которой спрос определяет максимум объёма продажи данного товара на каком-то рынке.

Недостаточность предложения, типичная для рынка продавца, может  иметь разный диапазон. Она может  быть постоянной или временной, охватывать весь рынок или только его отдельные  сегменты, например региональные или  отраслевые. Основное ограничение предложения  вытекает из дефицита факторов производства - производственных площадей, оборудования, сырья, материалов, комплектующих изделий, запасных частей и т.д. Другое ограничение  может быть следствием контроля предложения, чаще всего в виде административного  распределения. Это лимитирует свободную  продажу и создаёт условия  для развития теневой экономики. Другое ограничение предложения  связано с низкой эластичностью  факторов производства во взаимосвязи  с действием фактора времени. Это означает, что прирост продукции  иногда можно получить только через  продолжительное время, например из-за длительности производственно цикла.

 

1.2 Типы и функции  рынка

История развития рынка позволяет  выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемыми деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число  участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между  ними;

2) абсолютно свободный  доступ к любой хозяйственной  деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность  факторов производства; неограниченная  свобода передвижения капитала;

4) наличие у каждого  участника абсолютно полной информации  о рынке (о норме прибыли,  спросе, предложении и т.д.). Осуществление  принципа рационального поведения  рыночных субъектов (оптимизация  индивидуального благосостояния  в результате прироста доходов:  продать подороже, купить подешевле)  невозможно без информации;

5) абсолютная однородность  одноименных товаров (отсутствие  торговых марок и т.д.);

6) ни один участок свободной  конкуренции не в состоянии  оказать непосредственное влияние  на решение другого неэкономическими  методами;

7) цены устанавливаются  стихийно в ходе свободной  конкуренции;

8) отсутствие монополии  (один производитель), монополии  (один покупатель) и государственного  регулирования.

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

Но свободный рынок  имеет и следующие серьезные  недостатки:

а) рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную «защиту» населения. Социальные последствия свободного рынка таковы: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем. Следовательно, необходимо вмешательство государства для решения социальных проблем.

Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций  рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии  получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское  существование.

Рынок не может создать  условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются  только те, на чью рабочую силу имеется  спрос. Свободный рынок не гарантирует  полную занятость населения, а также  стабильный уровень цен;

б) механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития-производства. Имеет место нехватка денег. Проблему эмиссии денег берет на себя государство в лице, госбанка;

в) деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, продуктов питания пестицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма и т.д. Свободный рынок, таким образом, зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов;

г) свободный рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.);

д) рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе;

е) экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами;

ж) рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные производства), но необходимы обществу.

Свободный рынок — это  абстракция: в настоящее время, да и в прошлом (в различной мере) имело и имеет место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.

Сегодня у нас многие считают, что переход к рыночной экономике  означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечит  полное раскрепощение инициативы и  деловой активности людей, улучшение  их жизни.

В действительности полной свободы нет и быть не может. Еще И.И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г.В. Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж. Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен Адама Смита, и кто призывает к этому — человек с психическим заболеванием клинического характера.

Информация о работе Характеристика и механизм рыночного функционирования