Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:07, курсовая работа
Прежде чем рассматривать механизмы функционирования рынка мы должны дать определение рынку, которое не однозначно:
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.
Введение
1. Общая характеристика рынка
1.1 Понятие и сущность рынка
1.2 Типы и функции рынка
1.3 Рыночная система в Германии
2. Механизм рыночного функционирования
2.1 Формы и типы рыночных связей
2.2 Рынок, как социальный институт
Заключение
Рыночные сделки различаются также по характеру взаимодействия их участников, что определяет неодинаковые типы рынков.
2.2 Рынок, как социальный институт.
Под социальным институтом понимается определенная организация публичной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.
Во второй половине XX столетия обычный рынок - тот, который базируется на совокупности определенных институтов. Большой специалист по рыночной экономике Р. Коуз (США) в речи при вручении ему Нобелевской премии (1992) выделил: без соответствующих рыночных институтов нереально развитие рыночной экономики хоть какого уровня.
Что же входит в систему рыночных институтов? Во-первых, сюда включена правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи:
Роль права состоит в том, что оно передает хозяйственной деятельности следующие характеристики:
Конкретно такие характеристики разрешают обеспечить правовое регулирование всей системы рыночных отношений. Базу этого регулирования составляет
Гражданский кодекс выполняет роль кодекса цивилизованного рынка.
С одной стороны, Гражданский кодекс отражает и законодательно закрепляет коренную изюминка рынка - экономическую свободу его субъектов. Так, в ГК
В Кодексе особо подчеркивается, что физические и юридические лица получают и осуществляют свои гражданские нрава сноси волей и в собственном интересе. Они свободны в установлении собственных прав и обязанностей на базе контракта и в определении всех не противоречащих законодательству условий контракта (статья 2).
С другой стороны, Гражданский
кодекс, остальные юридические законы
упорядочивают дела рынка, содержат
нормативно-законодательное
Это значит, что институт
правового регулирования
Во-вторых, в систему рыночных институтов входят органы государственного контроля и регулирования:
Выходит, что структура современного рынка усложнилась. О и включает не лишь горизонтальные дела меж физическими и юридическими лицами. В эту структуру входят отменно новейшие вертикальные связи. Они идут сверху вниз - от страны к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.
В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.
Наконец, в систему рассматриваемых нами институтов включается особая рыночная инфраструктура - совокупность компаний, учреждений и организаций, которые связывают производителей и потребителей, придают рыночной системе целостность и завершенность. В эту инфраструктуру входят торговые компании, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем в каждом виде рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке продуктов (потребительских и производственных) и услуг имеются специализированные организации: товарные биржи, компании оптовой и розничной торговли, бессчетные компании, занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и т.д.
Итак, ознакомление с рынком
как социальным институтом позволило
нам выявить тот внутренний механизм,
который сейчас прочно объединяет все
цивилизованные рыночные связи в
единую целостность. Благодаря данной
целостности рынок приобретает
способность к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить,
то есть какие товары и услуги
должны быть предложены
2. Как производить, то
есть какой из способов
3. Для кого следует
эти товары и услуги
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.
Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.
В экономической теории различают
различные виды рынков, которые основываются
на собственной инфраструктуре, обслуживающей
его потребности. Кроме того, рыночную
экономику обслуживают
Роль рынка в общественном
производстве играет большую роль:
он подает сигнал производству – что,
в каком объеме, и какой структуре
следует производить; уравновешивает
спрос и предложение, обеспечивает
сбалансированность экономики; дифференцирует
товаропроизводителей в соответствии
с эффективностью их работы и нацеленностью
на покрытие рыночного спроса; “убирает”
неконкурентоспособных
В рыночной экономике благосостояние
каждого определяется тем, насколько
успешно он может продать на рынке
товар, которым владеет. Тот, кто
предложил покупателям
Как не упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа остается в основном неизменной – это столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности и поэтому абсолютно самостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: что производить? Как изготовлять? Кому и по какой цене продавать? Как использовать полученные доходы?
Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономического процветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитие рыночных механизмов и следить за тем, чтобы они работали на благо, а не во вред национальной экономике.
Список используемых источников:
1. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995.
2. Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 1995.
3. Социальная рыночная экономика. Германский путь. Хайнц Ламперт. Издательство “Дело”. Москва 1994.
4. Экономическая теория. Учебное пособие. Н. Г. Кузнецов. Москва 2004.
5. Экономика зарубежных стран. Учебное пособие. А. И. Погорлецкий. Санкт-Петербург 2000
6. Экономическая теория. Учебник для вузов. А. Г. Грязнова Москва 2005
7. Сайт: http://www.bishelp.ru/
8. Сайт:http://rudiplom.ru/
9. Сайт: http://www.vuzlib.net/beta3/
10. Сайт: http://www.economy-web.org/?p=
Информация о работе Характеристика и механизм рыночного функционирования