Характеристика и механизм рыночного функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем рассматривать механизмы функционирования рынка мы должны дать определение рынку, которое не однозначно:
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рынка
1.1 Понятие и сущность рынка
1.2 Типы и функции рынка
1.3 Рыночная система в Германии
2. Механизм рыночного функционирования
2.1 Формы и типы рыночных связей
2.2 Рынок, как социальный институт
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 100.25 Кб (Скачать файл)

Однако в последнее  время Германия испытывает определенные трудности в результате реализации своей модели социально-рыночного  хозяйствования. Высокий уровень  социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в  социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды  приходится 81 евро. Достаточно велик  уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству  части немцев. Для поддержания  социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс  на население и компании. Уровень  налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги тогда  отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании — 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ  составляет 50 %.

Высокий уровень старения населения также обуславливает  значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий  уровень пособий для безработных  нередко порождает иждивенческие  настроения в обществе, а значит, — стимулирует неуклонно высокий  процент безработицы (по разным оценкам, 7.8-8.5 %).

В конце 2000-го года Германия достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая  теперь нуждается в серьезной  модернизации.

Во-вторых, особенностью экономического пути развития Германии является так  называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью  банков в экономике страны. Банки  являются в Германии крупными акционерами  промышленных компаний и компаний в  сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в  процесс принятия бизнес решений. Таким  образом, позиции банков в экономике  Германии с учетом их реального влияния  на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

Динамика ВВП в странах  Большой восьмёрки в 1992-2009 годах, в процентах от уровня 1992 года наглядно представлено в рисунке 1

Рисунок 2-Динамика ВВП в странах Большой восьмерки

 

В-третьих, Для экономики  Германии характерна высокая степень  индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в  производстве ВВП составляет промышленность — основное направление специализации  ФРГ в мировой экономике.

В-четвертых, в силу исторически  обусловленных причин наблюдается  неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока  Германии остается проблемой, требующей  времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.

Еще одной особенностью германской экономики является ее экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие  были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года германский экспорт товаров  и услуг рос сильнее, чем объемы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда  объем мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индию, Китай и страны Восточной Европы в связи с  расширением ЕС на Восток.

Традиционно одной из ведущих  отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП  страны составляет 29 % (в 2003 г.), а в  совокупном экспорте — 87 % (2006 г.), тем  самым она является мотором внешней  торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее  время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно  повысился вес сферы услуг, которая  сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в  мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

Промышленность Германии

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями  являются:

  • автомобилестроение;
  • электротехническая промышленность;
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • черная металлургия;
  • авиационная и космическая промышленность;
  • производство информационной и коммуникационной техники
  • судостроение

В германской промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые  традиционные отрасли, например сталелитейная  и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях  сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции  со стороны стран с низкими  зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний  перешли в собственность иностранных  компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и — по сравнению  с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, — имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн  человек.

Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них —  общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические — E.ON и RWE или группа Bosch.

В последнее время удельный вес промышленности в экономике  заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений  ее доля в ВВП в период между 1970 г. и 2001 г. снизилась с 51,7 % до 23,8 %. При  этом в ВВП резко возросла сфера  услуг, предоставляемая государственным  и частным сектором.

Машиностроение

Некоторые крупные западногерманские  автомобильные фирмы активно  включились в строительство новых  производственных мощностей в Саксонии и Тюрингии. Инвестиции западногерманской  автомобильной промышленности в  восточных землях составили примерно 7 млрд марок. После расширения производства в новых землях будут выпускать  около 370.000 автомобилей.

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики  Германии. После Японии Федеративная Республика — второй по величине производитель  автомобилей в мире. Например в 2003 году Германия произвела 5.5 миллионов  автомобилей. Из 5,687 млн автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 г., свыше 70 % пошли на экспорт.

Машиностроение считается  отраслью промышленности страны с наибольшим числом предприятий. Здесь по традиции преобладают малые и средние  предприятия, 83 % из которых — мелкие и средние предприятия, насчитывающие  менее 200 человек. Около 68 % оборота связано  с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится 20,4 % совокупного  мирового экспорта машиностроения.

Химическая промышленность

Еще в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере. Большинство крупнейших предприятий  расположено в долинах Рейна  или его притоков; важнейшими промышленными  центрами являются Людвигсхафен (концерн  «BASF»), Леверкузен со штаб-квартирой  и крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд. Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также  в агломерации Рейн-Майн с главным  центром Франкфурт-на-Майне (концерн Hoechst AG), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн BASF), на Нижней Эльбе.

Легкая промышленность

Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б́ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

В 2005 году посадки винограда  сорта Рислинг, являющегося основой  винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта  является британский рынок, на втором месте — рынок США, который  в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем  немецкие виноградари принимают  усилия для восстановления своих  позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего  солнца.

Электротехническая промышленность

Германия еще с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического  и электронного оборудования. Международное  признание в данной сфере получили такие концерны, как Siemens AG, Hager, Robert Bosch GmbH и т. д. Основными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, и другие.

В структуре электротехнической промышленности ФРГ выделяется как  производством дорогостоящей продукции  промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы), использующее большое количество цветных металлов, специальных сортов стали, так и  выпуском бытовых товаров длительного  пользования (холодильников, стиральных машин, микроволновых печей, пылесосов  и др.).

Быстрое развитие электротехнической промышленности в ФРГ связано  с внедрением информационных технологий, созданием атомной промышленности и с заказами военно-промышленного  комплекса. Наиболее крупная ТНК в отрасли — «Сименс». Лидирует в электротехнической промышленности Бавария. Крупнейшие центры — Берлин, Мюнхен, где находится штаб-квартира и группа заводов концерна «Сименс», а также Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Кельн и др. Из электротехнической промышленности выделилась электронная индустрия — самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Основное влияние на размещение производства оказывает наличие трудовых ресурсов разного уровня квалификации и близость научных центров.

Металлургия

Черная металлургия в  Германии в настоящее время уже  не является ведущей отраслью промышленности, ее конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает  географическое прибрежное расположение основных металлургических центров. Главный  район концентрации черной металлургии  — запад Рурского каменноугольного бассейна, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург, Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов здесь выплавлялось 31,0 млн тонн чугуна, 40,8 млн тонн. стали. Большая часть продукции ориентирована  на внутренний рынок.

Начиная с 1970-х годов западногерманские  стальные концерны все более диверсифицируют  профиль своей коммерческой деятельности, перенося основной акцент с выпуска  собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

Цветная металлургия, так  же как и черная металлургия, базируется на импортном первичном сырье  и на собственном и импортном  ломе цветных металлов. Соответственно большинство центров располагается  на побережье. Среди них — Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена  почти полностью в Гамбурге и  Люнене, рафинированной — в них  же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Авиакосмическая промышленность

Несмотря на то, что авиакосмическая  промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике  страны, она имеет стратегически  важное значение. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. В ней совмещены почти все  виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная  и регулировочная техника, а также  техника управления и материалов. Инновации в этой сфере существенно  способствовали подъему производства компьютеров. Кроме того, они используются во многих других сферах: например, в  мобильных системах связи, навигационных  системах автомобилей, техническом  обеспечении видеоконференций и  др.

После некоторого спада в  начале 1990-х, германская авиакосмическая  промышленность резко пошла в  гору. В 2010 г. ее оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней  населения оценивалось почти  в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 %, военного — 23,1 %, космической промышленности — 8,6 %. Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter.

Судостроение

Германия является одной  из ведущих европейских держав в  судостроении. Выпуском различных машин  для судостроения здесь занимаются более 1 млн рабочих. Прямые поставки комплектующих смежных отраслей судостроения выполняют 350—400 предприятий  страны, при этом одна треть комплектующих  используется в Германии.

В 2009 году судостроители  Германии сдали заказчикам 84 морских  судна суммарной вместимостью 1.3 миллиона брт на сумму 4.4 миллиарда  евро, лучший результат со времени  объединения Германии. Получено заказов  на 46 судов суммарной валовой 0.6 миллиона на 2.9 миллиарда евро. То есть количество заказов упало до самого низкого  с 2001 года уровня, обьем строительства  сократился до половины обьемов имеющихся  мощностей. Итого в портфеле заказов 172 судна валовой 3.1 миллиона брт  на 13.3 миллиарда евро, по состоянию  на 31 декабря 2009. В первом квартале этого  года заказчики отказались от 19 заказов  на сумму 940 миллионов евро.

Информация о работе Характеристика и механизм рыночного функционирования