Итак, не может быть полной
экономической свободы, но должна быть
достаточная экономическая свобода,
которая способствует быстрому развитию
экономики и которая обеспечивается
развитием нормального, цивилизованного,
регулируемого рынка.
Регулируемый рынок — это
результат цивилизации и гуманизации
общества, когда государство стремится
как-то смягчить удары рынка по интересам
отдельных членов общества, но не настолько,
чтобы свести на нет мотивацию к творческому,
инициативному труду и риску в хозяйственной
деятельности. Рынок должен быть регулируемым,
чтобы снять или как-то ограничить отрицательные
его последствия.
• Еще И.Л. Кондратьев отмечал,
что регулирование в рамках капиталистической
системы ограничено государственной
собственностью и осуществляется косвенно
(Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической
динамики. М.: Экономика, 1989).
Некоторые авторы до недавнего
времени заявляли о недопустимости
термина «регулируемый рынок» (называли
его «горячим льдом», «квадратным
колесом», т.е. абсурдом) на том основании,
что рынок есть саморегулирующаяся
система.
Дело, однако, в том, что
рынок может регулироваться:
• с помощью своего собственного
рыночного механизма, элементами которого
являются конкуренция, прибыль, цена, спрос,
предложение и др.;
• государством прямо и
косвенно через госзаказы, налоги и
т.д.
Для нас же сегодня
крайне важно, как отмечал В.
Леонтьев, найти оптимальное сочетание
рыночного и государственного
регулирования. Пока нет ни одного государства,
которое бы идеально отвечало этому требованию.
Взаимодействие этих двух
сторон регулирования рынка носит
мониторинговый (т.е. напоминающий) характер,
свидетельствующий об усилении либо
собственного рыночного механизма,
либо государственного регулирования.
Государство в определенной
степени обеспечивает условия функционирования
рынка и чрезмерное вмешательство
государства в рыночные отношения
приводим к их деформации. Наиболее
ярким примером деформации рынка может
служить рынок в нашей экономике.
Условия функционирования рынка
у нас были таковы, что его положительная
роль в развития экономики была сведена
на нет, отсюда вытекают заявления об
отсутствии рынка, что не совсем правильно
отражает реальность, ибо акты купли-продажи
существовали, что признавали и признают
не только отдельные экономисты России,
но и Запада (например, В. Ойкен и
др.). Личное подсобное хозяйство
в разные годы носило разную степень
товарности, но без него крестьянин
не мог бы существовать. Таким образом,
рынок был и есть, но он серьезно
деформирован.
Основные черты деформации
рынка в условиях административно-командной
или директивной системы хозяйства:
1) отсутствие многочисленных
рыночных субъектов, организующих
свою хозяйственную деятельность
на основе разных форм собственности;
2) чрезмерная централизация
в распределении товарных ресурсов
и их движении, отсутствие самостоятельности
в коммерческой деятельности;
3) монополизм производителя
и торговца;
4) несбалансированность
спроса и предложения, которая
с каждым годом возрастает;
5) чрезмерный рост цен,
безудержная инфляция, нарушение
денежного обращения, бюджетный
дефицит, огромная эмиссия денег
и т.д.;
6) расцвет теневой экономики,
«серого» и «черного» рынков;
7) попытка усиления региональных
рынков, разгул центробежных сил;
8) расцвет бартерных сделок
вместо более развитых торгово-денежных
отношений;
9) деформация экономических
интересов субъектов рыночных
отношений (например, у торговцев
возникает интерес не продать,
а припрятать товар), отсутствие
мотивации к эффективному труду,
риску в хозяйственной деятельности;
10) отсутствие у потребителя
права выбора товара.
Чтобы устранить деформацию
рынка, ликвидировать болезни рыночной
экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность),
необходимо создать условия для перехода
к рыночному хозяйству в России и последующего
его развития. Такими условиями являются:
- наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия, всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, должно быть не менее 15—20 изготовителей однотипной продукции (если производителей 4—5— это олигополия, если 1—2 — монополия, что может сдерживать развитие рынка);
- обеспечение свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размешать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.), т.е. свободная купля-продажа;
- формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которая не устраняет рынок;
- свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка мощностей - это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;
- полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;
- наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;
- сохранение наряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;
- последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;
- обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Сущность рынка находит
свое выражение в его экономических
и социальных функциях. Мировой и
национальный опыт показывает, что
рынок оказывает громадное влияние
на все стороны жизни общества.
Основные экономические функции рынка
представлены на рисунке 1
Рисунок 1-Функции рынка
1. Информационная функция.
Ее суть состоит в том, что
через систему целого ряда
показателей (цены, проценты, количество,
качество и ассортимент товаров
и услуг и т.п.) рынок, как
гигантский компьютер, собирает,
перерабатывает и выдает обобщенную
информацию в рамках той экономической
территории, которую он охватывает,
информирует общество о состоянии
экономики.
2. Посредническая функция.
Рынок соединяет в единую систему
экономически обособленных, товаропроизводителей
и потребителей. В результате
продавцы и покупатели находят
друг друга, у каждого из
них появляется возможность выбрать
и подходящего покупателя, и нужного
продавца.
3. Регулирующая функция.
Рынок дает ответы на вопросы:
что производить? как производить?
для кого производить? На основе
межотраслевой и межрегиональной
конкуренции идёт бесконечный
перелив капиталов и ресурсов,
что в конечном счёте формирует
такую структуру экономики, которая
отвечает требованиям рынка, требованиям
потребителей.
4. Ценообразующая функция.
Известно, что у каждого товаропроизводителя
складываются свои индивидуальные
затраты и, следовательно, индивидуальные
стоимости и цены. Между тем
рынок признаёт лишь общественно
необходимые затраты и соответственно
общественные, рыночные цены, которые
одновременно отражают и потребности
покупателя, и уровень предложения
товарной массы.
5. Функция экономичности
потребления, сокращение издержек
обращения в сфере потребления
(затрат покупателей на приобретение
товаров) и соразмерности спроса
населения с заработной платой.
6. Стимулирующая функция.
Ориентир рыночных цен на общественный
уровень затрат, на учет спроса
потребителей побуждает каждого
товаропроизводителя экономить
свои индивидуальные затраты
и представлять рынку те товары,
которые нужны покупателю. В свою
очередь рынок побуждает и
покупателя заботиться об экономичности
потребления, об экономии затрат
на приобретение товаров, побуждает
соизмерять уровень спроса с
уровнем доходов.
7. Эквивалентная функция. Рынок
сопоставляет индивидуальные затраты
труда отдельного производителя с общественным
«эталоном», соизмеряя затраты и результаты,
а также выявляя ценность товара.
8. Созидательно-разрушительная
функция. Рынок обеспечивает динамичное
изменение всех хозяйственных
пропорций между отраслями и
регионами. Он как бы взрывает
старую структуру хозяйства и
на каждом новом этапе развития
формирует новую структуру. Разумеется,
этот процесс тяжелый, мучительный,
болезненный, но он - реальность.
Яркий и наглядный пример тому
- структурная перестройка хозяйства
в современной России.
9. Санирующая, оздоровительная
функция. В этом смысле рынок
напоминает санитара, который убирает
из хозяйства все устаревшее,
больное, очищает общественное
производство от устаревших отраслей,
экономически нежизнеспособных
хозяйствующих субъектов и даст
дорогу отраслям экономичным,
хозяйствам высокоэффективным. Совершенно
очевидно, что и этот процесс
является болезненным, мучительным,
ибо он ускоряет гибель слабых
хозяйств.
10. Дифференцирующая функция.
Рынок расслаивает, дифференцирует
товаропроизводителей, т. с. обогащает
одних и разоряет других. Общеизвестно,
что средний цикл жизни малого
бизнеса не превышает шести
лет, что, как правило, из
каждых трех начинающих предпринимателей
двое разоряются в сравнительно
короткий период (1,5 - 2 года).
Вопрос о функциях рынка
позволяет вплотную рассмотреть
еще один аспект проблемы - преимущества
и недостатки рыночного механизма.
Выше при анализе функций
было выяснено, что рыночный механизм
хозяйствования имеет целый ряд
очевидных преимуществ, достоинств
и оказывает на экономическую
жизнь общества положительное влияние.
Можно отметить следующие проявления
положительного влияния рынка:
- стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
- повышает эффективность производства, побуждает экономить труд и ресурсы;
- формирует структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя;
- в определенной мере рынок создает саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;
- многовековой опыт использования рынка свидетельствует о его естественной природе, которая отвечает нуждам общества;
- рынок обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:
- как саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;
- одной из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;
- рыночная система не обеспечивает полного использования ресурсов. Ей свойственны неполная занятость вещественных и трудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально драматичны;
- рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя; Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
- рынок не учитывает так называемых отрицательных внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия
- рынок не в полной мере учитывает влияние положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения и т.п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг;
- рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т. п.);
- рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть домашних хозяйств;
- рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;
- рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может преуспеть в делах, щепетильность будет для него помехой, и тогда недостаток моральной гибкости ему придется восполнить умением».
Все вышеизложенное позволяет
сделать вывод о том, что рыночный
механизм нуждается в регулировании,
в корректировке. Такой механизм
имеет смешанная экономика.
1.3 Рыночная система
в Германии.
Рассмотрим рыночную систему
на примере такой развитой системы
как Германия. Германская экономика
процветает, привлекает большое количество
инвестиций благодаря хорошо развитой
инфраструктуре, квалифицированной рабочей
силе с эффективной мотивацией к труду.
В экономической системе
ФРГ можно выделить несколько
специфических черт.
Во-первых, она организована
по принципу так называемой «социальной
рыночной экономики», характеризующейся
сочетанием социального баланса
и рыночной свободы. Это предполагает
рост и дифференциацию предложения
на рынке наряду с перераспределением
дохода и прибыли в соответствии
с личностными достижениями (а
значит, высокую мотивацию рабочего
класса). Данная модель предполагает в
значительной мере свободные действия
рыночных сил, однако основной упор делается
на социальном обеспечении. Концепция
социальной рыночной экономики была
впервые разработана и реализована
Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армакаом
в 1947—1949 годах в целях послевоенного
восстановления ФРГ.
Основные характеристики
данной экономической системы таковы:
— обеспечение полной занятости
населения; — социальная безопасность,
социальная справедливость и социальный
прогресс (путем проведения государством
мероприятий по перераспределению
в форме оказания социальной помощи,
социальных пенсий и уравнивающих платежей,
субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы
подоходного налога и т. д., через
систему социального обеспечения:
пенсионное, медицинское страхование,
страхование по безработице и
по уходу, от несчастного случая; через
трудовое и социальное законодательство);
— частная собственность на средства
производства и свободное ценообразование;
— создание условий для конкуренции
и обеспечение конкуренции (например,
путем антимонопольного законодательства,
законов против недобросовестной конкуренции);
— сознательная политика укрепления
конъюнктуры экономического роста;
— политика стабильной валюты (в
том числе через независимый
эмиссионный банк); — свобода
внешней торговли, свободный валютный
обмен;
Таким образом, модель социального
рыночного хозяйства представляет
собой компромисс между экономическим
ростом и равномерным распределением
богатства. В центр системы поставлена
предпринимательская деятельность
государства, обеспечивающее более-менее
равномерное распределение социальных
благ в обществе. Социальное партнерство
между профсоюзами и работодателями
обеспечивает достаточно прочный социальный
мир. Реформы в системах социального
страхования и структурные реформы
на рынке труда нацелены на снижение
побочных расходов на рабочую силу
и стимулирование пока более низкого
по сравнению с другими странами Евросоюза
экономического роста.