Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:42, курсовая работа
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества.
В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
2. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ИНФЛЯЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
ПРАКТИКУМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Особую опасность вызывает гиперинфляция - это инфляция с очень высоким (как равномерным, так и неравномерным) темпом роста цен, как правило выше 50% в месяц. Она вызывается обычно теми же факторами, о которых было упомянуто выше. Гиперинфляция - это явление, относящееся к разряду кризисных, и для ее устранения используются несколько иные методы, чем при обычной инфляции.
При гиперинфляции цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).
Вести успешный бизнес в
условиях гиперинфляции почти
Административное изменение (в сторону уменьшения) отдельных цен на товары приведет к понижению общей стоимости валового внутреннего продукта. В этом случае в финансовой системе образуется некоторый излишек денежной массы по отношению к стоимости товарной массы, который называется ростом платежеспособного спроса.
Кредитную инфляцию относят к ряду современных видов инфляции. Это ложное экономическое явление, которое возникает в результате существующей кредитной системы, которая избыточным увеличением кредитов, скупкой ценных бумаг и другими специфическими кредитными мероприятиями значительно повышает объем денежной массы в обращении5. Важной причиной инфляции являются огромные непроизводственные расходы государства на гонку вооружений и милитаризацию экономики, которые покрываются за счет постоянного превышения расходов государственного бюджета над его доходами. Для погашения огромного государственного долга увеличивают налоги, что приводит к новым видам государственных займов, которые размещаются в основном в кредитной системе и вызывают появление в обращении дополнительных сумм кредитных денег. Формулы расчета, применяемые при определении уровня инфляции, приведены в приложении 1.
Таким образом, инфляцию способен вызвать любой фактор, действующий на цены в сторону их роста, а также любой фактор, действующий на понижение производства товарных стоимостей. Соответственно, на инфляцию работают и факторы, повышающие спрос как на уровне одного товара, так и на макроуровне, а также действующие на понижение предложения, даже при неизменном предложении или при более медленном росте предложения по сравнению со спросом.
2. инфляция спроса и инфляция предложения: их взаимосвязь и взаимодействие
Открытая инфляция связана с нарушением вышеупомянутых трех видов равновесия. Если коротко – равновесие, нарушаемое общим ростом цен или повышением совокупного спроса, есть инфляция открытая6. Открытая она потому, что проявляется в открытой рыночной системе, и при этом механизм рынка функционирует и даже на первых этапах развития инфляции стимулирует экономический рост. Рост цен приводит к увеличению инвестиций, растет производство, растет предложение. В этом случае вопрос заключается только в скорости: что растет быстрее? Цена или производство, зарплата или цена? Главное же в том, что с открытой инфляцией бороться можно, раз механизмы рынка работают.
Рассматривая причины инфляции, экономисты приводят различие между двумя ее видами - «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией издержек). В сущности это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая - со стороны предложения (роста производственных издержек).
Инфляция спроса.
Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения (рис. 1). Избыточный спрос приводит к взлету цен. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров»7. В условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а следовательно - дальнейшему росту спроса и повышению цен8. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.
Рис. 1. Инфляция спроса
Но соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны - гораздо сложнее.
Условия инфляции спроса (рис.2):
Рис. 2 Инфляция спроса
Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.
Инфляция предложения.
В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.) (рис. 3).
Рис. 3 Инфляция предложения
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис.4).
Q
Рис. 4 Инфляция предложения
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.
Причины повышения средних издержек производства:
Инфляция издержек в известной мере самоограничена: спад производства сдерживает дополнительный рост издержек производства, так как при возрастающем уровне безработицы номинальная заработная плата постепенно снижается. Этот тип инфляции имеет место в России.
Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма. Бюджетно-налоговая или кредитно-денежная экспансия, направленная на краткосрочное стимулирование совокупного спроса, вызывает инфляцию спроса по мере приближения экономики к состоянию полной занятости ресурсов.
Особо следует отметить, что открытая инфляция имеет тенденцию к самопроизводству. Механизм самовоспроизводства открытой инфляции включает два основных элемента: адаптивные инфляционные ожидания и перенос повышенных издержек на цену продаваемого товара.
Адаптивные инфляционные ожидания – это психологический феномен, когда исходя из прошлого опыта роста цен потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций. Инфляционные ожидания формируются на микроуровне.
Покупатели закупают товары впрок. Рост потребления влечет сокращение сбережений, а значит, объема кредитных ресурсов. Сокращение последних ведет к удорожанию кредита и становится препятствием для роста капиталовложений, а, следовательно, производства и предложения.
Как видно, инфляционные
ожидания играют свою роль в раскручивании,
самовоспроизводстве обоих
Инфляцию спроса в России вызвали следующие факторы.
1. Адаптивные инфляционные ожидания или, по-простонародному – ажиотажный спрос9. Тут идет игра наперегонки. Ожидая повышения цен, мы пытаемся упредить его и покупаем в запас: соль килограммами, сигареты блоками, сахар и муку – мешками. В итоге же, сами способствуем совершенно неоправданному росту спроса, а следовательно, росту цен.
2. Бюджетный дефицит
– мощный фактор инфляции в
силу многоканального
3. Внешняя торговля, - казалось бы, жизненно очень важный для экономики страны фактор, также способствует повышению инфляции. Россия импортирует дорогую конечную, готовую продукцию, а экспортирует относительно дешевое сырье, материалы, энергоносители. 54% потребляемой готовой продукции в России – это импортная продукция10.
4. Степень монополизации. Именно монополизм советских и современных российских предприятий породил неестественный экономический принцип: «покупается то, что производится». У потребителей нет выбора, цена устанавливается монопольно.
5. Структурные диспропорции. В нашей стране все время производилось больше средств производства, чем предметов потребления и, тем самым создавался устойчивый дефицит товаров народного потребления.
Однако в целом эти причины вышеперечисленными не исчерпываются. Их значительно больше. При этом в разных странах в различные периоды основные причины и механизм проявления могут быть совершенно разными. Все зависит от конкретных особенностей страны, ее экономической специфики.
3. особенности инфляционных процессов в россии
Внимание к инфляционным процессам в России всегда было пристальным из-за чрезвычайно высокой социальной значимости этого явления и потому, что оно объективно предоставляет достаточно поводов для разумной критики. Очередная ее волна поднимается на фоне превышения ориентиров, устанавливаемых Правительством и Банком России, что подрывает доверие и к официальным прогнозам, и к проводимой антиинфляционной политике.
После очередного всплеска инфляции, начавшегося летом 2007 г. на фоне общемирового удорожания базовых продовольственных товаров все чаще начали звучать аргументы в пользу перехода к инфляционному таргетированию и отказу от сдерживания укрепления рубля как фактора, вступающего в противоречие с задачей контроля над инфляцией.
Таргетирование инфляции — это система проведения денежно-кредитной политики, характеризующаяся публичным объявлением официального количественного ориентира инфляции на установленном временном горизонте и признанием, что стабильно низкая инфляция является первичной целью денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе. Важнейшая часть системы таргетирования — это взаимодействие Центрального банка с общественностью, то есть публичное разъяснение планов и целей в отношении политики, объяснение неудач и оснований для пересмотра целей, если таковые имеют место. В долгосрочной перспективе это позволяет добиться доверия со стороны независимых экономических агентов к действиям и намерениям Центрального банка, а также активно воздействовать на инфляционные ожидания11.
Несмотря на меры по обузданию инфляции, предпринимаемые правительством, в 2008 несколько снизилась инфляция и в 2009 она действительно будет снижаться. Инфляция потребительской корзины (CPI), рассчитываемая МЭРТ, составит в 2008 5.9-6.0%, против 12% в 2007, а в 2009 – 5.5-6.0%. Инфляция реального потребления (PCEPI), т.е. усредненный рост цен на все реально потребляемые товары и услуги в объеме их фактического потребления, составит в 2008-2009 10.5-11.0% и 9.5-11.0% соответственно, против примерно 18% в 200712.