Информация и информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 416.98 Кб (Скачать файл)

 

Слова из книг Карлоса Кастанеды  и Ричарда Баха вынесены в качестве эпиграфа перед "Введением" не просто так. Руководитель, планирующий или  начинающий внедрять информационные технологии в свой бизнес, как правило, полон  иллюзий. Для этого имеется несколько  оснований: модная тема, обилие информации о возможностях ИТ и фирмах, сдающих уникальные информационные системы "под ключ" за смешные деньги, уверенность в своих силах и желание сделать "все путем", хорошая команда исполнителей. Однако при столкновении с действительностью оптимизм уменьшается - информационные "концы" не связываются, время уходит, фирмы-интеграторы исчезают, не выполнив и части работ, затраты растут, система стремительно усложняется, сотрудники открыто или неявно начинают саботировать нововведения, конфиденциальная информация теряется или попадает не к тем к кому нужно. Величина разочарования в таких случаях прямо пропорциональна величине стартовых иллюзий или превышает их.

 

Главная цель руководителя, менеджера - приложить максимум усилий для  того, чтобы модель деятельности, которую  он строит с целью совершенствования  своего бизнеса, наполнилась бы с  помощью информационных технологий реальным современным содержанием!

Основными критериями успеха в бизнесе стали профессиональное управление, умение обеспечить эффективную  работу персонала, правильно идентифицировать, проектировать, реализовывать и  совершенствовать бизнес-процессы, эффективно вести организационно-административную и хозяйственную деятельность. В  этих условиях современные информационные технологии и создаваемые на их основе интегрированные информационные системы  становятся незаменимым инструментом в обеспечении достижения стратегических целей и устойчивого развития компаний и организаций.

 

Влияние информационных технологий на менеджмент, на культуру управления, на общество трудно переоценить. Стремительное  развитие вычислительной и телекоммуникационной техники, накопление колоссальных объемов  информации и чрезвычайно высокая  скорость информационного обмена сформировали к концу ХХ века новое понятие - глобальное информационное общество. Это привело к коренной ломке  прежних социальных понятий: фокус  деятельности компаний переместился с  технологий на потребителя.

 

Информационные технологии изменили не только способ работы - они  изменили способ делового стратегического  мышления. Первые быстродействующие  компьютеры использовались предпринимателями  в основном для автоматизации  процессов, которые раньше выполнялись  вручную большим числом сотрудников  невысокой квалификации; типичный пример - обработка данных. Сегодня новая  техника и технологии применяются  не только для автоматизации сбора  и обработки данных, но и для  реализации новых идей, новых способов получения конкурентного преимущества. Распределенные информационные системы  и сетевые технологии сузили мир  до размеров рабочего стола и экрана монитора, безгранично увеличив деловые  возможности за счет быстрого и простого доступа к огромным объемам информации и инструментам работы с ней.

 

Новые менеджеры делают ставку на осознанный выбор стратегий и  целей на базе информационной оценки ситуации и компьютерного моделирования, на целевые команды исполнителей, объединяющих профессионалов высокого класса, на оптимальную координацию  проектных и рабочих групп, ориентируются  на запросы и ожидания потребителя. Аналитики с помощью экспертов  и консультантов, используя математические методы и соответствующие программные  приложения, тщательно исследуют  ситуации, разрабатывают варианты деловых  решений с оценкой рисков и  вероятности успешной реализации, проводят деловые игры, проверяя построенные  модели. Именно информационные технологии и информационные системы широкого профиля делают возможным такой  стиль гибкого и эффективного управления и всячески стимулируют  его развитие.

 

Информация и информационная культура

 

 

 

 

Информационные технологии, ИТ (Information Technology - IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям формирования и управления процессами работы с данными и информацией, в том числе с применением вычислительной, компьютерной и коммуникационной техники.

 

В настоящее время под  информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.

 

Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная  для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности. Эта система должна обеспечивать следующие средства для  протекания информационных процессов:

 

  • сбор  информации,
  • преобразование и обработка,
  • анализ,
  • хранение и защита,
  • передача для использования.

Специалистов по компьютерной технике и программированию часто  называют ИТ-специалистами. По мнению одних авторов, ИС включает в себя персонал, ее эксплуатирующий, по мнению других - нет. В самом общем случае: информационная система - это взаимосвязанная  совокупность определенной идеологии  работы с информацией, методов, технологий, технических средств, используемых для сбора, обработки, хранения и  выдачи информации потребителю в  интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает применение компьютера в качестве основного технического средства переработки и использования  информации.

Информация, данные, знание и  развитие экономики

 

В XX веке слово "информация" стало термином во множестве научных  областей, получив особые для них  определения и толкования.

 

Информацией (от лат. informatio - "научение", "сведение", "оповещение") называется опосредованный формами  связи результат отражения изменяемого  объекта изменяющийся с целью сохранения их системной целостности. Информация первична и содержательна - это категория, поэтому в категориальный аппарат науки она вводится портретно - описанием, через близкие категории: материя, система, структура, отражение. В материальном мире (человека) информация материализуется через свой носитель и благодаря ему существует. Сущность материального мира предстает перед исследователем в единстве формы и содержания. Передается информация через носитель. Материальный носитель придает информации форму. В процессе формообразования производится смена носителя информации. Определения термин "информация" не имеет, так как не является понятием. Существует информация в каналах связи систем управления. Не следует путать категорию "информация" с понятием "знание". Знание определяется через категорию "информация".

 

Данные (от лат. data) - это представление  фактов и идей в формализованном  виде, пригодном для передачи и  обработки в некотором информационном процессе. Данные - это выделенная (из системы, благодаря обособленности существования носителя) информация.

 

Знание - в философском  смысле: понимание осознанного чувства; в широком смысле: совокупность понятий, теоретических построений и представлений, адекватно отражающих объективные  закономерности реального мира.

 

Знание - это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального  опыта, позволяющие специалистам ставить  и решать задачи в этой области [Гаврилова  Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник. СПб.: Питер, 2000].

 

Знание - проверенный практикой  результат познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека. Знание противоположно незнанию, то есть отсутствию проверенной информации о чем-либо.

 

Приведем несколько важных характеристик информации, делающих ее объектом использования в бизнесе:

 

информация достоверна, если она не искажает истинного положения  дел во внешней и внутренней бизнес-средах;

информация полна, если она  достаточна для понимания ситуации и принятия решения пользователем;

качество информации, ее ценность состоит в мере расширения полезной совокупности сведений и смысловых  связей между ними, которыми располагает  пользователь или система;

ценность одной и той  же информации относительна - она зависит  от конкретного временного периода, конкретной ситуации и конкретного  пользователя;

информация адекватна, если уровень соответствия информационного  образа реальному объекту, процессу, системе адекватен заданному.

Экономическая информация - это совокупность сведений о реальных социально-экономических процессах  в обществе, которая служит основой  для изучения и управления этими  процессами и людьми, объединенными  в социальные и производственные организации. Для экономической  информации характерны следующие параметры:

 

многообразие источников и потребителей;

нарастающие значительные объемы и большой удельный вес рутинных процедур при их обработке;

многократное повторение циклов получения и отправки в  установленные временные периоды (декада, месяц, квартал, год);

необходимость обеспечения  конфиденциальности в использовании  отдельных ее частей;

чрезвычайная важность в  подготовке и принятии деловых решений.

Информация осознана современным  обществом как необходимое условие  прогресса. Наибольший экономический  успех сегодня сопутствует тем  предприятиям, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационные технологии и их приложения. Новые информационные технологии и  связанные с ними прикладные задачи требуют создания новой среды - информационной, а также систем управления информационными  ресурсами.

 

На фундаментальность  понятия "информация" указывал еще  основоположник кибернетики Норберт  Винер. Феномен информации оказался настолько неоднозначным, что по праву считается одной из сложнейших проблем современности. Уже сами попытки подобраться к понятию  информации, различные его трактовки  в трудах ученых и практиков заставляют задуматься о необычной роли информации в жизни развивающихся систем.

 

Первые подходы к осмыслению этой категории сделали основоположники  теории информации. Еще в 1927 году Р.В.Л. Хартли отмечал, что количество информации, заключенной в любом сообщении, тесно связано с количеством  возможностей, данным сообщением исключающихся. Фраза "яблоки красные" несет намного  больше информации, чем фразы "фрукты красные" или "яблоки цветные", так как первая фраза исключает  все фрукты, кроме яблок, и все  цвета, кроме красного. Исключение других возможностей повышает информационное содержание [Готт В.С., Урсул А.Д. Определенность и неопределенность как категории научного познания. М.: Знание, 1971, с. 56].

 

У. Эшби предостерегал против попыток рассматривать информацию как "материальную или индивидуальную вещь": "Всякая попытка трактовать информацию как вещь, которая может содержаться в другой вещи, обычно ведет к трудным проблемам, которые никогда не должны были бы возникать" [Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: ИЛ. 1959, с. 27].

 

В 1949 году Шеннон и Уивер  представили формулу вычисления количества информации, в которой  информация возрастала с уменьшением  вероятности отдельного сообщения. В их представлении информация определяется как мера свободы чьего-либо (или какой-либо системы) выбора в выделении сообщения [Шеннон К., Уивер Л. Математическая теория связи. М: Физматгиз, 1956, с. 46].

 

Н. Винер определяет информацию как обозначение содержания, полученного  из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Вводя понятие  о семантически значимой информации, Винер отмечает количественное и  качественное отличие ЭВМ от человека: машины могут правильно работать в том случае, если получают от человека необходимую им информацию и в  самой точной форме. Следовательно, характер информации, вводимой в машину, должен быть точно определен и  заранее известен человеку. А живые  организмы получают необходимую  им информацию благодаря постоянному  взаимодействию с природой. Возникновение  способности перерабатывать информацию в живых организмах есть исторически  развивающийся процесс.

 

Винер одним из первых показал, что сущность информации заключается  в способности систем с памятью  к саморазвитию. Другими словами, процессами развития управляет не только внешнее воздействие, но и память. По своей сути память о прошлом  представляет собой информацию, записанную в определенных структурах, которые могут передаваться, запоминаться, воспроизводиться.

 

В рассуждениях Винера познание - это часть жизни, более того - самая ее суть. "Действенно жить - значит жить, располагая правильной информацией". При этом процесс познания, накопления информации непрерывен и бесконечен. "Я никогда не представлял себе логику, знания и всю умственную деятельность как завершенную замкнутую  картину. Я мог понять эти явления  только как процесс, с помощью  которого человек организует свою жизнь  таким образом, чтобы она протекала  в соответствии с внешней средой. Важна битва за знание, а не победа. За каждой победой, т. е. за всем, что достигает апогея своего, сразу же наступают сумерки богов, в которых само понятие победы растворяется в тот самый момент, когда она достигнута" [Винер Н. Кибернетика и общество. М.: ИЛ, 1958, c. 26, 31].

 

В 1968 году Урсул указал на то, что информация неоднородна, она  обладает качественными характеристиками, и два разных типа информации не могут сравниваться. Каждый уровень  природы обладает собственной информацией. Для Урсула "человеческая", или "социальная", информация была одним типом, и в рамках ее он выделял еще два аспекта: семантический (содержание) и прагматический (ценность) [Урсул А.Д. Природа информации. М.: Политиздат, 1968, с. 26].

Информация о работе Информация и информационная культура