Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.
Можно выделить достаточно много и позитивных, и негативных факторов психологического влияния информационного общества на личность" [Канке В. Человек в информационном обществе // В сб. "Философия". М., 1996. с. 291-295]. Вот некоторые из них.
Позитивные:
развитие компьютерных технологий обеспечивает личности свободу выбора;
появляется возможность
создавать и использовать необходимые
для жизнедеятельности
каждый индивидуум одновременно является и получателем, и отправителем информации, в любое время и в любом месте;
возможен доступ в единую сеть различных баз данных;
обеспечивается постоянное
интерактивное взаимодействие (диалог),
то есть непрерывная обратная связь
между участниками
человек перестает быть "мелким
винтиком" социального механизма
или группы - у него резко повышается
степень ответственности и
каждый человек создает свою глубоко индивидуальную "картину мира", которая может интегрироваться с аналогичными картинами других людей - это помогает людям обрести истину в некотором приближении;
возрастает степень комфорта использования информации и технологий в практических областях деятельности.
Негативные:
беззащитность личности перед вторжением государства и коммерческих структур в частную жизнь;
расширение возможностей получения (добывания) данных о любом индивидууме;
оборотной стороной свободы является угроза для личной автономии;
поставщики информации могут манипулировать данными в своих интересах;
привыкание к "жизни" в виртуальном пространстве и угроза моральному иммунитету личности вследствие "фанатичной" преданности компьютерам и вере в их непогрешимость.
Нейтральные моменты, которые могут быть как позитивными, так и негативными в зависимости от уровня развития общества и контекста ситуации:
меняется модель профессиональной карьеры - появляется возможность работать не выходя из дома (технологии телеработы);
возникает такой феномен, как виртуальный работодатель и виртуальный работник;
появляется новая система
найма (электронная биржа труда)
и социального страхования
создается эфемерное единство виртуального мира с любым количеством людей одновременно, которое, однако, является неустойчивым и может разрушиться в одно мгновение, нанеся его создателю психологическую травму;
реальное общество индивидуализируется и обретает высокий уровень фрагментации.
Все это требует тщательного
философского осмысления, и это необходимо
учитывать при определении
Текущий этап развития информационных технологий (его часто называют началом новой информационной революции ) характеризуется развитием как глобальных всемирных сетей для хранения и обмена информацией, доступных любой организации и каждому члену общества, так и систем искусственного интеллекта, и должен, вероятно, завершиться построением глобального информационного общества.
Эта революция уже началась. Но она происходит не там, где ее ищут ученые, политики, руководители корпораций и информационная индустрия вообще. Это не революция в технике, оборудовании, технологии, программном обеспечении или скорости передачи и накопления данных. Это революция КОНЦЕПЦИЙ!
Ранее информационная революция была сосредоточена на данных - их сборе, хранении, передаче, анализе и представлении. Следующий ее этап формулирует иной вопрос: "Каков СМЫСЛ информации и в чем ее НАЗНАЧЕНИЕ?" Это приводит к переопределению задач, которые должны исполняться с помощью информации, к переопределению целей и перспектив деятельности, а затем - и к переопределению институтов, исполняющих эти задачи.
Информация и информационная культура предприятия
Как было отмечено выше, ценность информации состоит в ее достоверности, полноте, точности, адекватности отражения ситуации и способности удовлетворить требования потребителя. В современном бизнесе нет просто информации - деловая информация всегда имеет конечного потребителя! Этим потребителем может быть человек, подразделение компании, модуль корпоративной информационной системы или другая информационная система. В связи с этим один из первых вопросов, который должен задать себе руководитель, всерьез решивший внедрять информационные технологии в своей компании, это вопрос "Как работают с информацией в нашей компании и какая информация нужна мне, руководителю?"
Продуктом деятельности управленца, как известно, являются решения. Любое управленческое решение имеет поставщика или источник информации, адресата решения и последствия. Есть три главных поставщика "сырья" для управленческих решений - это:
Внешний мир (клиенты, партнеры, конкуренты, государство), который трудно контролировать, - поставляет информацию, какую хочет и когда хочет. Информация эта может быть неполной, недостоверной или просто ложной.
Предприятие (руководители всех уровней, исполнители). Эту информацию как будто можно контролировать и управлять ею. Однако люди имеют разные должности, образование и опыт, разные взгляды на жизнь и разные цели. Естественно, что информация, поставляемая ими, субъективна - она требует проверки и уточнения.
Руководитель - его интеллект, опыт, интуиция, возможности, связи. Он аккумулирует, сортирует и анализирует информацию, отбирая ту, которая, как кажется ему, поможет принять нужное решение.
Третий источник представляется руководителю самым надежным, но возможности его, к сожалению, не безграничны. Слабо или неточно реагируя на информацию, поступающую из внешнего мира и из собственной фирмы, руководитель рискует стать заложником собственных представлений и иллюзий.
В течение последнего десятилетия
в российском бизнесе сложилось
несколько устойчивых стереотипов
(мифов) относительно использования
информационных ресурсов, которые, к
сожалению, до сих пор являются показателем
уровня российской корпоративной культуры
[Альтшулер И. Информация для руководителя.
http://www.cfin.ru/itm/4and13.
"Руководитель нуждается в абсолютно полной информации"
Типичный пример из российской действительности. Крупный завод, имевший в прежние времена хорошие госзаказы, не успел перестроиться и действует "по старинке". Планово-финансовые подразделения живут своей жизнью, производственные и сбытовые - своей. Одни службы отчитываются по декадному циклу, другие - по недельному; одни считают проданной продукцию, выехавшую за ворота завода, а другие - лишь ту, по которой поступила оплата, и т. д. Директор требует полную отчетность и, получая заведомо несводимую информацию, "тонет" в ней и принимает решения по "мертвым" формальным параметрам, которые служат основой для дальнейшего убыточного планирования.
Может ли помочь такому руководителю любая информационная система? С большой долей вероятности - нет. У руководителей подобного типа просто нет желания воспринимать, классифицировать по степени важности и анализировать внешнюю и корпоративную информацию, что-то менять в своей культуре, заставлять работать и изменяться других людей. Они сознательно загоняют себя в условия острой информационной недостаточности, и итог их деятельности в условиях рынка практически предопределен.
"Чем больше информации, тем лучше"
Другой пример - тоже из российской практики, доставшейся в наследство от советских времен. При наличии многоуровневой системы и плохой организации управления множество несогласованных управленческих решений принимается на разных уровнях, они противоречат друг другу, сталкиваются. Руководитель боится делегировать полномочия вниз (не хочет терять власть, не уверен в собственных замах и тем более - в среднем звене управленцев, не умеет отделять главное от второстепенного). Управленцы более низких уровней боятся ответственности и стремятся переложить, делегировать ее наверх.
В результате наверху возникают информационные "тромбы", директор ежедневно занимается решением множества управленческих задач не своего уровня - например разбирается, почему какой-то поставщик прислал не то, что ему заказывали. Естественно, времени на решение стратегических вопросов при этом не остается.
"К моему бизнесу нельзя подходить с обычными мерками!"
Самое распространенное заблуждение среди российских предпринимателей. В отличие от западных коллег, которые максимально унифицируют свой бизнес с помощью признанных международных стандартов и прибегают к независимому аудиту с целью минимизации затрат и получения максимальных выгод, руководители многих российских компаний всячески стараются индивидуализировать и маскировать свои предприятия. Любые попытки показать пагубность такой политики встречают обычно в штыки: "Да на кой мне эти новомодные штучки и технологии! У меня такое производство закручено, что ни одна технология не справится, только зря деньги на ветер. Как-нибудь своей головой справлюсь".
На самом деле деятельность
российских предприятий на 80% состоит
из вполне стандартных бизнес-процессов,
а 20-процентная особенность складывается
из русской безалаберности, соотношения
"серой" и "черной" наличности,
умения "крутиться" и найти
хорошую "крышу". При этом упор
в развитии компании делается не на
объективное состояние
"Предприятие, обеспеченное первоклассной информацией и соответствующими технологиями, может и должно работать как часы"
Этот стереотип является следствием моды и дилетантского отношения к менеджменту. "Постановка регулярного менеджмента" объявляется панацеей от всех бед - менеджмент прост, как семь нот, достаточно выучить их и играть управленческие гаммы. К сожалению, бездумное применение чужих рецептов к своим болезням редко способствует выздоровлению.
Бизнес - это, по определению, игра с многосторонней стратегией, а в такой игре нет и быть не может заданных единственно правильных ходов. Многое зависит от отрасли, истории предприятия, его размеров и территориальной распределенности, личности руководителя и членов его команды, сложившихся взаимоотношений, выбранной стратегии развития. Само собой разумеется, влияют и внешние факторы - политика федеральных и местных властей, таможенная и налоговая система, резкие скачки конъюнктуры рынка. Искать точное решение в пространстве сотен или тысяч переменных, хитрым образом взаимосвязанных, - дело безнадежное. Поэтому бессмысленно говорить о "правильной" организации и расписывать, как должны выглядеть ее "правильные" организационная и информационная структуры.
Можно говорить лишь об общих
принципах и подходах, которые
следует учитывать руководителю
при определении того, как должно
быть устроено предприятие, чтобы добиваться
успеха на рынке, причем не только сиюминутного,
но и в долгосрочном плане. Руководитель
должен прояснить для себя, где
находится предприятие в
"Неважно, кому подчиняется ИТ- служба"
В большинстве российских компаний ИТ-служба подчиняется кому угодно, только не первому лицу. Она может подчиняться главному инженеру или кому-то из его замов. Если на предприятии реально важной фигурой является главный бухгалтер, он вполне может подчинить службу себе, и в этом случае формально самостоятельные ИТ-подразделения фактически становятся частью бухгалтерии.
Какие задачи они решают?
Расчет зарплаты, движение платежей, учет
кадров и прочие традиционные задачи.
В случае подчиненности главному
инженеру могут решаться отдельные
задачи для его служб. Как следствие
- "лоскутная" автоматизация, характерная
для российского бизнеса. Ее пороки
очевидны: постановщиками задач (заказчиками
разработок) в этом случае являются
представители служб
Это не хорошо и не плохо, но на бизнес в целом подобные ИТ-службы не оказывают практически никакого влияния. Это совершенно не соответствует той роли, которую сегодня играют современные информационные технологии в развитии бизнеса.
С другой стороны, трудно представить
себе работающее российское предприятие,
не имеющее (пусть негативного) опыта
"лоскутной" автоматизации, не эксплуатировавшее
различные программные средства
(свои или закупленные) и при этом
бодро взявшееся за комплексную
автоматизацию своей