Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.
Реализация принципа получение информации "в одном месте и сейчас".
2-й этап (с середины 80-х
гг.) связан с появлением
Реализация принципа "в одном месте и в любое время".
3-й этап (с начала 90-х
гг.) связан с пониманием
Реализация принципа "в любом месте и в любое время".
Инструментальные
1-й этап (до второй половины
XIX в.) - "ручные" технологии: перо,
чернильница, книга,
2-й этап (конец XIX в. - 40-е
гг. ХХ в.) - "механические" технологии:
пишущая машинка, арифмометр, телеграф,
телефон, диктофон, оснащенная более
совершенными средствами
3-й этап (40-е - 60-е гг.
XX в.) - "электрические" технологии:
большие ЭВМ и соответствующее
программное обеспечение,
4-й этап (70-е гг. - середина
80-х гг.) - "электронные" технологии,
основным инструментарием
5-й этап (с середины 80-х
гг.) - "компьютерные (новые)" технологии,
их основным инструментарием
является персональный
6-й этап (с середины 90-х
гг.) - "Internet/Intranet (новейшие) " технологии.
Широко применяются в
Тенденции развития ИТ
При традиционном подходе
к организации, когда специализированные
функции включаются в дело одна за
другой, как в эстафете, высокая
эффективность недостижима. Быстрота
реагирования на внешние изменения
требует постоянного
Рис. 3.2. Изменение стиля ведения бизнеса в современной компании
Применение ИТ позволяет радикально изменить стиль управления и сами бизнес-процессы и значительно улучшить основные показатели деятельности компании (рис. 3.2). Прежние правила ведения бизнеса стремительно устаревают. Компании, которые не в состоянии "увидеть" значимость этих изменений, рискуют сильно отстать (табл. 3.2).
Таблица 3.2. Информационные технологии, изменяющие правила работы компаний
Прежнее правило Новое правило Технология
Информация может появляться в одном месте, в одно время Информация может появляться и быть востребованной в любом месте, в любое время - когда это необходимо Распределенные базы и хранилища данных, поисковые системы, технологии поиска заданных данных
Сложную работу по оценке ситуаций могут выполнять только эксперты Работу эксперта может выполнять специалист общего профиля Экспертные системы
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией Можно одновременно получать преимущества от сочетания двух форм организации управления и производства Распределенная работа в группах, телекоммуникации и сети
Все решения принимают только высшие руководители и ответственные менеджеры Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника, отвечающего за свой участок работы Средства поддержки принятия решений, доступ к базам и хранилищам знаний, системы знания
Для поиска, получения, анализа,
хранения и передачи информации требуются
специально оборудованные помещения
Лучший контакт с покупателем - личный контакт Лучший контакт с потенциальным покупателем - эффективное изучение особенностей покупателя Интерактивное взаимодействие, базы данных, системы опроса и выявления предпочтений
Для того чтобы найти некую сущность, нужно знать, где она находится Сущности сами говорят вам, где они находятся Системы поиска. Мобильные агентные системы
Сверстанные планы не пересматриваются или пересматриваются под давлением форс-мажора Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости и адекватно требованиям потребителя Экспертные системы, системы гибкого планирования и управления рисками, высокопроизводительные ЭВМ
ИТ-отделы в фирмах и корпорациях стали выдвигаться на первые роли. Этому способствовали три фактора, которые в полной мере проявились в 1990-е годы:
потребности бизнеса стали оказывать все большее давление на аналитические отделы и отделы ИТ с целью увеличения их вклада в общий результат деятельности компании;
компьютерная парадигма вычислительных работ, ориентированная на большие ЭВМ и мощные вычислительные центры с огромным персоналом, изживает себя и заменяется новой парадигмой - распределенными вычислениями (сети и кластеры), что, в свою очередь, приводит к созданию новых ИТ;
переориентация с технологии
на потребителя привела к
В результате этого изменились сами составляющие бизнеса (табл. 3.3):
Таблица 3.3.
Динамика развития бизнеса Ускорилась
Стратегическое планирование и тактические цели Увеличилась дальность и точность прогноза
Оперативный простор Расширилась область применения
Управление рисками
Гибкость управления Быстрое маневрирование ресурсами
Конкурентоспособность
Такое отношение к ИТ и их роли в бизнесе заставляет пересмотреть традиционный ответ на вопрос "В чем основная цель информационных технологий?". Прежний ответ, удовлетворявший требованиям 1980-1990-х годов, - "Повышение производительности труда, экономия финансов, поиск новых форм взаимодействия" - относится в настоящее время к способам достижения оперативных и тактических преимуществ.
Стратегическая роль ИТ в современном мире - способствовать менеджменту, адекватно реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество (Сompetitive Advantage) с целью извлечения максимальной выгоды!
Современное состояние ИТ можно охарактеризовать следующими положениями:
наличие большого количества программно-аппаратных комплексов и платформ для эффективного управления и сопровождения производства, промышленно функционирующих баз данных и хранилищ знаний большого объема, содержащих информацию по всем направлениям деятельности общества;
наличие технологий, обеспечивающих интерактивный доступ любого пользователя к информации и ресурсам - технической основой для этого служат открытые (Free) и корпоративные системы поиска информации (Information Retrieval Systems - IRS), государственные и коммерческие системы связи, глобальные (Global Network Systems), национальные (NNS) и региональные (RNS) информационно-вычислительные сети; международные соглашения, стандарты и протоколы обмена данными;
расширение функциональных возможностей ИТ, обеспечивающих распределенную работу баз и хранилищ данных с данными разнообразной структуры и содержания, мультиобъектных документов, гиперсред; создание локальных и интегрированных проблемно-ориентированных ИС различного назначения на основе мощных серверов и локально-вычислительных сетей;
включение в ИС специализированных интерфейсов пользователя для взаимодействия с экспертными системами (Expert System - ES), систем поддержки принятия решения (Decision Support System - DSS), системы поддержки исполнения (Executive Support System - ESS), системы машинного перевода (Translating Computer System - TCS) и другие технологии и средства.
В развитии ИТ можно выделить пять основных тенденций.
Глобализация. Компании могут с помощью ИТ вести дела на мировом рынке, где угодно, немедленно получая исчерпывающую информацию. Происходит интернационализация программных средств и рынка информационного продукта. Получение преимуществ за счет постоянного распределения информационных расходов на более широкий географический регион становится необходимым элементом стратегии.
Конвергенция. Стираются различия между промышленными изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами его получения, их профессиональным и бытовым использованием. Передача и прием цифровых, звуковых и видеосигналов объединяются в одних устройствах и системах.
Усложнение информационных продуктов и услуг. Информационный продукт в виде программно-аппаратных средств, баз и хранилищ данных, служб эксплуатации и экспертного обеспечения имеет тенденцию к постоянному развитию и усложнению. В то же время интерфейсная часть ИТ при всей сложности решаемых задач постоянно упрощается, делая все более комфортным интерактивное взаимодействие пользователя и системы.
Способность к взаимодействию
(Interoperability). Проблемы оптимального обмена
данными между компьютерными
информационными системами, между
системой и пользователями, проблемы
обработки и передачи данных и
формирование требуемой информации
приобрели статус ведущих технологических
проблем. Современные программно-
Ликвидация промежуточных звеньев (Disintermediation). Развитие способности к взаимодействию однозначно ведет к упрощению доставки информационного продукта к потребителю. Становится ненужной цепочка посредников, если есть возможность размещать заказы и получать требуемое непосредственно с помощью ИТ.
Применительно к бизнесу это означает следующее:
осуществление распределенной обработки данных, когда на рабочем месте достаточно ресурсов для получения и анализа информации;
создание развитых систем коммуникации, когда рабочие места объединены для максимально быстрой пересылки сообщений;
устранение помех в системе интеграции "организация - внешняя среда", прямой доступ в мировые информационные потоки;
создание и развитие систем
электронных заказов и
поддержка социальных сетей.
Рассмотренные выше изменения требований к группам интересов в сфере ИТ и информационной культуре компании обусловлены динамикой развития предприятий и внешней среды и приводят к функциональным изменениям в системе управления. Основные аспекты этого развития и их влияние на роль ИТ в управлении предприятием состоят в следующем [Мюллер-Штевенс Г., Ашванден С. Проблемы теории и практики управления, № 1, 1998].
От обработки данных - к управлению знаниями
Уже давно отпала необходимость рассматривать ИТ только как средство обработки данных. С помощью технологий из данных надо извлекать информацию для нужд пользователя, а возникающая в этой связи проблема "информационных перегрузок" требует современных быстродействующих средств отбора, дальнейшей обработки и обновления информации. При этом следует продумать вопрос о коммерчески выгодных и удобных интерфейсах, а также о взаимодействии совместно используемых знаний между организационными подразделениями и партнерами по кооперации.