Информация и информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 416.98 Кб (Скачать файл)

 

Средства администрирования, как правило, поставляются в составе  программного обеспечения Web-сервера  и служат для конфигурирования, активации  и мониторинга Web-сервисов, для контроля актуальности гиперссылок и связности  гипертекстовой структуры, для учета  и протоколирования использования  серверов, для настройки и сопровождения  системы безопасности.

 

Средства безопасности могут  быть встроены в программное обеспечение Internet-серверов или представлены в  виде дополнительных компонентов: комплексов Firewall и Proxy-серверов, выполняющих фильтрацию данных на различных уровнях.

 

На ранних стадиях развития сеть Internet была "улицей с односторонним  движением", так как информация с Web-страниц поступала к пользователю от Web-сервера только при наличии  запроса пользователя. С появлением в языке HTML диалоговых свойств пользователь получил обратную связь с Web-сервером. Обмен параметров при этом осуществляется через специальный графический интерфейс (Computer Graphical Interface - CGI).

 

В последнее время все  большее распространение получает механизм согласования запускаемых  программ через многоцелевые расширения почтовой службы Internet (Multipurpose Internet Mail Extensions - MIME). Современные браузеры, помимо взаимодействия с Web-серверами через протокол http, могут работать с различными типами серверов и служб с использованием протоколов FTP, File, Gopher, Mailto, NNTP, Telnet, WAIS (рис. 4.2).

 

В состав URL входит информация о методе доступа, требующаяся браузеру, чтобы использовать любой из этих протоколов.

 

Intranet - это внутреннее информационное  пространство организации, реализуемое  либо в локальной сети LAN (Local Area Network), либо в компьютерной сети WAN (Wide Area Network), охватывающей несколько  территорий и включающей в  себя десятки и/или сотни тысяч  компьютеров) и обладающее всеми  возможностями Internet.

 

 

 

 

Рис. 4.2.  Варианты взаимодействий в Internet

Intranet ориентирован, как правило, на применение в рамках одного компактного или распределенного предприятия и отличается высокой безопасностью и скоростью работы. Используется для решения задач по автоматизации документооборота, информационному сопровождению бизнес-процессов, поиска и совместного доступа к данным и документам организации и имеет шлюзы для подключения в Internet. Для примера можно привести Intranet-сети, реализованные на основе технологий Microsoft. Пользователь работает с данными в привычном интерфейсе, пользуясь средствами Microsoft Office для доступа к сетевым данным.

 

Об удобстве технологий Intranet красноречиво говорит высказывание главы корпорации Microsoft Б. Гейтса (W.Gates): "Меня убедил опыт собственной компании. В Microsoft мы опубликовали в своей сети Intranet тысячи документов для использования  внутри корпорации, но я с удивлением обнаружил, что с вводом у нас  сети Intranet число обращений к данным возросло в несколько раз. Это  весьма примечательный факт, если учесть, что и раньше ко многим из таких  файлов добраться было нетрудно, а  пользующиеся ими сотрудники неплохо  владеют компьютером и весьма заинтересованы в изучении хранящейся в них информации".

 

Отметим, что сеть Intranet - отличная платформа для работы с информацией  внутри предприятия. Современный Web-браузер доступен для любой клиентской системы. Рынок программного обеспечения для Web-серверов весьма разнообразен - пользователи не привязаны к одному поставщику. Большинство приложений разработано на базе принципа открытых систем и прекрасно взаимодействуют. Технология Web обладает свойством наращиваемости и может применяться в любых вычислительных сетях. Средства разработки приложений в комплексах прикладных программ для пользовательских персональных компьютеров облегчают создание HTML-страниц для Web-серверов.

 

Многообразие протоколов, служб, клиентских приложений, возможностей работы практически с любыми серверными платформами (Linux, Windows, Solaris, BSD и др.) и операционными системами превратили Internet в мощный инструмент, широко использующийся в бизнесе. Распределенные информационные системы, построенные на Internet-технологиях, стали обычным явлением. Многие сферы  бизнеса получили приставку "е" - e-Business, что означает "электронный  бизнес". В настоящее время  сеть Internet является основой перехода к информационному обществу, а  сам он становится глобальной индустрией в информационном, экономическом  и социальном пространствах. По оценкам  различных международных аналитических  служб, общий оборот в Internet-индустрии  к 2010 году может составить более 12 триллионов долларов.

 

Аналитический отдел Yandex опубликовал  исследование, посвященное развитию Internet в регионах России. В основу исследования легли данные различных  служб самого Yandex, а также информация Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), TNS, компании RU-Center и проекта "Черный квадрат".

 

Выяснилось, что услугами Internet в России пользуется 25% населения, то есть 29 миллионов человек, из них  более 6 миллионов - в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Проведенное исследование подтвердило  лидерство обеих столиц по всем показателям  распространения Internet и активности пользователей. В частности, по проникновению Internet Москва обгоняет регионы больше чем в 2,5 раза, Санкт-Петербург - в 1,5 раза. Уровень покупательской онлайн-активности обоих мегаполисов также значительно выше. Московские покупатели в 16 раз активнее региональных, петербуржцы - в 6 раз.

 

Что касается регионов, то больше всего пользователей Internet после  Москвы и Санкт-Петербурга насчитывается  в Центральном федеральном округе (ЦФО) - 17% всех российских пользователей. Отстают по этому показателю Урал и Дальний Восток (6% и 5% соответственно). ЦФО также занял за счет Московской области третье место по числу  доменов на тысячу пользователей, почти  в 2 раза превысив средний показатель.

 

По уровню проникновения Internet первое место среди всех федеральных  округов занимает Северо-западный федеральный  округ (без учета Санкт-Петербурга). Проникновение Internet в этом регионе  составляет 31%, что на 9% больше, чем  в среднем по округам. Вторую строчку  по этому показателю занимает Дальневосточный  федеральный округ - 28%. Однако на Дальнем  Востоке меньше всего электронных  СМИ, при этом они являются самыми активными. Среднестатистическое СМИ из этого округа предлагает 14 новостей в день. Это в два раза больше среднего. Около 70% дальневосточного новостного трафика поступает из Владивостока.

 

По двум важным показателям Internet-активности пользователей (развитие блогосферы и покупательская онлайн-активность) среди федеральных округов лидирует Урал, опережая среднероссийские показатели в два раза. Очевидно, что на эти результаты сильно влияет Екатеринбург.

 

Именно этот город оказался самым интернетизированным после  Москвы и Санкт-Петербурга. Далее  следуют Краснодар и Новосибирск. Также в первую десятку рейтинга интернетизации входят пять поволжских городов - Самара, Пермь, Казань, Уфа  и Нижний Новгород. Южный и Сибирский  федеральные округа наиболее близки к средним российским показателям  развития Интернета.

 

Кроме разницы между столицами  и регионами очень заметна  разница между городами и остальной  частью России. По данным TNS, Internet используют около 40% жителей городов с населением более 100 тысяч человек. Фактически это означает, что проникновение Internet в маленьких городах и  деревнях существенно ниже 20%.

 

По данным Yandex, число сайтов в Рунете выросло за 2007 год на 66%. Каждый день в зоне .RU регистрируется более 1000 новых доменов, что соответствует  росту на 62% в год. Этот рост линейный, а не экспоненциальный. Количество доменов, зарегистрированных в регионах, увеличивается несколько медленнее (за последний год - на 57%).

 

Поисковые системы

 

Для быстрого поиска информации в Internet разработаны специальные  программы, которые по заданным адресам  и ссылкам мгновенно отыскивают нужную информацию. При этом число  обработанных информационных ресурсов может достигать сотен тысяч.

 

Поисковая система - Web-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Internet. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на Ftp-серверах, товары в Internet-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.

 

В последнее время появился новый тип поисковых движков, основанных на технологии RSS, - семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Можно назвать и аналогичные технологии: Rich Site Summary (стандарт RSS 0.9x) - обогащенная сводка сайта; RDF Site Summary (RSS 0.9 и 1.0) - сводка сайта с применением инфраструктуры описания ресурсов; Really Simple Syndication (RSS 2.x) - очень простое приобретение информации. Информация из различных источников, представленная в формате XML на базе RSS-стандартов, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами- агрегаторами.

 

Комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы, называют поисковым движком или поисковой машиной. Основными критериями качества работы поисковой машины являются релевантность, полнота базы, учет морфологии языка. Индексация информации осуществляется специальными поисковыми роботами. Улучшение работы поисковых систем - это одна из приоритетных задач сегодняшнего Internet.

 

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был "Wandex" - робот, разработанный Мэтью Греем (Matthew Gray) из Массачусетского технологического института в 1993 году. В том же 1993 году появилась поисковая система Aliweb, работающая до сих пор. Первой полнотекстовой (т. н. "Crawler-based" - то есть индексирующей  ресурсы при помощи робота) поисковой  системой стала "WebCrawler", запущенная в 1994 году. В отличие от своих предшественников она позволяла пользователям  искать по любым ключевым словам на любой Web-странице - с тех пор это  стало стандартом во всех основных поисковых системах. Кроме того, это был первый поисковик, о котором  стало известно в широких кругах. В 1994 году был запущен поисковик Lycos, разработанный в университете Карнеги Мелона (США).

 

 

Вскоре появилось множество  других конкурирующих поисковых  машин, таких как Excite, Infoseek, Inktomi, Northern Light и AltaVista. В некотором смысле они  конкурировали с популярными Интернет-каталогами, такими как Yahoo!. Позже каталоги соединились или добавили к себе поисковые машины, чтобы увеличить функциональность. В 1996 году русскоязычным пользователям Internet стало доступно морфологическое расширение к поисковой машине AltaVista и оригинальные российские поисковые машины Rambler и Aport. 23 сентября 1997 года была реализована поисковая машина Yandex.

 

Помимо поисковых машин  для Всемирной паутины существовали и поисковики для других протоколов, такие как Archie для поиска по анонимным FTP-серверам и Veronica для поиска в Gopher.

 

В настоящее время совокупности поисковых и сервисных программ образуют мощные общедоступные и  коммерческие поисковые службы: в  зарубежном секторе Internet это AltaVista, Excite, Google, HotBot, Infoseek (Go)Light, Lycos, Magellan, Norbern, Yahoo!, Open Text, Web Crawler, в русскоязычном секторе  основными полнотекстовыми поисковыми системами считаются Апорт, "Иван Сусанин", "Кирилл и Мефодий", "Россия-Он-Лайн", Rambler, List.ru, Russia on the Net, FTP-Search, Yandex.

 

По данным компании Net Applications, в декабре 2007 года рыночная доля Google в мире составляла 77,04%, Yahoo - 12,46%, MSN - 3,33%, Microsoft Live Search - 2,57%, AOL - 2,12%, Ask - 1,38%, AltaVista - 0,13%, Excite - 0,07%, Lycos - 0,02%, All the Web - 0,02%.

 

Популярность поисковых  систем в русскоязычном сегменте Internet (Рунете):

 

многоязычные: Google (18% Рунета), Yahoo! (1% Рунета) и принадлежащие этой компании поисковые машины: Overture, Inktomi, AltaVista, Alltheweb FAST-Engine, а также MSN (2% Рунета, принадлежит компании "Microsoft");

русскоязычные: Aport (1% Рунета), Rambler (18% Рунета), Yandex (47% Рунета), Mail.ru (7% Рунета), Webalta, Qwika, Gogo.ru, Turtle, Punto, Nigma, Darodar - поисковая  система товаров, VisualWorld, Вершки Рунета - поиск по заглавным страницам.

Большинство русскоязычных  поисковых систем индексируют и  ищут тексты на многих языках - украинском, белорусском, английском и др. Отличаются же они от "всеязычных" систем, индексирующих все документы  подряд, тем, что в основном индексируют  ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык, или другими способами ограничивают своих роботов русскоязычными сайтами.

 

Наряду с универсальными поисковыми системами большой популярностью  пользуются специализированные, такие  как метапоисковые MetaCrawler.com и Nigma.ru, или осуществляющие "вертикальный" поиск (по конкретным типам: новости, картинки, видео, фото, вакансии, группы товаров  и т. п.).

 

Internet-технологии в бизнесе

 

В недавнем прошлом основным режимом использования Internet являлся  режим электронной почты. Электронная  почта - это абсолютно необходимое  средство коммуникации, однако в ряде важных случаев (например, при необходимости  оперативного поиска информации на серверах, подключенных к сети) оно не является достаточным: обмен информацией  происходит слишком долго. В таких случаях требуется подключение в Internet в режиме On-Line. До недавнего времени такое подключение обходилось пользователям существенно дороже, чем подключение в режиме электронной почты (расходуется больше телекоммуникационных ресурсов). Сейчас в мировом масштабе происходит скачкообразный переход на новые технологии телекоммуникаций, сопровождающийся резким увеличением пропускной способности каналов и таким же резким снижением стоимости их использования. Это уже привело к тому, что в США режим On-Line сегодня является основным режимом использования Internet. Естественно, это привлекает бизнесменов (оперативный доступ к информации является очевидным требованием бизнеса).

 

 

 

 

Рис. 4.3.  Модель информационной гиперсреды

При использовании Internet в  режиме On-Line потенциально доступны многие программные сервисные средства, обеспечивающие подключение к серверу  в режиме удаленного терминала (Telnet), перекачку файлов (Ftp), поиск необходимых  информационных ресурсов и т. д. Особенно важен тот факт, что потенциально любой пользователь, подключенный к Internet в режиме On-Line и обладающий так  называемым IP-адресом, может создать  свой собственный WWW-сервер, наполнив его  актуальной информацией. Это открывает широкие возможности для бизнеса (реклама, каталоги и прайс-листы товаров и услуг, возможность дистанционных заказов и т. д.). Таким образом, не только информационная среда влияет на пользователя, но сам пользователь становится активным участником изменения среды (рис. 4.3).

Информация о работе Информация и информационная культура