Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 21:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение " Информация как продукт производства".
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
· специфицировать понятие информации как научной категории;
· выявить особенности информации как специфического экономического блага, экономического ресурса и фактора производства;
· рассмотреть экономические основы обращения научно-технической информации;
· выявить необходимость преобразования структуры производства и технологической динамики во всех сферах и секторах хозяйства страны;
· предложить рекомендации по разработке национальной стратегии инновационного развития России.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА..............6
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ.........................10
2.1 Научно-техническая информация как фактор производства....................10
2.2 Экономические основы обращения научно-технической информации... 17
РАЗДЕЛ 3. РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМА РАВНОВЕСИЯ И
ГОСУДАРСТВА....................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...............36
ВВЕДЕНИЕ......................
РАЗДЕЛ 1. ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРОИЗВОДСТВА..............6
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ.....................
2.1 Научно-техническая информация
как фактор производства..................
2.2 Экономические основы обращения научно-технической
информации... 17
РАЗДЕЛ 3. РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМА
РАВНОВЕСИЯ И
ГОСУДАРСТВА...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...............36
Данная работа
посвящена исследованию роли информации
в экономических
отношениях. Актуальность выбранной темы
заключается в том, что сегодня
информация занимает особое положение
в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты
выделяли четыре основных фактора: труд,
землю, капитал и предпринимательские
способности. В настоящий момент происходит
становление и развитие постиндустриального
общества с информационной (или, как ее
еще называют, «новой») экономикой, в котором
доминирующим фактором становится информация.
За последние два десятилетия роль информации
в экономических отношениях существенно
увеличилась. Современные технологии
настолько сложны, что для их организации
нужны колоссальные объемы данных.
Без информационных потоков не
могут существовать бизнес-процессы в
организации. Вся человеческая жизнь основана
на обмене знаниями и опытом с другими
людьми. Все большее значение приобретает
информационное богатство. Информация
порождает новые рыночные ниши, расширяет
совокупное предложение и спрос, резко
повышает емкость рынка. Оценка стоимости
информации как экономического блага
становится важной, но одновременно и
сложной задачей для многих экономических
субъектов. Катализатором этих изменений
выступило активное развитие сектора
информационно-компьютерных технологий
(ИКТ). Развитие этого сектора, в свою очередь,
вызвало рост производства и потребления
информации, что привело к появлению комплекса
новых отраслей. Помимо этого, внедрение
информационных технологий изменило облик
уже существующих отраслей так называемой
«старой экономики». Отдельные отрасли,
например торговля, образование, связь,
финансы, транспорт претерпевают полную
перестройку. Бизнес приобретает все более
информационный характер. Современная
информационная сфера по своей природе
носит глобальный характер, стирая привычные
границы между понятиями "национального"
и международного. Развитие информационных
и коммуникационных технологий привело
к формированию новой электронной среды
для экономической деятельности - Интернета.
Стремительное развитие
информационных коммуникаций, которые
могут использоваться в экономической
деятельности, превращение информации
в экономическое благо, появление новых
форм электронного бизнеса требуют научных
обобщений и теоретических разработок,
позволяющих выявить суть и оценить последствия
растущего влияния информации на общество
и экономику. В этой связи имеется потребность
в упорядочивании и систематизации научных
знаний об информации и пересмотре взглядов
о ее месте в системе экономических отношений.
Вместе с тем, современные реалии требуют разработки новых научных подходов к проблеме влияния информации на состояние и структуру экономики, а также исследования ее (экономики) информационной составляющей.
Целью курсовой работы является изучение " Информация как продукт производства".
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
· специфицировать понятие
информации как научной категории;
· выявить особенности информации как
специфического экономического блага,
экономического ресурса и фактора производства;
· рассмотреть экономические основы обращения
научно-технической информации;
· выявить необходимость преобразования
структуры производства и технологической
динамики во всех сферах и секторах хозяйства
страны;
· предложить рекомендации по разработке
национальной стратегии инновационного
развития России.
Объектом исследования
являются место и роль информации в экономическом
развитии. В качестве предмета исследования
выступает система взаимоотношений, возникающих
по поводу производства, распределения,
обмена и потребления информации.
Теоретической основой работы
послужили фундаментальные концепции,
представленные в классических и современных
трудах зарубежных и отечественных ученых,
материалах конференций и т.п.
Информационной базой работы
послужили диссертационные исследования,
информационные и аналитические материалы
научно-исследовательских учреждений,
ресурсы информационной сети Internet
, экспертные оценки и расчеты научных
и практических работников.
РАЗДЕЛ 1. ПРОЦЕСС
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Информация в самом
широком смысле этого слова есть всеобщее,
универсальное свойство всех вещей, выражающее
характер и степень их упорядоченности.
Это и есть то общее начало, которое объединяет
собою материю и дух, вещество и энергию,
бытие и сознание.
Категорией, противоположной
информации, является энтропия. Она выступает
мерой неупорядоченности, дезорганизации,
хаоса в динамических системах.
Материя во всех своих проявлениях
информативна. В каждом материальном объекте
воплощены три уровня информации, образующие
правильную триаду: единичное — особенное
— всеобщее.
Информация на уровне единичного
— это информация, которую несет на себе
так называемая безразличная форма, внешняя
по отношению к сущности данного объекта.
Например, если мы взяли для письма авторучку,
то цвет ее корпуса для нас в данном случае
единичен, случаен и несет внешнюю по отношению
к сущности данного объекта информацию.
Читая книгу, мы редко задумываемся над
тем, сколько она весит. Если мы изучаем
небесную механику, нам нет дела до особенностей
происхождения соответствующих небесных
тел и до наличия у них атмосферы. Такого
рода информация, находящаяся на уровне
единичного и безотносительная к форме
движения материи, представляемой данным
объектом в его сущности, выступает совокупностью
внешних признаков, выделяющих данный
объект из абстрактного множества аналогичных
по своей сущности объектов. Эта информация
создается, преобразуется и гибнет вместе
с созданием, развитием и гибелью своего
материального носителя.
Информация на уровне особенного
— это информация, представляемая содержательной
формой данного материального объекта.
Логика этой информации находится в соответствии
с формой движения материи, представляемой
данным объектом в его существенных определениях,
и выражает существенные черты в его развитии.
Так, для небесной механики существенны
координаты движения небесных тел, для
изучения популяции биологического вида
существенны ее структура и динамика,
и т.д. Информация на уровне особенного
не возникает с возникновением своего
единичного материального носителя и
не исчезает с его уничтожением, она лишь
преобразуется из одних форм в другие,
сохраняя в своем особенном то всеобщее,
внешним выражением которого она выступает.
Информация на уровне всеобщего
— это информация, представляемая сущностью
данного объекта и выражающая причинно-следственные
связи, движущие этим объектом. Падающее
яблоко несет информацию о законе всемирного
тяготения. Траектория электрона в камере
Вильсона несет информацию о корпускулярных
свойствах элементарной частицы. Экономические
отношения несут информацию об экономических
законах, которым подчиняется общественное
движение, развитие и взаимодействие этих
отношений. Всякое явление несет на себе
информацию о своей сущности. Выделить
эту информацию и выразить ее в форме причинно-следственной
связи — это и значит познать, открыть
эту сущность, то есть закон данного явления.
Информация на уровне всеобщего
нисколько не колеблется с возникновением,
преобразованием и гибелью единичных
объектов, выступающих ее материальными
носителями. Если допустить, что половина
всех товаров, обращающихся на рынке, внезапно
прекратила бы свое существование, то
законы, управляющие их товарным обращением,
ничуть не изменились бы от этого факта.
Крушение морского судна нисколько не
меняет закона действия выталкивающей
архимедовой силы, под воздействием которой
это судно находилось. Информация на уровне
всеобщего подвержена лишь действию причин
всеобщего порядка, вызывающих ее изменения
на уровне систем законов и категорий,
которые выражают логику соответствующих
форм движения материи.
Информация на уровне всеобщего
характеризует причинно-следственные
связи, управляющие бытием и движением
материальных объектов. Всякий объект,
взятый в своем всеобщем определении,
есть сущность, а сущность никогда не дается
нам в своем непосредственном виде, она
лишь является нам тем или иным способом.
Поэтому информация как всеобщее не может
быть воспринята человеком непосредственно
в результате наблюдений или измерений,
и для ее выделения из окружающего мира
необходима целенаправленная деятельность
абстрактно мыслящего разума. Всякая сущность
есть абстракция от своих несущественных
определений, поэтому получение информации
как всеобщего всегда выступает абстрактным
результатом познавательной деятельности
человека.
В то же время, познавательная
деятельность в данном случае не выступает
процессом производства информации. Ведь
причинно-следственные связи, которым
подчиняется развитие материальных объектов,
уже имеются налицо в них самих, в процессе
их бытия и движения. Поэтому задача человека
заключается лишь в том, чтобы выделить
всеобщую причинно-следственную связь
и зафиксировать ее в системе определенных
категорий. Информация на уровне всеобщего
не может выступать продуктом человеческого
труда, поскольку человек не изобретает
законов природы, а лишь открывает их.
“Как рудокоп своей киркой высекает из
скал новые руды, писал С.Н.Булгаков, —
так и научный работник вызывает из тьмы
новое бытие, которое он не творит, но выявляет,
как бы освобождает к жизни 1”.
Познающе - преобразующая
деятельность трудящихся индивидов, результатом
которой является получение человечеством
информации на уровне всеобщего и на уровне
особенного, называется процессом информационного
производства (процессом производства
информации).
В силу указанных
выше причин данное определение в достаточной
мере условно и не вполне верно отражает
смысл категории "производство" по
отношению к информации, однако категория
"информационное производство" традиционна,
и впредь мы будем ею пользоваться, не
забывая об упомянутых условностях.
Гносеологическая причина традиционности
этой категории заключается в том, что
для выделения информации из окружающего
мира и ее знаковой фиксации необходим
человеческий труд, поэтому получение
человечеством всякой новой информации
субъективно воспринимается как создание,
производство этой информации, хотя объективно
и не является таковым.
Общественной формой осуществления
процесса производства информации выступает
наука. Данное определение подчеркивает,
что наукой считается трудовая деятельность
человека по получению новой информации.
Наукой называется также и совокупный
результат этой деятельности — сумма
всей полученной человечеством к данному
моменту информации, в совокупности образующей
единую логическую систему, называемую
научной картиной мира.
Информация на уровне всеобщего
и особенного, используемая в процессе
производства новой информации, называется
научной информацией. Получение научной
информации выступает результатом процесса
познания человеком окружающего мира.
Научная информация фиксируется в системе
научных категорий (понятий), суждений,
умозаключений, теорий и гипотез и в совокупности
складывается в научную картину мира,
отражающую объективные явления природы
и общества, а также законы движения этих
явлений.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ЭКОНОМИКИ
2.1 Научно-техническая
информация как фактор производства
Информация, овеществляясь
во всех компонентах системы производительных
сил общества, выступает составным элементом
всех моментов процесса труда — и предметом
труда, и средством труда, и составной
частью живого труда. Многофункциональность
информации и возможность ее быстрого
перевоплощения из одних моментов процесса
труда в другие обеспечивают данной производительной
силе одну из ведущих ролей в развитии
системы производительных сил современного
общества.
На протяжении всей истории
человечества люди в процессе преобразования
окружающего мира преобразуют и овеществленную
в нем информацию. Изменяя русла рек, человек
преобразует их физико-географические
параметры. Возводя дома, он видоизменяет
информацию, содержащуюся в рельефе земной
поверхности. Выводя новые сорта растений
и породы животных, человек преобразует
содержащуюся в их генотипе информацию.
Работа с информацией как с предметом
труда ведется человеком в каждом процессе
труда, направленном на преобразование
природного материала, как естественно
сложившегося, так и исторически созданного
самим человеком. В процессе познания
окружающего мира человек выделяет из
него информацию и фиксирует ее, представляя
в удобном для себя виде. Тем самым, информация
выступает всеобщим предметом труда.
В последние десятилетия
в мировом хозяйстве стремительно растет
доля трудовых процессов, в которых предметом
труда выступает информация, ранее уже
выделенная из окружающего мира и зафиксированная
человеком. На сегодняшний день сложилась
целая группа отраслей хозяйства, которые
занимаются преобразованием, анализом,
поиском, хранением и контролем информации,
прежде уже выступавшей предметом труда.
Эта группа отраслей хозяйства коротко
называется информатикой и представляет
собой важную часть сферы информационного
производства в целом.
Для того, чтобы информация
на уровне всеобщего выступила предметом
труда, необходимы осознанные усилия человека
по ее овеществлению в тех или иных материальных
носителях. Формами такого овеществления
информации могут выступать книги и другие
печатные материалы, чертежи, слайды, кино-
и фотопленки, магнитные ленты, дискеты
и другие носители внешней памяти компьютера,
пластинки, видео- и аудиокассеты, голограммы,
макеты, действующие (динамические) модели
и т.д. Будучи овеществленной в этих материальных
носителях, информация может выступать
предметом труда, подлежащим дальнейшему
преобразованию, хранению, передаче, а
может выступать и средством труда, в частности,
в процессе обучения или в процессе научного
труда.
Овеществление информации
в материальных носителях, целенаправленно
предпринимаемое человеком, требует дополнительных
затрат на производство вещественных
носителей этой информации. При этом информация,
которая по своей природе невещественна,
непредметна и не может существовать вне
какого бы то ни было материального носителя,
не может быть ни преобразована, ни сохранена,
ни передана в отрыве от него. Иначе говоря,
вступление информации в процесс труда
в качестве предмета труда предполагает
участие в этом процессе также и ее материального
носителя.
Поэтому следует отличать
труд по производству этого материального
носителя (например, тиражирование книги)
от труда по производству информации или
извлечению ее из окружающего мира. Аналогичным
образом, физический износ вещественного
носителя информации, приводящий к утрате
или искажению некоторой части информации
на данном носителе (например, зачитанная
до дыр книга, разорванная кинопленка
и т.п.), не следует воспринимать как физический
износ самой информации: ведь информация,
которая имеет нефизическую природу, не
может быть подвержена физическому износу.
Это, в частности, означает, что информация
ни в количественном, ни в качественном
смысле не уменьшается в процессе ее потребления,
в отличие от других предметов труда, которые,
будучи потребленными, прекращают свое
существование и полностью переносят
свою стоимость на создаваемый продукт.
Тем самым, информация
на уровне всеобщего выступает бесконечно
воспроизводимым предметом труда: одна
и та же информация может вступать в процесс
воспроизводства в качестве предмета
труда сколько угодно раз. Иногда это свойство
информации называют (хотя и не вполне
корректно) бесконечной делимостью, подразумевая
при этом, что информация может быть скопирована
любое количество раз, и при этом общественные
функции каждой ее копии будут абсолютно
тождественными, хотя каждая такая копия
может совершать самостоятельное общественное
движение.
При этом возможности
копирования научной информации ограничиваются
возможностями производства ее материального
носителя, выступающего необходимым условием
осуществления каждого акта копирования,
а также издержками на осуществление самого
этого акта, которые, впрочем, как правило,
очень невелики по сравнению с совокупными
издержками общества на выделение данной
информации из окружающего мира и ее знаковую
фиксацию.
Таким образом, информация
бесконечно воспроизводима, не подвержена
физическому износу и не уменьшается в
процессе ее потребления, причем ее потребление
одним экономическим агентом не препятствует
ее потреблению другими (свойство неконкурентности
в потреблении). Заметим, что с течением
времени информация подвержена старению,
моральному износу.
На всех этапах развития
человеческого общества человек, преобразуя
форму природного материала при помощи
средств труда, овеществлял в них известные
ему законы природы и подмеченные им закономерности
развития окружающего мира. Вообще говоря,
функционирование любого, даже самого
простого, средства труда основано на
законах определенной формы движения
материи, быть может, стихийно открытых
человеком. Таким образом, на всем протяжении
развития человечества информация применялась
людьми в качестве средства труда в процессе
их целенаправленного воздействия на
природный материал или продукт предшествующего
процесса труда. Это означает, что информация
выступает всеобщим средством труда.
Никакие средства
труда, призванные сокращать и облегчать
непосредственный человеческий труд,
не могли бы работать и выполнять свои
функции, если бы в основе их функционирования
не лежали известные человеку (или, быть
может, стихийно используемые им) законы
природы. Поэтому средства труда выступают
носителями информации не только формально
(постольку, поскольку все материальные
объекты суть ее носители), но и по существу:
для того, чтобы объекты материального
мира выступали в качестве средств труда,
в них должна быть овеществлена научная
информация, причем информация на уровне
всеобщего, которая выражает законы определенной
формы движения материи и качество которой
вытекает из вещественной определенности
процесса конкретного труда, в котором
эти средства труда должны быть применены
трудящимся индивидом.
Материально-вещные
средства труда, выступающие продуктами
предшествующего труда и содержащие в
овеществленном виде информацию на уровне
всеобщего, называются техникой. Вещественное
содержание производственного процесса,
выражаемое последовательностью производственных
операций, система которых преобразует
предмет труда в его продукт, называется
технологией производства или, коротко
говоря, технологией. Технология позволяет
достигать заранее заданного результата,
выступающего продуктом труда, то есть
предвидеть и обеспечивать требуемые
итоги осуществляемых производственных
процессов. Научные идеи, овеществленные,
реализованные в новой технике и технологии,
не исчезают, а сохраняют свое существование
в них, вступая в процесс общественного
воспроизводства не непосредственно в
своей абстрактной форме, а в овеществленном
(как говорят философы, в снятом) виде.
Информация на уровне всеобщего,
используемая в процессе производства
новой информации и овеществленная в средствах
производства, называется научно-технической
информацией. В дальнейшем именно этому
важнейшему классу информации мы уделим
наиболее пристальное внимание.
Заметим, что в современной
экономической науке встречаются попытки
объединить законы общественного движения
научно-технической информации (technological
information) и экономической информации (информации
о состоянии рыночной среды — market, commercial
information) и даже представить первый тип
информации как частный случай второго,
хотя многие авторы верно отмечают, что
объединение такого рода возможно лишь
в целях упрощения задачи количественного
описания соответствующих процессов,
качественная же природа этих типов информации
остается принципиально различной.
Это различие в характере
воспроизводства научно-технической и
экономической информации заключается
прежде всего в том, что научно-техническая
информация представляет собой «фонд»,
является кумулятивной величиной, растущей
пропорционально уже имеющемуся ее объему,
в то время как экономическая информация
отражает «мгновенный срез» состояния
экономической системы и потому в подавляющей
своей части является «потоком», не подверженным
действию кумулятивного эффекта. Данное
обстоятельство, тем не менее, не отменяет
возможностей, во-первых, выделения трендов,
во-вторых, изучения законов изменения
и, в-третьих, прогнозирования динамики
некоторых экономических параметров,
например, цен или валютных курсов, представляющих
собой классические примеры некумулятивных
величин.
Информационная экономика (экономика
информационного производства) — это
область современной экономической науки,
изучающая экономические процессы производства,
общественного движения и применения
научно-технической информации, а также
экономические законы, которым подчиняется
динамика этих процессов.
Информационное производство
проникает во все отрасли хозяйства и
во все моменты процесса жизнедеятельности
людей. Научные исследования сегодня не
должны рассматриваться как нечто внешнее
по отношению к процессу материального
производства — напротив, сегодня они
составляют органически необходимый "нулевой
цикл" производства, предшествующий
созданию практически каждого продукта.
Информация стала ведущей производительной
силой современного общества, поскольку
информационное производство определяет
пути и темпы развития экономических систем,
диктует характер технических, организационных
и структурных изменений.
Функционирование информации
в качестве всеобщей, универсальной производительной
силы современного общества ставит перед
экономической наукой вопрос о том, как
отражается производство информации и
ее потребление в производственных процессах
на типе и характере экономического роста.
Современные экономические
системы знают три принципиально различных
вида технологий, предопределяющих различия
между тремя технологическими способами
производства. Это аграрные, индустриальные
и информационные технологии. При этом
в рамках аграрных технологий, основанных
на применении простейших механических
орудий труда, а также на использовании
энергии Солнца и росте живых организмов,
решающим методом производства выступает
перемещение вещества. В рамках индустриальных
технологий, где ключевым средством труда
является трехзвенная машина, решающий
метод — перемещение энергии. Наконец,
в рамках информационных технологий, где
четырехзвенная машина снабжена управляющим
устройством, решающую роль играет перемещение
информации.
Перемещение вещества соответствует экстенсивному типу экономического роста: для того, чтобы получить вдвое больший результат, нужно переместить вдвое больше вещества. Перемещение энергии порождает интенсивный тип экономического роста: оно позволяет экономить усилия по непосредственному перемещению вещества. Наконец, перемещение информации как ведущий метод производства характеризует новый, информационный, тип экономического роста, не сводимый ни к какой комбинации экстенсивного и интенсивного типов.
Характерная отличительная
черта данного типа роста состоит в том,
что потребление научно-технической информации
в системе общественного производства,
в отличие от потребления вещества и энергии,
снижает энтропию и повышает организованность,
упорядоченность среды, в которой осуществляется
производственный процесс. Именно поэтому
компьютер как орудие труда, как машина
для обработки информации, может рассматриваться
как диалектическое отрицание всех предшествующих
орудий труда, предназначенных для обработки
вещества и энергии .2
Подобно тому как информация
выступает универсальным фактором производства,
в некотором смысле позволяющем преодолеть
ограниченность других ресурсов, так и
работа с информацией способна в известных
пределах заменить собою оперирование
вещественными факторами производства
— впрочем, лишь постольку, поскольку
это позволяет текущий уровень развития
производительных сил. Принципиальный
характер возникающих здесь проблем легко
проиллюстрировать на простом примере.
В современном издательском
деле (в тех странах, где купля-продажа
литературы в основном осуществляется
посредством электронной торговли) получил
распространение принцип PoD — Print on Demand.
Издательство покупает у автора право
на издание рукописи, готовит макет книги
и выставляет ее рекламу в Интернете. Дальнейшее
тиражирование этой книги определяется
только спросом: пришел заказ от потребителей
на два экземпляра издания — издательство
отпечатало эти два экземпляра и отослало
заказчикам. Пришел заказ на две тысячи
экземпляров — соответственно, отпечатало
две тысячи. Каков же тираж такого издания?
Потенциально он бесконечен, а на самом
деле может быть и нулевым. При этом издательство
может напечатать хоть миллион экземпляров
книги, права на тиражирование которой
оно купило, и тем самым внести огромный
вклад в ВВП страны. Вопрос лишь в том,
нужен ли такой ВВП этой стране.
Подобный вопрос касается любого
информационного продукта, издержки тиражирования
которого во много раз меньше издержек
на создание информации, лежащей в его
основе. Путем перемещения информации
не составляет никакой проблемы добиться
сколь угодно большого увеличения ВВП.
Но это и означает, что валовой продукт
в эпоху информационного производства
не может выступать адекватным критерием
экономического роста, показателем экономической
мощи страны. Основным критерием становится
степень удовлетворения потребностей
индивидов и общества в целом.
Предлагаемое Международным
Валютным Фондом разделение стран на развитые
и развивающиеся по критерию среднедушевого
ВВП, рассчитанного по паритету покупательной
способности их национальных валют, —
это «каменный век» современной экономической
науки. Косвенным подтверждением этого
факта является пример нашей страны. Россия
едва преодолела две трети заветного рубежа
в 12 тыс. долл. на душу населения, необходимого
для того, чтобы считаться развитой страной
по классификации МВФ, и, тем не менее,
именно Россия в 2006 году председательствует
в «большой восьмерке» наиболее развитых
и влиятельных стран мира, совместные
действия которых определяют грядущий
облик мирового хозяйства.
Таким образом, нашей стране
реально необходимо стремиться не к удвоению
ВВП, а к достижению нового качества экономического
роста, осуществляемого на базе новых
источников. Решающим источником роста
выступает технологическая информация,
и потому переход к информационному производству
следует считать важнейшей стратегической
задачей развития любой страны, претендующей
на достойное место в мировом разделении
труда. Это обстоятельство выдвигает информационную
экономику в ряд ведущих составных частей
современной экономической науки.
2.2 Экономические
основы обращения научно-технической
информации
Информация о работе Информация как фактор и продукт производства