Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1. Изучить проблемы формирования современной рыночной инфраструктуры, ее основных элементов;
2. Проанализировать создание, формирование и развитие инфраструктуры рынка в России.
Задачами работы являются:
1. Рассмотрение понятия, специфики инфраструктуры рынка и систем контроля над развития инфраструктуры;
2.Рассмотрение формирования инфраструктуры рынка в РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инфраструктура: определение и специфические признаки 5
1.1 Понятие и основные виды инфраструктуры рынка 5
1.2. Специфические признаки инфраструктуры 10
1.3. Воздействие инфраструктуры на экономический рост 11
1.4. Система контроля над развитием инфраструктуры 13
Глава 2. Характеристика инфраструктура рынка в России 16
2.1. Предпосылки и специфические создания инфраструктуры в России 16
2.2. Проблемы формирования инфраструктуры в современных условиях 18
2.3. Направления развития инфраструктуры в России 22
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)


                                            

Содержание

 

 

 

 

 

               

 

 

 

Введение

 

Рыночная экономика – это экономика, развивающаяся по законам рынка и товарного хозяйства, спроса и предложения. Для рыночной экономики характерно наличие определенной инфраструктуры: товарные и фондовые биржи; биржи труда; рынок ценных бумаг, капиталов и т.д.

Как и всякая, объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин «инфраструктура» был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.1

Без целостной эффективно функционирующей инфраструктуры существование  современной рыночной экономики невозможно. С этим связана актуальность выбранной темы.

Цель работы:

  1. Изучить проблемы формирования современной рыночной инфраструктуры, ее основных элементов;
  2. Проанализировать создание, формирование и развитие инфраструктуры рынка в России.

Задачами работы являются:

        1. Рассмотрение понятия, специфики инфраструктуры рынка и систем контроля  над развития  инфраструктуры;

2.Рассмотрение формирования инфраструктуры рынка в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Инфраструктура: определение и специфические признаки

    1. Понятие и основные виды инфраструктуры рынка

 

Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом  анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.

Одна группа авторов  определяет инфраструктуру как всю  систему обслуживания, видя функцию  инфраструктуры в предоставлении услуг  производству и населению, в обслуживании производства и населения.

Другие понимают под  инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Известна и такая  точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

В 40-е годы XX века на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В экономической литературе России эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной  сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

В настоящее время выделяют:

    1. Производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.);
    2. Социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения;
    3. Инфраструктуру рынка.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении производства.

Особенностью хозяйственной  деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме  процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.2

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С  развитием рыночного механизма  в экономике страны появляется необходимость  создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура рынка  — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров  и услуг, акты купли-продажи, или  совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслужи­вающих рынок  и выполняющих определенные функции  по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно  оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и  другие формы организационного  небиржевого посредничества;

3) кредитная система  и коммерческие банки;

4) эмиссионная система  и эмиссионные банки;

5) система регулирования  занятости населения и центр  государственного и негосударственного  содействия занятости (биржа труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система  и налоговая инспекция;

8) система страхования  коммерческого хозяйственного риска  и страховые компании;

9) специальные рекламные  агентства, информационные центры  и агентства средней массовой  информации;

10) торговые палаты, другие  общественные, добровольные и государственные  объединения (ассоциации) деловых  кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих  по найму;

13) коммёрческо-выставочные  комплексы;

14) система высшего  и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные  фонды, предназначенные для стимулирования  деловой активности;

18) специальные зоны  свободного предпринимательства.  Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не на­вязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.3

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

• повышение оперативности  и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации  отдельных субъектов экономики  и видов деятельности;

• организационное оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

• подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменения в экономике  страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

На рынке товаров  и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями  оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д.

Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое  пространство между производителями  и потребителями; ее функционирование обеспечивает регулирование сбыта  и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.

На рынке труда инфраструктурой  являются биржи труда, системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.

На рынке ценных бумаг  это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов.

Инфраструктура кредитного рынка — это современная двухуровневая  банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.

Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.

Следующий элемент инфраструктуры — это законодательство, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы превращает рынок в «дикий», а экономику делает криминальной.

Поэтому перед странами, входящими в рынок, а значит, и  перед нашей страной стоит  задача создания рыночной инфраструктуры.4

1.2. Специфические признаки инфраструктуры

 

У инфраструктуры рынка имеются специфические признаки.

  1. Инфраструктура – это сектор экономики общего назначения.
  2. Инфраструктуре присущ характер коллективного потребления.
  3. Объекты инфраструктуры капиталоемкие, они требуют крупных первоначальных инвестиций. В этой связи нельзя ожидать их одновременного развития.
  4. Отрасли инфраструктуры – это долго окупаемые отрасли. Их продукция выступает чаще всего в виде недвижимости, например дорога. Дорогу нельзя продать как, скажем, автомобиль. Поэтому издержки на ее строительство окупаются сравнительно длительное время, так как возмещаются не сразу – через разовую продажу, а постепенно – через продажу услуг по заранее установленным тарифам и налоговые сборы. Иначе говоря, фаза «затрата – выпуск» в инфраструктуре представляется иначе, чем в промышленном производстве.
  5. Инфраструктура непосредственно влияет  на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами. Круг инфраструктуры отраслей изменяется. Например,  появление таких инфраструктурных отраслей, как производство компьютеров, сотовых телефонов, космических кораблей, а вместе с этим космодромов и так далее, – все это результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития.

1.3.  Воздействие инфраструктуры на экономический рост

 

Инфраструктура представляют собой совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства и повседневного проживания людей на любой территории.

Недостатки в работе предприятий и объектов инфраструктуры оказываются обычно на всей экономической  деятельности народного хозяйства. Например, слабо развитая дорожная сеть в стране или на определенной территории, недостатки в работе транспорта вызывают разрыв цепи производство — потребление. Или при перебое в снабжении электроэнергией производственные предприятия не смогут функционировать непрерывно, как этого требует технологический процесс. Инфраструктура воедино связывает все отрасли народного хозяйства, способствует сбалансированному развитию экономики.

Информация о работе Инфраструктура рынка