Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа
Цель работы:
1. Изучить проблемы формирования современной рыночной инфраструктуры, ее основных элементов;
2. Проанализировать создание, формирование и развитие инфраструктуры рынка в России.
Задачами работы являются:
1. Рассмотрение понятия, специфики инфраструктуры рынка и систем контроля над развития инфраструктуры;
2.Рассмотрение формирования инфраструктуры рынка в РФ.
Введение 3
Глава 1. Инфраструктура: определение и специфические признаки 5
1.1 Понятие и основные виды инфраструктуры рынка 5
1.2. Специфические признаки инфраструктуры 10
1.3. Воздействие инфраструктуры на экономический рост 11
1.4. Система контроля над развитием инфраструктуры 13
Глава 2. Характеристика инфраструктура рынка в России 16
2.1. Предпосылки и специфические создания инфраструктуры в России 16
2.2. Проблемы формирования инфраструктуры в современных условиях 18
2.3. Направления развития инфраструктуры в России 22
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Развитие инфраструктуры служит обязательным условием вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, рационального их использования, улучшения размещения производительных сил страны. В этой связи, большое значение придается инфраструктуре в формировании и развитии региональной экономики: она способствует быстрому освоению богатых природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства в сырье и энергии. Однако этому значительно мешает ведомственная разобщенность при освоении новых районов. При строительстве новых объектов невыгодно, чтобы каждое предприятие обзаводилось собственными котельными, подстанциями, лучше пользоваться этими услугами в централизованном порядке. Опыт показывает, что объединение предприятий различных ведомственных принадлежностей в единый промышленный узел, дает существенный экономический эффект. Основное значение инфраструктуры — связывать воедино сложнейшую цепь взаимодействующих народно-хозяйственных звеньев. 5
Значительна роль инфраструктуры в решении современных проблем сельского хозяйства.
Трудно представить себе эффективный агропромышленный комплекс и современное село без развитой дорожной сети, надежного транспорта, элеваторов, хранилищ, складов, холодильников. Отставание в любом из этих звеньев неизбежно сказывается на количестве и качестве конечной продукции. Главная задача в сельском хозяйстве, в агропромышленном комплексе России, наряду с увеличением масштабов сельскохозяйственного производства устранить значительные потери продукции, возникающие в результате несовершенной инфраструктуры. Особенно нуждается в расширении строительство дорог в сельской местности. Доведение инфраструктуры до современных потребностей сельского хозяйства позволит быстрее увеличивать продовольственный фонд страны за счет сохранения уже собранной продукции.
Экономисты предлагают капитальные вложения, направляемые на развитие инфраструктуры, сопоставлять не с увеличением производства, а с потерями, которых можно избежать за счет этих вложений.
В связи с тем, что отрасли инфраструктуры требуют крупного первоначального капитала, нельзя ожидать их одновременного быстрого развития. Общество наперед должно рассчитывать, сколько труда, средств производства и жизненных средств оно может без всякого ущерба тратить на такие отрасли производства, которые сравнительно длительное время не дают какого-либо полезного эффекта. Иначе говоря, фаза «затрата — выпуск» проявляется в инфраструктуре иначе, чем в промышленном производстве.
Эффективность функционирования инфраструктуры четко проявляется в снижении затрат, в росте объема национального дохода. Это достигается в результате того, что технически развитая инфраструктура позволяет бесперебойно функционировать основному производству и, следовательно, производить большее количество продукта с минимальными затратами. Таким образом инфраструктура народного хозяйства оказывает значительное влияние на увеличение национального богатства страны. 6
Без адекватной инфраструктуры невозможно получить максимальную прибыль. Особенностью создания инфраструктуры является именно то, что источником ее финансирования является в основном государство, средства государственного бюджета. Причины ясны: во-первых, ее услугами пользуются все субъекты производства; во-вторых, создание объектов производственной инфраструктуры требует крупных первоначальных капитальных вложений; в-третьих, из-за длительных сроков окупаемости капиталовложения в инфраструктуру малоприбыльны.
В экономике контроль
за развитием производственной инфраструктуры
осуществляется в интересах общества
через механизм централизованного
и местного регулирования. В этой
связи инфраструктура подразделяется на инфраструктуру
общего пользования и местного назначения.
Централизованное управление не всегда
в состоянии полностью учесть потребности
региона в инфраструктурном обеспечении,
что нередко делает его непривлекательным
по сравнению с другими регионами. Поэтому
целесообразно передавать полномочия,
а вместе с ними и контроль за развитием
инфраструктуры на определенной территории
местным органам власти. Материальной
основой развития инфраструктуры местными
органами власти могут служить средства,
аккумулированные заинтересованными
предприятиями в строительстве объектов
инфраструктуры. Это в некоторой степени
изменит сложившуюся систему государственного
управления регионами. Децентрализация
государственного управления создаст
благоприятные условия для удовлетворения
интересов людей, которые обслуживаются
данным органом местной власти. Иначе
говоря, государственное управление через
административно-
Преимущество территориального контроля за организацией производственной инфраструктуры в том, что она займет свое подобающее место в воспроизводственном процессе региона. Следует усилить роль местных органов власти через передачу им в руки экономических рычагов хозяйствования. Это означает формирование собственной политики цен, налогов, контроля за торговлей, за распределением вложений и т.д. Территория все более рассматривается как фактор экономического роста. В то же время инфраструктурное обустройство района повышает экономическую значимость его в пространственной организации общества. 7
Строительство объектов инфраструктуры народно-хозяйственного значения должно осуществляться за счет средств государственного бюджета. На уровне регионов создание инфраструктуры может происходить за счет долевого участия предприятий и за счет привлеченных средств населения посредством выпуска ценных бумаг. Модернизация производства предполагает обновление фондов не только в сфере индустрии, но и в инфраструктурном потенциале. Если не принимать срочные меры по укреплению инфраструктурной зоны, положение в экономике будет ухудшаться нарастающими темпами. На данном этапе развития российской экономики сложившийся уровень инфраструктурного обеспечения играет роль не акселератора развития экономики, а тормоза с соответствующими социальными и экономическими последствиями.
Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, необходимо понять, что в рыночной экономике инфраструктурные объекты являются прерогативой государственной деятельности. По существу, это традиционная форма государственного регулирования во всех странах. Благодаря высокоразвитой инфраструктуре улучшается движение продукта, обеспечивается непрерывность и быстрота воспроизводства и тем самым увеличиваются резервы экономики.
Осуществление конкретных мер по совершенствованию отраслей инфраструктуры России будет способствовать приближению уровня их развития к требованиям производства. Тем самым сократится количество «узких мест» в воспроизводственном процессе и «откроется» возможность для формирования эффективной рыночной экономики.8
Общественные дискуссии об инфраструктуре в России нередко сосредоточиваются только вокруг инвестиций в развитие пассажирского транспорта. Однако для обеспечения долговременного экономического роста необходим поиск оптимального сочетания инфраструктурных инвестиций в различные отрасли, включая производственную и социальную сферы, чего в настоящее время в России нет.
Неспособность России модернизировать железнодорожную и автодорожную сеть, внутренние водные пути, портовое хозяйство, аэропорты и многое другое в значительной степени снижает эффективность национальной экономики. По некоторым расчетам, даже в США прямые и косвенные потери экономики вследствие роста логистических издержек возросли с 8,6% ВВП в 2003 г. до 10% в 2008 г. В России они значительно выше. В то же время развивающиеся страны Азии, прежде всего Китай и Индия, вкладывают огромные средства в развитие первоклассной транспортной и коммуникационной инфраструктуры.
Развитию рыночных отношений в России мешали следующие факторы:
В настоящее время
эти ограничения формально
1. непомерно высокие налоги;
В этой связи актуальное значение имеет выбор условий обеспечивающих ведение цивилизованных рыночных отношений. К их числу относятся:
Для того чтобы не отстать, России необходимо инвестировать значительные капиталы практически во все сектора инфраструктуры, начиная от универсальных высокоскоростных широкополосных систем связи до транспортных и энергетических систем.
В России в правительственных кругах сложилось мнение, что после проведенных многочисленных реформ ситуация в стране исключительно благоприятна для инвесторов. На самом деле это далеко не так, поскольку существуют огромные риски, которых трудно избежать. Часть из них связаны с коррупцией и неэффективностью принятия решений. Так, расчеты показывают, что стоимость строительства одного километра современной автострады в России в 2,5 раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше, чем в Бразилии, и в 4 раза выше, чем в Китае (рис. 1).
Рис 1. Стоимость строительства 1 км автострады
в разных странах, млн. долл.
«Если вы вливаете деньги в инфраструктурный сектор, вы сначала сталкиваетесь с повышением инфляции и только во вторую очередь – с ростом экономической активности, – отмечает Рон Смит, глава исследовательского департамента Альфа-Банка. – Но у правительства нет выбора. Без выхода из инфраструктурной ловушки экономика России не сможет расти».
Срок в десять лет, указанный Владимиром Путиным, – предельный для модернизации инфраструктуры страны. Любые задержки на этом пути, чреваты для России не просто транспортными пробками, а полным инфраструктурным коллапсом.
Инфраструктура в современных условиях может рассматриваться как особый общественно-рыночный институт. Инфраструктура играет ключевую роль в формировании единого экономического пространства со свободным перемещением товаров, трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе правопорядка, установленного и поддерживаемого государством. Поэтому А.Смит и его последователи отводили государству особую роль в развитии и регулировании инфраструктуры.
В ХIХ–ХХ веках предметом интенсивных исследований стала рыночная инфраструктура. Она была в основном представлена финансовыми посредниками — банками, биржами, инвестиционными, пенсионными, страховыми, хеджевыми фондами. В ее состав входили также различные компании: аудиторские, консалтинговые, юридические и рейтинговые — в основном негосударственные (за исключением центральных банков). Согласно классической экономической теории, они должны были быть частными. В условиях глобального финансового кризиса (2008–2009 гг.) банковские системы развитых и развивающихся стран были вынуждены не только снизить ставки кредита, но и национализировать ряд системообразующих банков.
Однако для противопоставления государственной и рыночной инфраструктуры нет оснований. Интернет — ведущий элемент глобальной инфраструктуры не является ни государственной, ни частной собственностью. Современной и основной формой организации инфраструктуры становится общественно — частное партнерство (Private Pablic Partnership — PPP). Глобальная финансовая, энергетическая и транспортная инфраструктура, как показал кризис, также нуждается в регулировании, которое нельзя считать ни чисто рыночным, ни государственным.
Одна из глобальных проблем российской инфраструктуры рыночной экономики - теневая экономика. Не менее важными проблемами являются: расширение криминальной деятельности, фальсификация товаров, услуг, фальсификация денег и ценных бумаг, несовершенное законодательство, сокрытие доходов и др.
В России крупные торговые сети устанавливают 20–60% наценки за доступ местных производителей к прилавку. Не имея доступа к инфраструктуре, производители вынуждены нести высокие затраты на обязательную сертификацию своей продукции, согласование документации, экспертизу проектов, подключение к сетям и т.д. В строительстве и ЖКХ до 70–80% конечной цены составляют продукция и услуги естественных и организационных монополий, посредничающих в цепочках создания стоимости.
Сети создают новые
формы развития глобальной инфраструктуры.
Они позволяют с помощью
Современные телекоммуникации позволяют создать в сети логистический центр, управляющий производственными потоками, запасами и ресурсами в соответствии с условиями каждого контракта. При этом планомерность управления сочетается с конкуренцией альтернативных поставщиков и гибким приспособлением всей сети к меняющемуся спросу.
Предпринимательские сети позволяют малым и средним фирмам в разных странах перейти от обычной разовой купли-продажи к длительному сотрудничеству, предлагая покупателям не отдельные изделия и полуфабрикаты, а конечную продукцию, технологические комплексы с полным набором услуг. В сетевой инфраструктуре создается новый тип конкуренции и контрактных отношений .
Таким образом, государство
утратило монополию на владение институциональной
инфраструктурой. С другой стороны,
у него появилась новая