Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа
Цель работы:
1. Изучить проблемы формирования современной рыночной инфраструктуры, ее основных элементов;
2. Проанализировать создание, формирование и развитие инфраструктуры рынка в России.
Задачами работы являются:
1. Рассмотрение понятия, специфики инфраструктуры рынка и систем контроля над развития инфраструктуры;
2.Рассмотрение формирования инфраструктуры рынка в РФ.
Введение 3
Глава 1. Инфраструктура: определение и специфические признаки 5
1.1 Понятие и основные виды инфраструктуры рынка 5
1.2. Специфические признаки инфраструктуры 10
1.3. Воздействие инфраструктуры на экономический рост 11
1.4. Система контроля над развитием инфраструктуры 13
Глава 2. Характеристика инфраструктура рынка в России 16
2.1. Предпосылки и специфические создания инфраструктуры в России 16
2.2. Проблемы формирования инфраструктуры в современных условиях 18
2.3. Направления развития инфраструктуры в России 22
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Для России это имеет особое значение. Коррумпированные государственные и олигархические структуры породили силовое предпринимательство, которое подавляет реальный бизнес. Результатом этого становится отсутствие стимулов для развития реального предпринимательства. В таких условиях и частный бизнес, и домохозяйства вкладывают деньги, в основном, в финансовые спекуляции, а не обновление производства, которое в условиях непомерной цены кредита намного менее рентабельно и более рискованно.
Главная проблема перехода России к конкурентной экономике — доступ к современной инфраструктуре. По оценке экспертов, половина работающих не обращается к врачам, даже нуждаясь в этом, из-за нежелания стоять в очередях и платить за официально бесплатные услуги. Отсутствие доступной системы непрерывного образования сдерживает социальную мобильность, усиливает социальную дифференциацию, приводит к деградации малых городов и сельских районов, где отсутствие сетей социальной безопасности лишает ряд социальных групп перспективы участия в инновациях. Из-за этого в России, в отличие от наиболее развитых стран, люди стремятся в мегаполисы, где есть развитая инфраструктура. Такая инфраструктура дает возможность для творческой деятельности и квалифицированного труда всем членам общества.10
Научно-образовательная инфраструктура. Для того чтобы промышленная политика России имела шансы на успешную реализацию, а промышленность в целом - на выживание, усилия государства должны быть сосредоточены на спасении научно-технического и кадрового потенциала страны, а также системы образования. Шансы на то, что органичная модернизация в конце концов вернет Россию в число лидеров мирового рынка высокотехнологичной продукции пока существуют. Но они исчезнут, если государство будет по-прежнему проводить политику, подталкивающую к разрушению научно-технического комплекса страны и системы образования.11 Именно их выживание - единственная гарантия ускорения прогресса страны в будущем. Если же процесс деинтеллектуализации страны не будет остановлен, то на смену нынешнему поколению ученых, конструкторов и преподавателей придут в лучшем случае люди куда более низкого творческого уровня и в меньшем количестве. В худшем Россия просто лишится ряда отраслей науки и прикладных разработок. Надо осознавать и то, что узость внутреннего рынка для продукции высоких технологий неизбежно ограничивает возможности трудоустройства специалистов, способных создавать и эксплуатировать такие технологии. Поэтому возникает вопрос о том, как спасти в России тот кадровый потенциал, без которого со временем начнет захлебываться и органичная модернизация (когда она дойдет до необходимости широкого освоения достижений 5-го уклада).
Можно указать на ряд важнейших аспектов решения этой проблемы:
Что касается возможности развития 5-го технологического уклада, то она полностью определяется масштабами и результативностью научных разработок и степенью их интегрированности с прикладными разработками. Поэтому говорить о хотя бы очаговом развитии технологической культуры 5-го уклада можно лишь в том случае, если будет обеспечено финансирование научно-технического комплекса страны.
Подавляющую часть затрат (95%) на науку сейчас несет государство. Еще в начале реформ по показателю доли расходов на НИОКР в ВВП Россия была на 27 месте в мире, пропустив вперед все развитые страны, а также многие развивающиеся и бывшие социалистические страны. Все это ведет к негативным для развития высоких технологий в России последствиям.
Начинается серьезное отставание от других стран именно по тем показателям, которые характеризуют развитие пятого технологического уклада, в частности по уровню компьютеризации и информатизации экономического пространства.
По данным за 1993 года, Россия занимала 16 место в мире по удельному весу ее в мировом компьютерном парке, имея компьютеров в 63 раза меньше, чем у лидера - США (причем компьютеров в основном иностранного производства), и лишь 34 место в мире по количеству компьютеров на душу населения. В России всего 7 компьютеров на 1 тысяч человек, тогда как у шестнадцати лидирующих стран - от 118 (Бельгия) до 288 (США). В России не существует общенациональной компьютерной сети, существует лишь ряд локальных сетей. Сейчас ситуация с обеспеченностью компьютерами улучшилась, однако существенное отставание от развитых стран еще сохраняется, и если в ближайшее время его не удастся ликвидировать, оно будет стимулировать дальнейшее отставание и в других сферах научной и производственной деятельности.
Недофинансирование науки приводит к существенному замедлению обновления и совершенствования производства.
В большинстве развитых стран расходы на науку и создание принципиально новых товаров осуществляются как государством, так и частным сектором, так называемыми венчурными фирмами. При этом на долю частного сектора приходится большая часть финансирования: в Японии - 69%, в Германии и в США - 68%, в Великобритании - 63%, во Франции - 61%.
Венчурный капитал рождается потому, что рынок все время выравнивает норму прибыли путем выхода на уже освоенные рынки новых фирм-производителей. Создание же принципиально новых продуктов, что собственно и является смыслом и содержанием прогресса в 5-м технологическом укладе, ведет к возникновению, по сути дела, новых рынков. Эти рынки изначально являются монопольными, так как вход конкурирующих фирм на них невозможен в силу тех барьеров, которые возводятся с помощью патентов и лицензий на новые разработки, что в свою очередь неизбежно приводит к высокому уровню прибыльности.
Если же традиционные рынки обеспечивают высокий уровень прибыльности без необходимости принятия на себя повышенного риска, который является неотъемлемым спутником научно-технического прогресса, то движущий мотив для венчурного инвестирования в пионерные разработки исчезает.
Рентабельность многих вполне традиционных форм коммерческой деятельности в России сейчас существенно выше, чем на аналогичных рынках промышленно развитых стран. Поэтому в России отсутствуют побудительные мотивы к переключению инвестиций, скажем, из экспорта сырья в разработку новейших продуктов и технологий. А значит, расходы на науку в обозримом будущем - как и на образование - должны финансироваться преимущественно государством. Эти расходы должны стать приоритетными, иначе через несколько лет может наступить необратимая деградация 5-го технологического уклада в России.
Надо отметить, что в такой политике есть определенный финансовый резон. Российское государство должно закладывать основы формирования доходов своего бюджета на будущее. Сегодня эти доходы в значительной доле связаны с экспортом сырья, однако такая доходная база не является надежной с точки зрения перспективы в силу двух причин:
1. Постепенно сокращают в стране запасы полезных ископаемых, которые технически пригодны к использованию, а также экономически выгодны. По многим видам минерального сырья обеспеченность составляет всего 25-50 лет, а по свинцу, цинку, сурьме и россыпному золоту - менее 20 лет.12
2. Экспорт сырья приносит меньшую величину добавленной стоимости, нежели экспорт наукоемкой продукции. Надо учитывать, что уже сегодня рост затрат существенно снизил прибыльность добычи и экспорта многих видов минеральных ресурсов (это со всей резкостью проявилось осенью 1995 г. при введении валютного коридора).
Таким образом, в долгосрочной перспективе устойчивая база для формирования доходов государственного бюджета, равно как и благоприятного платежного баланса, может быть обеспечена лишь при создании производств высокого технологического уровня, а не на основе сохранения просырьевой ориентации экономики.
Общехозяйственная инфраструктура. Анализируя перспективы развития российской промышленности, нельзя оставаться лишь в рамках собственно этой сферы экономики. Мы убеждены, что сохранение и развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. В противном случае любые крупномасштабные программы промышленной политики начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия. Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры. В таблице 2 приведены виды инфраструктуры, преимущественно развивавшиеся в период формирования и становления каждого из технологических укладов.
Таблица 2. Виды инфраструктуры, развивавшиеся в период формирования и становления технологических укладов
Технологические уклады |
Вид инфраструктуры |
Первый |
Оросительные каналы, проезжие дороги |
Второй |
Железные дороги, мировое судоходство |
Третий |
Электростанции, электрические распределительные сети, телефон, телеграф, радио |
Четвертый |
Скоростные автомобильные дороги, воздушное сообщение, аэропорты |
Пятый |
Средства телекоммуникации, компьютерные сети, спутники |
Осмысление информации, содержащейся в таблице 2, приводит к неизбежному к выводу о том, что инфраструктура в России несет на себе тот же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в стране технологических укладов.
С одной стороны, Россия была первой страной в мире, запустившей искусственный спутник Земли, ее вклад в освоение космического пространства общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например, степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).
Если же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что само развитие этого уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на 42 месте в мире.
Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и ученые сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически невозможно.
Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимо около 60 млрд долл. Изыскание таких средств в принципе возможно. Скорее всего, они могут найтись у частных - отечественных и иностранных - инвесторов, проявляющих большой интерес к акциям предприятий этой сферы. Задача государства в этой ситуации - создать для инвестиций в этот сектор режим наибольшего благоприятствования, что стратегически чрезвычайно важно для развития России.
Однако наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада насущная проблема - развитие и всех остальных видов инфраструктуры, что создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей.
Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие затраты на транспортировку - один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах.
Основным видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не только расширения (так как плотность железнодорожных сетей недостаточна, и до сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы, что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в европейских государствах.13 Крайне низка и степень механизации погрузочно-разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и удорожает перевозку грузов.