Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфраструктуры российского рынка. Задачи работы:
1 подобрать соответствующую литературу для изучения;
2 изучить рыночную инфраструктуру;
3 определить роль инфраструктуры в развитии страны;
4 изучить проблемы развития инфраструктуры;
5 сделать выводы по проделанной работе.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты рыночной инфраструктуры 8
1.1 Определение и этапы становления инфраструктуры рынка 8
1.2 Взгляды классиков на инфраструктуру рынка 13
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка 17
2 Роль рыночной инфраструктуры в развитии страны 20
3 Проблемы развития рыночной инфраструктуры 29
Заключение 37
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Инфраструктура рынка ЭТ.docx

— 333.32 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

         Курсовая  работа содержит 42 с., 3 рисунка, 30 источников.

 

 

инфраструктура, рынок, производственная инфраструктура, предпринимательство, Приватизация, Торгово-промышленные палаты, Процесс формирования инфраструктуры.

 

 

Термин  «инфраструктура» произошел от лат. – «infra» - ниже, под; «structura» - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина «инфраструктура» существуют различные трактовки понятия.

Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.).

Характеристику  рынка как совокупности или арены  актов купли-продажи можно раскрыть через структуры современного рынка, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления  и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

5

1 Теоретические аспекты рыночной  инфраструктуры

8

   1.1 Определение и этапы становления инфраструктуры рынка

8

   1.2 Взгляды классиков на инфраструктуру рынка

13

   1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры          рынка 

17

2 Роль рыночной инфраструктуры  в развитии страны

20

3 Проблемы развития рыночной инфраструктуры

29

Заключение

37

Библиографический список

39

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Характеристику  рынка как совокупности или арены  актов купли-продажи можно раскрыть через структуры современного рынка, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Хотя  товарное производство, рынок, конкуренция  существуют очень давно, не следует  забывать, что человечество большую  часть своей истории прожило  без рынка—в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.

Переход от натурального хозяйства к товарному  связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.

Историческая  практика показала, что обеспечению  первого условия в наибольшей степени адекватен правовой режим  частной собственности (хотя это  не означает, что экономическая самостоятельность  производителей не может быть достигнута другим путем). Экономическая обособленность означает, что производитель сам решает, что производить, как производить, для кого производить и что существуют свобода конкурентного поведения, свобода выбора характера и форм хозяйствования в интересах конкретного товаропроизводителя.

Заключительное  условие связано с развитием  и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определенном этапе развития натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на выпуске одного, какого - либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни. Постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства.

Процессы  преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики России.

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

При административно-плановой системе хозяйствования подход к  инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.

Изучение  инфраструктуры важно не только в  сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы, и законы еще не сформировались, действуют  не в полную силу. Чтобы завершить  этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования.

Важным  моментом является изучение зарубежного  опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

Объектом  изучения данной курсовой работы является рынок как совокупность или аренда активов купли-продажи. Предмет изучения представляет собой инфраструктуру данного рынка, которая раскрывает его характеристики.

Целью данной работы является изучение инфраструктуры российского рынка. Задачи работы:

1 подобрать  соответствующую литературу для  изучения;

2 изучить  рыночную инфраструктуру;

3 определить  роль инфраструктуры в развитии  страны;

4 изучить  проблемы развития инфраструктуры;

5 сделать  выводы по проделанной работе.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

 

1.1 Определение и этапы становления инфраструктуры рынка

Как и  всякая, объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин «Инфраструктура» был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе  под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.1

Инфраструктура представляет собой совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства, необходимые для эффективного развития экономики в целом и повседневного проживания людей на любой территории. К ней относятся информатика, электроэнергетика, транспорт, связь, коммунальное обслуживание, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д. В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического прогресса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим  условия относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.

В зависимости от уровня анализа  инфраструктуру можно рассматривать  на трех уровнях: микро-, медиум - и макроуровнях.

На микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность инженерно – технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы, независимо от индивидуального технологического прогресса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.

На медиумуровне (нередко говорят «мезоуровень») инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республика, край, область, город, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т. д.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

Инфраструктура выполняет свои функции рисунок 1.

 

Рисунок 1 – Функции инфраструктуры рынка2

Инфраструктура на макроуровне  подразделяется на производственную, социально – бытовую и институциональную.

Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д.

Социально – бытовая  инфраструктура – это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.

Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.

В зависимости от степени обеспеченности экономики инфраструктурой выделяют три ее типа: опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственный и индивидуальные потребности, одновременный, или синхронный, когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики, и запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.

В узком  смысле под инфраструктурой рынка  понимают совокупность институтов системы  служб, предприятий, обсуживающих рынок  и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.3

Также у  инфраструктуры имеются специфические признаки:

- во – первых, инфраструктура – это сектор экономики общего назначения;

- во – вторых, ей присущ характер коллективного потребления;

- в – третьих, объекты инфраструктуры капиталоемкие, они требуют крупных первоначальных инвестиций. В этой связи нельзя ожидать их одновременного развития;

- в – четвертых, отрасли инфраструктуры – это долго окупаемые отрасли. Их продукция выступает чаще всего в виде недвижимости, например дорога. Дорогу нельзя продать как, скажем, автомобиль. Поэтому издержки на ее строительство окупаются сравнительно длительное время, так как возмещаются не сразу – через разовую продажу, а постепенно – через продажу услуг по заранее установленным тарифам и налоговые сборы. Иначе говоря, фаза «затрата – выпуск» в  инфраструктуре представляется иначе, чем в промышленном производстве.

Информация о работе Инфраструктура рынка