Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфраструктуры российского рынка. Задачи работы:
1 подобрать соответствующую литературу для изучения;
2 изучить рыночную инфраструктуру;
3 определить роль инфраструктуры в развитии страны;
4 изучить проблемы развития инфраструктуры;
5 сделать выводы по проделанной работе.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты рыночной инфраструктуры 8
1.1 Определение и этапы становления инфраструктуры рынка 8
1.2 Взгляды классиков на инфраструктуру рынка 13
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка 17
2 Роль рыночной инфраструктуры в развитии страны 20
3 Проблемы развития рыночной инфраструктуры 29
Заключение 37
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Инфраструктура рынка ЭТ.docx

— 333.32 Кб (Скачать файл)

Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу «точно в срок». 9

Каждый  из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались  мерой его влияния на общий экономический рост в стране. При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объекты.

 

Рисунок 3 -  Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в промышленно развитых странах10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Роль рыночной инфраструктуры в развитии страны

 

 

Острый  экономический кризис, с которым  столкнулась Россия в начале 80-х  гг., потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными  направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Одно  из решающих направлений развития российской экономики – структурная перестройка  индустрии, призванная обеспечить, в  частности, развитие предпринимательства. Ведь становление и развитие предпринимательства является одной из наиболее важных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Роль  предпринимательства действительно  велика, поскольку оно обеспечивает развитие производства и промышленности, способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров и услуг, а, в конечном счете, обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, определяет структуру и качество ВВП, обеспечивает решение других социально-экономических проблем. Таким образом, предпринимательство способствует экономическому росту страны. А в связи с этим, для России особое значение играет формирование инфраструктуры рынка как основы предпринимательской деятельности и, следовательно, экономического роста11.

Одним из первых шагов на пути преобразования Российской экономики стала приватизация. Приватизация – это система отношений  по изменению формы собственности  на средства производства с государственной  на частную (в том числе индивидуальную, акционерную, долевую). В результате приватизации создан слой мелких и средних собственников, произошло сокращение доли имущества находящегося в государственной и муниципальной формах собственности, то есть произошло разгосударствление многих предприятий, предприятия получили экономическую и имущественную самостоятельность, произошло повышение эффективности экономики, возникла конкуренция и т. д.

Огромное  значение для нормального осуществления  предпринимательской деятельности играет банковская система.

В настоящее  время в РФ в основном закончено  формирование новой банковской системы. Сейчас уже нет других, нежели коммерческие, банков, которые бы занимались обслуживанием заводов, фабрик предпринимателей. Новые банки активно включились в работу по обслуживанию народного хозяйства, и прошедшее время показало их серьезные преимущества перед старой банковской системой.

Справедливости  ради следует сказать, что сделан принципиальный, но все же только первый шаг в создании новой банковской системы. Пока мы имеем еще слабо развитую кредитно-денежную систему: нет развитого кредитного рынка.

Следует особо подчеркнуть, что неразвитость банковской системы оказывает крайне отрицательное влияние на народное хозяйство. Оно теряет многие миллионы рублей, ибо из денежного оборота выпадают временно свободные средства, не привлеченные банковской системой; в то же время остаются без финансового обеспечения многие эффективные программы.

Центральный банк России до сих пор не определил  порядок выделения централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам. В этой ситуации региональные управления, пользуясь своим монопольным  положением, проявляют субъективизм и диктат по отношению к коммерческим банкам при решении данных вопросов. Целесообразно, чтобы вопросы выделения кредитов решались советами региональных управлений Центрального банка, в состав которых должны входить и представители коммерческих банков, а также предприниматели.12

Для российского  предпринимательства очень важное значение также имеет существование  развитой биржевой системы. И Россия сделала уже существенные шаги в этом направлении.

Возникли  крупные биржевые структуры - Московская товарная биржа, Международная универсальная  биржа вторичных ресурсов, Всероссийская  биржа недвижимости, и другие. Сформировались региональные, областные, городские, районные биржевые комплексы. К началу 1992 года Россия оказалась по количеству бирж, приходящихся надушу населения первой в мире. В одной Москве их было около двадцати.

Это явилось  решающим шагом при переходе России к рыночной экономике. Развитие бирж в нашей стране решило многие проблемы предпринимателей. С помощью бирж было значительно ускорено время совершения сделки. Это привело к значительному увеличению числа коммерческих организаций. Организации и предприятия, которые работали на рынке до образования бирж, с помощью их вышли на более высокий уровень работы и, в конце концов, стали крупнейшими в России. Кроме этого появились брокерские конторы, которые принимали заказы от производителей или потребителей на куплю-продажу товара.

Отличительной чертой крупных российских бирж всегда была их универсальность. Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой бартер, продажа единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг - основные черты, присущие только биржевой системе России, связанные с необычной экономической ситуацией в стране, сложившейся сегодня. Тем не менее, к настоящему времени специализация по некоторым направлениям проводится или объявлена на следующих биржах: МТБ - нефть, нефтепродукты, зерно; РТСБ - металлы; Тюменская и сургутская ТФБ - нефть и нефтепродукты; Росагробиржа, Всесоюзная биржа АПК – сельхозпродукция. В биржевую торговлю постепенно вовлекаются также некоторые полуфабрикаты и готовые изделия: пиломатериалы, пряжа, продукты животноводства и другие товары. Значительную часть биржевых товаров составляют драгоценные и цветные металлы, а также энергоносители.13

Для наиболее успешного функционирования Российских товарных бирж необходимо создание локальной  биржевой компьютерной сети. Это гораздо  упростит процедуру поиска и размещения товара на бирже, позволит брокеру работать с несколькими биржами одновременно. Использование компьютерной сети, видео котировок и других новейших технических средств позволяет заключать сделки почти мгновенно. Некоторые Российские биржи уже работают по системе компьютерных торгов. Но эта система не получила широкого развития по причине недостаточного развития и дороговизне компьютерных сетей в России.

Кроме товарных бирж в России созданы также и  фондовые биржи. Однако, стоит заметить, что российский фондовый рынок крайне нестабилен, как из-за нестабильной политической ситуации, так и из-за общих проблем российской экономики. Торговля корпоративными акциями вообще очень чувствительно реагирует на изменения в политической жизни. Примеров этому масса, как в мировом опыте, так и в короткой истории современного российского фондового рынка. Отечественный рынок поставляет примеры даже более головокружительных взлетов и падений, нежели фондовые биржи Нью-Йорка, Лондона или Токио.

На российском фондовом рынке случались ситуации, когда купив акции весной, их можно  было продать летом и получить четыре рубля на каждый вложенный  рубль. О таком уровне прибылей инвесторы, действующие на западных рынках, даже и не мечтают. Но, с другой стороны, им и не снились убытки, которые можно понести на нашем рынке в случае его падения (пример август 1998 года).

Важной  особенностью является то, что на фондовом рынке ситуацией руководят рискованные  деньги иностранных инвесторов. Крупные  западные фонды выделяют из своих  активов небольшую часть (обычно – несколько процентов или даже доли процента) для операций типа либо пан, либо пропал. Эти средства направляются на развивающиеся рынки и не в последнюю очередь в Россию. Такие фонды не начинают автоматически продавать акции в моменты потрясений в российской политической жизни. Они в силу своей мощи могут рискнуть и оставить ценные бумаги до лучших времен, переждав временный спад. От спада же на фондовом рынке страдают не они, и не брокеры, которые, по сути, являются посредниками между продавцом и покупателем акций, получая за свои услуги комиссионный процент. И главным образом даже не инвесторы, которые в момент обвала котировок продают акции по цене ниже той, по которой они их покупали. Самое неблагоприятное для экономики обстоятельство заключается в том, что с удешевлением акций у предприятий и предпринимателей сокращаются возможности для привлечения инвестиций в производство, ведь акции и были изначально придуманы для того, чтобы собрать деньги для осуществления того или иного проекта.

Для предпринимательского успеха весьма важную роль, а иногда и основную роль играет необходимая в данный момент коммерческая информация. В коммерции, предпринимательстве информация – это совокупность сведений, дающих возможность деловому человеку ориентироваться в сфере его собственного производства. Что производить, как производить с какими качественными характеристиками и потребительскими свойствами, где и как реализовать товар, где имеется особая (по сравнению с другими рынками) потребность в таком товаре, как (да и вообще – следует ли) рекламировать товар – по всем этим проблемам (как и по другим; оставшимся за рамками данного перечисления) предприниматель принимает решения, только исходя из имеющейся в его распоряжении информации.

Торгово-промышленные палаты (далее  ТПП) выполняют важную и законодательно закрепленную роль в структуре институтов регулирования и стимулирования интенсивно формирующихся в России предпринимательских отношений.

О потенциале рассматриваемых общественных институтов свидетельствуют следующие данные. Сегодня в стране действует 131 ТПП, в том числе 79 палат субъектов Федерации и 52 – административно-территориальных образований (городские, межрайонные). Только, например, в 1997году образованно 11 новых палат.

Система ТПП РФ охватывает 63 объединения (это  союзы и ассоциации) предпринимателей-членов территориальных палат. Сюда же входят 18 акционерных обществ, внешнеэкономических объединений и предприятий, созданных при участии ТПП РФ и оказывающих специализированные услуги предпринимателям (фирмам) независимо от их месторасположения, а также около 250 предприятий и фирм, образованных при участии ТПП и формирующих инфраструктуру обслуживания предпринимательства на региональном уровне.

Важное  звено системы – арбитражные  суды, действующие при ТПП РФ.

Особым  звеном системы, также являются восемь смешанных торгово-промышленных палат, образованных совместно с предпринимателями  других стран. Развитию деловых контактов  международного характера призваны способствовать 16 заграничных представительств ТПП РФ.14

Среди непосредственных структурных подразделений торгово-промышленной палаты РФ, отражающих функциональную направленность ее деятельности, - комиссии по содействию внешнеэкономической  деятельности, вопросам инвестиционного  сотрудничества и устойчивому развитию, а также комитеты по: фермерству и другим видам предпринимательства  в аграрной сфере; правовой экспертизе и совершенствованию законодательства; информатике и телекоммуникациям; рекламной деятельности; выстовочно-ярмарочной работе; вопросам социальной политики; банковской деятельности и фондовому рынку; взаимодействию со средствами массовой информации; развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса; экологии и охране окружающей среды; страховому делу; торговле; промышленной политике и конверсии; предпринимательству в сфере туризма; качеству продукции; предпринимательству в сфере игр и лотерей; содействию профессиональному образованию; по инновационной деятельности.

Ныне  ТПП РФ объединяют уже около 12 тыс. членов: предприятий, предпринимателей и их объединений, различных организационно-правовых форм и направлений бизнеса. Состав членов палат отражает качественные изменения, которые произошли за последние годы в отношениях собственности: в нем сократилась доля государственных и муниципальных предприятий. А основу членской базы составляют малые предприятия (более 80% - предприятия с численностью работающих до 100 человек.).

В территориальных  палатах сегодня занято около  трех с половиной тысяч специалистов высокой квалификации. Этот кадровый потенциал позволяет квалифицированно решать самые различные проблемы развития предпринимательской деятельности, надежно отстаивать интересы предпринимателей, прежде всего членов палат всех уровней.

Информация о работе Инфраструктура рынка