Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфраструктуры российского рынка. Задачи работы:
1 подобрать соответствующую литературу для изучения;
2 изучить рыночную инфраструктуру;
3 определить роль инфраструктуры в развитии страны;
4 изучить проблемы развития инфраструктуры;
5 сделать выводы по проделанной работе.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты рыночной инфраструктуры 8
1.1 Определение и этапы становления инфраструктуры рынка 8
1.2 Взгляды классиков на инфраструктуру рынка 13
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка 17
2 Роль рыночной инфраструктуры в развитии страны 20
3 Проблемы развития рыночной инфраструктуры 29
Заключение 37
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Инфраструктура рынка ЭТ.docx

— 333.32 Кб (Скачать файл)

Наконец,  инфраструктура непосредственно  влияет  на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами. Круг инфраструктуры отраслей изменяется. Например,  появление таких инфраструктурных отраслей, как производство компьютеров, сотовых телефонов, космических кораблей, а вместе с этим космодромов и т.д., - все это результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития.

Инфраструктура  — это обязательный компонент  любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

Инфраструктурные  элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных  экономикой на инфраструктуру. Эти  функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций  основного производства. Поэтому  в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении производства.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Основные элементы инфраструктуры рынка4

 

Особенностью  хозяйственной деятельности предприятий  инфраструктуры является то, что результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.5

1.2 Взгляды классиков на инфраструктуру рынка

Рынок обязательный компонент товарного хозяйства. По словам Н. Бухарина, рынок – это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

Объективная необходимость рынка обусловлена  теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного  производства. Важнейшими историческими  условиями возникновения рынка  являются следующие:

Общественное  разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства  не может жить за счет полного самообеспечения  всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные  группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е. производством  продукции при относительно меньших  издержках упущенных возможностей

Так, два  производителя могу произвести обувь  и одежду. Первый за неделю производит две пары обуви и четыре блузки. Второй – три пары обуви и девять блузок. Альтернативная стоимость пары обуви у первого производителя  равна двум блузкам, а у второго  – трем блузкам. Относительная меньшая  альтернативная стоимость (издержки упущенных  возможностей) производства обуви –  у первого производителя. Следовательно, ему нужно специализироваться на производстве обуви, а второму –  на производстве блузок.

Экономическая обособленность производителей, полностью  независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать  произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной  собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные  предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Д.Хайман писал, что инфраструктура рынка может существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.6

Эти два  условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости, с  одной стороны, всеобщей взаимосвязи  производителей из-за общественного  разделения труда, а с другой –  всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.

Понятие трансакционных издержек было введено  в экономическую теорию Р. Коузом в статье «Природа фирмы» (1937). Он доказал, что удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности определены (специфицированы) слабо. Это характерно для стран с переходной экономикой. Снижение этих издержек возможно на пути совершенствования юридических норм, укрепления этического фундамента, честности, ответственности, создания инфраструктуры рынка.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие инфраструктура рынка приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считает, что под термином инфраструктура рынка следует понимать систему взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.

Но это  всего лишь одна сторона рынка. Эти  определения рынка неполны, так  как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

С появлением товара рабочая сила рынок приобретает  всеобщий характер, он все более  проникает в само производство: покупка  не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие инфраструктура рынка расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляются определения инфраструктуры рынка как совокупности «экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме» или как сферы реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которой проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ» (А.В. Орлов, Ф.А. Крутиков).

Для товарных отношений, осуществляемых посредством  рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство - рынок - потребитель), но и обратные (потребитель - рынок - производство) хозяйственные связи. Академик В.С. Немчинов писал, что «если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой... вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте ... такая ... система будет тормозить социальный и технический прогресс, под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана». Эти слова оказались пророческими. Административно-командная система хозяйствования, по существу отвергавшая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества, оказалась в середине 80-х годов в глубоком кризисе и реформируется в новую систему хозяйствования.7

Теоретически  доказано и мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условие  устойчивости и эффективности любой  экономической системы. Попытки  заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются  деформацией не только рынка, но и  всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой экономическими интересами их роли движущей силы экономического развития.

Таким образом, можно выделить еще одно понимание  инфраструктуры рынка - как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. В.В. Герасименко пишет, что обмен товаров через рынок становится формой системы экономических отношений рыночной экономики и организация системы обмена товаров, ее институты, процесс этого обмена, его субъекты, сами товары, которые функционируют в рамках этой системы - все это приобретает имя рынка, которое в свою очередь обусловливается инфраструктурой рынка

Все рассмотренные  определения инфраструктуры рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления.8

 

1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструк

      тура рынка

Согласно  теории длинных волн (Н.Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов.

Первая  волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной  промышленности, использовании энергии  воды. Это стадия развития текстильных  производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим - меньше 100 человек - числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.

Вторая  волна (1830-1890 гг.) связана с развитием  железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов  продукции на базе использования  парового двигателя. В этот период основными  становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов  и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ. Третья волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в  основном базирующейся на использовании  нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических  материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывют там свои производства.

Информация о работе Инфраструктура рынка