Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфраструктуры российского рынка. Задачи работы:
1 подобрать соответствующую литературу для изучения;
2 изучить рыночную инфраструктуру;
3 определить роль инфраструктуры в развитии страны;
4 изучить проблемы развития инфраструктуры;
5 сделать выводы по проделанной работе.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты рыночной инфраструктуры 8
1.1 Определение и этапы становления инфраструктуры рынка 8
1.2 Взгляды классиков на инфраструктуру рынка 13
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка 17
2 Роль рыночной инфраструктуры в развитии страны 20
3 Проблемы развития рыночной инфраструктуры 29
Заключение 37
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Инфраструктура рынка ЭТ.docx

— 333.32 Кб (Скачать файл)

На данный момент существуют три основополагающие приоритетные направления развития системы палат:

1 наращивание объема предоставляемых предпринимательскому сектору услуг, расширение сектора последних и повышение их качества;

2 углубление сотрудничества палат с органами государственной власти и управления;

3 совершенствование организационно-правовых основ деятельности палат, особенно на региональном уровне.

В экономической  области предполагается, прежде всего, добиваться предоставления предпринимателям, открывающим новое дело, льготных кредитов. Крайне желательно также гарантировать предпринимателям возможность участия в конкурсах инвестиционных и других проектов для получения доступа к иностранным кредитам, предоставляемым по межгосударственным соглашениям или международным экономическим организациям. Признано также целесообразным введение льготного налогообложения реинвестируемой прибыли частных предприятий. Особые меры предусмотрены применительно к Фонду поддержки предпринимательства (ФПП), финансируемому как за счет иностранной помощи, так и с привлечением бюджетных доходов от приватизации.

Важно, далее, ограничить возможности вмешательства  государственных органов в деятельность коммерческих структур, зафиксировав в хозяйственном законодательстве четкий перечень обстоятельств, в которых  такое вмешательство возможно, определив соответствующие правооснования. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о введении правовой нормы, предусматривающий компенсацию ущерба (включая упущенную выгоду), нанесенного коммерческим структурам в результате неправомерного вмешательства в их деятельность.

В административном плане предстоит принять меры по максимальному упрощению процедуры  регистрации новых коммерческих предприятий с переходом к регистрации путем получения удостоверения в местных налоговых службах. ТПП РФ намерена содействовать созданию массовой сети учебно-консультационных фирм, осуществляющих подготовку населения к началу предпринимательской деятельности (используя, в частности иностранную техническую помощь для организации переподготовки преподавательского состава таких фирм), а также развертыванию региональных сетей организаций по поддержке предпринимателей, работающих по заказам, в том числе на принципах франчайзинга.

Таким образом, реализация развернутой (и лишь контурно охарактеризованной выше) программы действий ТПП РФ должна положительно сказаться на самоорганизации предпринимательства, являющейся непременным условием возрождения российской экономики.15

 

3 Проблемы развития рыночной  инфраструктуры 

 

 

В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России в целом и в регионах не соответствует  условиям свободного движения товаров. В ходе экономических реформ нарушились процесс товародвижения и существовавшие между хозяйствующими партнерами взаимосвязи, увеличились в процессе реализации товаров, возросли издержки, цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно  осуществляется оптовая и торгово-посредническая деятельность.

Мировой опыт свидетельствует, что  непременным условием эффективности  функционирования экономики рыночного  типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют  очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение  или наоборот увеличение объемов  поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки  производства в некоторых случаях  и др.16

В услугах оптовых баз  особенно нуждаются мелкие и средние  потребители, так как из-за нетранзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий  ассортимент продукции и гарантировать  стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура товарных рынков должна создавать условия для поддержания  необходимого соотношения спроса и  предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения  и цен, формирования эффективной  конкурентной среды.

В настоящее время в России насчитывается  около 20 тыс. посреднических организаций  с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации товаров организациями  оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции  составляет около 25 %. Два года назад она не превышала 10 %, но и нынешний уровень еще не соответствует потребностям рыночной экономики. В развитых странах количество объектов инфраструктур и численность занятых в них в несколько раз больше. Например, в Германии доля реализации товаров через оптовых посредников составляет 40 %.

Условия рынка ставят задачу увеличения количества торгово-посреднических предприятий  и организаций, и, прежде всего - реализующих  товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а  также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также  более равномерного их размещения на территории России. Более 70 % предприятий и организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Центральном - 24. Западно-Сибирском - около 14, Поволжском и Уральском - более 11. Северо-Кавказском – 10 %.

Основная часть объектов оптовой  торговли (95 %) - негосударственные, 90 % всех предприятий являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58 % предприятий занято лишь до пяти человек.

Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствования указанных  предприятий - товарищество с ограниченной ответственностью (52 % общего их числа), 18 % составляют индивидуальные частные предприятия, 13 - акционерные общества закрытого типа, 9 - открытого типа, 10 % - предприятия других форм.

Предприятия оптовой торговли располагают  складами общей площадью 63 млн. м2. На одно товарищество с ограниченной ответственностью в среднем приходится складской площади 244 м2 и емкость холодильников - 12 т, на акционерное общество открытого типа - соответственно 13500 м2 и 513 т, акционерное общество закрытого типа - 847 м2 и 38 т, индивидуальное частное предприятие - 41 м2 и 2,3 т.

Складские площади загружены на 40-60 %, остальная часть сдается в аренду, используется на условиях кооперации или продается промышленным предприятиям и коммерческим структурам. Однако, несмотря на наличие значительного количества складских площадей, не хватает высокомеханизированных складов с соответствующим комплексом сервисных услуг. Поэтому требуются модернизация складских площадей, доведение доли активной части основных фондов торгового назначения до 35-40 %.17

Важной проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного  обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые  базы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В  результате, несмотря на большое число  фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и  полную информацию, всесторонне характеризующую  состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).

Не отвечает объективным требованиям  и нормативно-правовое обеспечение  торговых отношений, не сформирована его  четкая система и достаточная  законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету Нормативные  акты рассогласованы между собой  на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все  стороны и аспекты функционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной  документации есть много противоречий. Эффективность правовой системы  в целом и отдельных ее составляющих не определяется.

Проблемно развито и производство тароупаковочной продукции. Ее выпускают  около 4000 предприятий самых различных  отраслей промышленности, в том числе 78 предприятий (из них 21 специализированное) - картонную тару, 71 (6 специализированных) - полимерную, 38 - металлическую и более 2000 - деревянную тару.

Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности составляют в 12-14 трлн. руб. в год. Доля российской продукции, продаваемой в расфасованном  и упакованном виде, равняется  всего лишь 30%, при этом одна треть  упаковки - импортная.

Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она формируется стихийно, причем идет интенсивный процесс  дезинтеграции, в то время как  в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные  компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые. информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать  грузо-движение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.

Создание рациональной инфраструктуры товарных рынков требует координации  деятельности различных субъектов  экономики в региональном, отраслевом и институционном аспектах, а в  ряде случаев - и непосредственного  участия государства. Поэтому она  должна развиваться на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.

Для формирования и функционирования рациональной инфраструктуры российских товарных рынков Правительство РФ постановлением от 3 августа 1996 г. "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации" поручило Минэкономики России с привлечением заинтересованных федеральных и местных органов исполнительной власти разработать указанную комплексную программу на 1998-2005 гг. В настоящее время закончена научная проработка и в ближайшее время будет подготовлен ее проект.18

В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на ближайшую перспективу доля реализации продукции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 2-3 % в год. По мере развития сети эффективных посредников и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.

Структура объемов закупок товаров  в наиболее крупных коммерческо-посреднических организациях может составить: закупка  в своей области – 30 %, в соседних областях - 25, в других областях России - 25, в других государствах – 20 %. Доля реализации товаров в своей области прогнозируется на уровне 50 %, в соседних областях - 20, в других областях России - 20, в других государствах – 10 %.

В объеме реализации товаров коммерческо-посреднических организаций удельный вес других оптовых посредников может составить 10-30 %, а в закупках товаров - 30-40 %.

По мере развития логистических  функций возможны организационные  преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, изменения их специализации. Ожидается создание новых видов  оптовых посредников, транспортно-сбытовых центров и др. Будет развиваться  взаимодействие складских предприятий  оптовых посредников с транспортными  терминалами и складами обслуживаемых  предприятий и интегрированная  организация товародвижения через  места складирования. Предполагается сокращение складских перевалок  и числа стадий складирования  продукции.

Из новых посреднических организаций  комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном  тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации  комплексного обслуживания могут явиться  базой для создания транспортно-сбытовых центров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслуживании заказчиков по контрактам возможно образование  на местах специализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной  системы. Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказанию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться, в большинстве организаций. Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20 %. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского обслуживания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.

Влияние биржевых структур на формирование товарного рынка России будет  оставаться незначительным из-за уменьшения промышленного производства, низкой платежеспособности, преобразования бирж в другие коммерческие структуры. Предполагается, что через биржи будет продаваться  менее 1 % общего объема реализации продукции.19

Поставлены следующие задачи:

- развитие рыночной экономики  в агропромышленном производстве  невозможно без формирования  системы организованных сельскохозяйственных  рынков. Предстоит сформировать  необходимое количество региональных, межрегиональных специализированных  и универсальных агробирж в  крупных товарных центрах сельскохозяйственного  производства (торгующих зерном, маслосеменами  и растительным маслом, сахаром  и другими продуктами), производящих  операции с форвардными и фьючерсными  контрактами на поставку продовольствия  и сельскохозяйственного сырья.  Эти биржи должны осуществлять  котировку цен и страхование  участников торгов от чрезмерного колебания цен;

Информация о работе Инфраструктура рынка