Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:47, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена следующими причинами. Во-первых, в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам институтов местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Во-вторых, изменения экономических отношений, осуществляемых в Российской Федерации, привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами. В-третьих, недостаточностью комплексного подхода к характеристике институтов местного самоуправления.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Содержание местного самоуправления………………………………. 7
1.1 Социально-экономическая природа местного самоуправления..7
1.2 Характеристика основ местного самоуправление………………………………18
1.3 Функции местного самоуправления……………………………...28
2. Институциональные основы местного самоуправления……….37
2.1 Характеристика основных институтов местного
самоуправления……………………………………………………37
2.2 Правовой институт и проблемы его развития…………………...39
2.3 Институт собственности и проблемы его развития……………. 45
Заключение………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………52
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Костромской
государственный
Кафедра экономической теории
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по экономической теории
на тему:
Институциональные основы местного управления и проблемы их развития.
Студент: Кудлай Ксения Николаевна
Кострома
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Содержание местного самоуправления………………………………. 7
1.1 Социально-экономическая природа местного самоуправления..7
1.2 Характеристика основ
местного самоуправление…………………
1.3 Функции местного самоуправления……………………………...28
2.
Институциональные основы
2.1 Характеристика основных институтов местного
самоуправления…………………………………………
2.2 Правовой институт и проблемы его развития…………………...39
2.3 Институт собственности и проблемы его развития……………. 45
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена следующими причинами. Во-первых, в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам институтов местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Во-вторых, изменения экономических отношений, осуществляемых в Российской Федерации, привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами. В-третьих, недостаточностью комплексного подхода к характеристике институтов местного самоуправления.
На основании анализа
работ исследователей-
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на труды ученых-исследователей, посвященные оценкам институтов местного самоуправления (Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н., Модин Н.А., Уваров А.А.). Существенную помощь оказали труды, посвященные экономическим вопросам местного самоуправления (Горный М., Ошуркова А., Коноплева И.А., Головач С.П., Ленская С., Сычева Е.). В исследовании использованы работы, посвященные правовому институту самоуправления (Шибаева Е. А., Энтин Л. М., Хорьков В., Нагорная Н., Ковешников Е.М.).
Цель исследования заключается в выявление институциональных основ местного самоуправление.
Указанная цель исследования обусловливает постановку и решение следующих задач:
Объект исследования – институционализация местного самоуправления в Российской Федерации и ее проблемы.
Предмет исследования – трансформация институциональных основ местного самоуправления в процессе динамики представлений, норм и практики организации экономико-правового управления в Российской Федерации.
Методология исследования определяется поставленной целью работы и особенностями изучаемого материала. Объект, предмет обусловили использование комплексного анализа, основанного на сочетании различных методов и подходов. Основными являются институциональный и системный анализ, позволяющие адекватно раскрыть природу и динамику системных взаимодействий местного самоуправления в процессе его институционализации. При этом ведущим методом исследования выступает институциональный анализ и его современные подходы, раскрывающие комплексность, вариативность и разнонаправленность процесса институционального развития. Кроме того, были использованы исторический и сравнительный методы, дающие возможность прояснить генезис и эволюцию местного самоуправления. Существенным для исследования явился метод непосредственного включенного наблюдения и участия, что позволило анализировать повседневную деятельность органов местного самоуправления.
Основными источниками данного исследования являются:
- теоретические и эмпирические
работы ведущих отечественных
и зарубежных исследователей
по проблемам институтов и
институционального развития, публичного
управления и местного
- комплекс нормативно-правовых
документов органов
- материалы текущих архивов ряда местных администраций.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется существенным расширением и углублением исследования местного самоуправления в Российской Федерации, закономерностей и особенностей отдельных этапов его эволюции, раскрытия содержания данного института в системе экономико-правового управления, в системе политико-административных отношений. Основные выводы и положения, базовые результаты исследования могут быть использованы при решении конкретных проблем организации местного самоуправления, разработке адекватной модели управления институциональным развитием местного самоуправления в контексте решения текущих и перспективных задач. Материалы исследования могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для политиков различного уровня, депутатов и экспертов, в учебном процессе, в частности, в преподавании дисциплин политологического и управленческого цикла.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами, а также спецификой исследуемой проблемы: курсовое исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
1.1 Социально-экономическая природа местного самоуправления
История общинного и городского
самоуправления в России, как и
в зарубежных странах, уходит своими
корнями в глубину веков. Его
особенности зависели от социально-экономической
и классовой структуры
Множество моделей местного самоуправления апробировано человечеством, особенно в 19 и 20 вв., в поиске наилучших форм государственного управления, сочетающего принципы централизма и местного самоуправления.
Местное самоуправление складывалось на различных исторических этапах и в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общие черты: в нем проявилось осознанное стремление граждан самостоятельно решать свои местные вопросы, к обузданию государства и децентрализации государственной власти, к примату права над государством, к обеспечению через правовое государство своих прав и свобод.
В современном виде местное самоуправление сложилось в основном в результате муниципальных реформ 19 в. в европейских странах, а так же в США, Японии ряде других государств. Его становление связано с процессом перехода от феодальной организации к современному индустриальному обществу. Оплотом нарождавшейся буржуазии являлись города, среди основных требований которых были предоставления им самостоятельности в управление местными делами, обеспечение свободы общинного самоуправления от надзора и вмешательства со стороны центральных властей.
В системе современных
общедемократических
Децентрализация выражается в передаче центром отдельных властных полномочий органам местного самоуправления. Деконцентрация представляет собой передачу полномочий назначаемым из центра на места чиновникам, а также дробление властей одного уровня.
Местное самоуправление согласно Европейской Хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя, а принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны.
Конституция РФ закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления населением принадлежащей ему власти в муниципальных образованиях [1].
Местное самоуправление позволяет
демократизировать систему
В Конституции РФ в ст.130 о местном самоуправление установлено: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» [1].
Содержание данной статьи раскрывает смысл и назначение местного самоуправления, развивает положения ст.3 Конституции, в которой установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления, а также ст. 12 Конституции, признающий и гарантирующий местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации. В этой сущностной функциональной характеристике главное значение имеют определения природы и субъекта местного самоуправления. Основным субъектом местного самоуправления является население. Суть местного самоуправления заключается в самостоятельном и под свою ответственность решении населением вопросов местного значения [1].
С учетом данных характеристик Федеральный закон от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 1 закрепил, что «местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»[1],[6].
Европейская Хартия местного самоуправления в ст.3 определяет понятие местного самоуправления как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления. [4]
Сравнительный анализ определений местного самоуправления, закрепленных в Конституции РФ и Европейской Хартии местного самоуправления, показывает, что в них содержится коренное различие, связанное с основным субъектом осуществления местного самоуправления. Если Конституция РФ в качестве субъекта местного самоуправления закрепила население, то Европейская Хартия местного самоуправления в качестве субъекта установила органы местного самоуправления. Это свидетельствует о более демократическом подходе к местному самоуправлению в Российской Федерации, где оно составляет одну из основ конституционного строя и выступает как выражение власти народа, формы народовластия [5, c.146].
Так же дискуссионным остается вопрос об отношении местного самоуправления к понятию «власть» и его соотношении с системой государственной власти. Дмитриев Ю.А выделил следующие высказывания:[27, c.39-40].
Информация о работе Институциональные основы местного управления и проблемы их развития.