Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:47, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена следующими причинами. Во-первых, в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам институтов местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Во-вторых, изменения экономических отношений, осуществляемых в Российской Федерации, привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами. В-третьих, недостаточностью комплексного подхода к характеристике институтов местного самоуправления.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Содержание местного самоуправления………………………………. 7
1.1 Социально-экономическая природа местного самоуправления..7
1.2 Характеристика основ местного самоуправление………………………………18
1.3 Функции местного самоуправления……………………………...28
2. Институциональные основы местного самоуправления……….37
2.1 Характеристика основных институтов местного
самоуправления……………………………………………………37
2.2 Правовой институт и проблемы его развития…………………...39
2.3 Институт собственности и проблемы его развития……………. 45
Заключение………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………52
С. А. Авакьян отмечал: «Если органы местного самоуправления не есть органы государственной власти, то что это : общественная власть или некая смешанная власть или вообще не власть?» При этом им было высказано мнение, что «самоуправление сочетает в себе два начала: с одной стороны, государственный тип самоуправления, с другой – общественное самоуправление».
Г. В. Барабашев характеризовал концепцию негосударственной природы местного самоуправления как миф, который создан на основе устаревшей западной концепции местного самоуправления. По его мнению, местное самоуправление – это государственная власть особого рода.
По мнению Р. Г. Абдулатипова, «местное самоуправление не является государственным только в том смысле, что основой его установления является не государство, а местное сообщество. Вместе с тем, поскольку эти органы санкционированы государством и функционируют на базе его законов, они включены в систему государственного управления».
По мнению К. Ф. Шеремета, «статья 12 Конституции… не делает органы местного самоуправления элементами государственности второго сорта и не выводит их за рамки государственности. Это такой же по качеству элемент государственности. С точки зрения юридической оценки – это органы власти, как и вся вышестоящая структура. Не надо представлять, что здесь совершенно иная природа. Это публично-правовые учреждения».
Дмитриев Ю.А приводит в пример, что в докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие федеральных отношений в России: проблемы и перспективы» было подчеркнуто, что «полное отделение органов местного самоуправления от системы органов государственной власти представляется если не корректным в принципе, то по крайней мере преждевременным»[27, c.40]
Многими отечественными учеными
высказывались предложения
То, что органы местного самоуправления
не входят в систему органов
Таким образом, органы местного самоуправления, отражая, с одной стороны, элементы самоуправления и самоорганизации и определенное в связи с этим обособление в рамках государственного механизма, а с другой – включенность в процесс государственного управления, в решение общенациональных задач, действуя на основе принципов, характерных для сущности любой государственной власти (обязательность решений для исполнения, возможность принуждения), являются органами публичной власти, представляющей совокупность государственной власти и власти местного самоуправления.
Публичная власть в Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную власть, на государственную власть субъектов Федерации (региональная власть) и на власть местного самоуправления (муниципальная власть).
Продолжающиеся дискуссии об отношение местного самоуправления к понятию «власть» и его соотношении с системой государственной власти – это дискуссии о природе местного самоуправления и его органов, об их общественной, государственной, государственно-общественной, общественно-государственной сути. Вот уже около двух веков продолжается дискуссия между сторонниками «общественной» и «государственной» теории самоуправления, по-своему трактующими проблему происхождения местного самоуправления и его соотношения с органами государственной власти и управления. Эволюцию взглядов ученых на природу местного самоуправления можно проследить по многим факторам, в том числе и по одному из наиболее значимых – по возрастанию роли государства в обществе.
В 19 в. многие ученые как России, так и других государств, исходя из общественной теории самоуправления, считали, что местные органы являются своеобразной «четвертой властью», связанной лишь законом и судебным контролем, но не подчиненной напрямую центральным властям. Такой подход отражал определенные реалии того исторического периода, выражавшиеся в относительной изолированности территориальных образований, городских и сельских поселений, в их слабой экономической взаимозависимости.
Во второй половине 19 в. по
мере развития урбанизации и
Становление и развитие теории «государства всеобщего благополучия» повлекло усиление правового регулирования местного самоуправления, обязывающего местные органы решать конкретные вопросы обеспечения жизнедеятельности населения и нередко предписывающего способы решения вопросов местного значения.
Дмитриев Ю.А отмечал, что подобная эволюция местного самоуправления, по мнению Г.В. Барашева, «многократно усилила государственную природу муниципальных институтов, срастив местные дела с общегосударственными и поставив выборные муниципальные учреждения в сильнейшую административную и финансовую зависимость от правительства и министров… окончательно оттеснило элементы местного самоуправления в муниципальной организации и деятельности на второй план», превратив муниципальное управление в «разновидность исполнительной деятельности, осуществляемой в рамках общей государственной политики» [27, c.42].
Аналогичные позиции занимают ученые Р. Граверт (Германия), П.М. Слоу (Великобритания), С. Монти (Швеция), Ш. Махешвари (Индия) и др. Так, Р. Граверт отмечает, что «чем полнее втягиваются местные территориальные единицы в осуществление конституционно-правовых принципов социальной государственности, тем больше они вынуждены абстрагироваться от местных особенностей и следовать единым для всей страны принципам государственной политики».
С точки зрения современной юридической науки и ее учения о правовом государстве и гражданском обществе «общественная» и «государственная» теории местного самоуправления не отражают реалии местного самоуправления. Сопостановление различных точек зрения позволяет сделать вывод, что современное местное самоуправление по своей природе является государственно-общественным институтом.
Местное самоуправление как
часть единой публичной власти является
децентрализованным и организационно
обособленным институтом государственного
механизма, выступающим в качестве
административной организации по обеспечению
жизнедеятельности населения
Вместе с тем народ и население являются одновременно главными субъектами политических процессов в гражданском обществе и в местных сообществах, выступая в качестве субъектов политической власти.
Политика – сложное явление общественной жизни. Как известно, в точном переводе с греческого термин «политика» означает искусство управления государством, участие в делах государства.
В 20 в. государство окончательно
утратило монопольное положение, по
существу, единственного инструмента
политики и власти. В развитых странах
государство тесно
В современных условиях искусство управления распространяется не только на государство, но и на все гражданское общество. Поэтому понятие «политическая власть» шире понятия «публичная власть», поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций. При этом, как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, государственная власть, взятая как целое, всегда имеет политический характер, в то время как политическая власть не всегда является государственной.
С появлением института гражданского общества стало возрастать его влияние на государство, развиваться их взаимодействие и сотрудничество. Постепенно государство должно стать выразителем воли и интересов гражданского общества, гарантом прав и свобод человек и гражданина.
Политическая и публичная власть имеют ряд общих черт. Оба вида власти имеют общий источник в лице многонационального народа. Они используют для достижения поставленных целей основополагающие принципы и формы демократии, метод убеждения. Для них характерно фактическое слияние на местном уровне в лице органов местного самоуправления. Однако между ними имеются и серьезные отличия. В частности, признаками публичной власти, в отличие от политической власти, являются непосредственное управление делами общества и государства, право принятия общеобязательных решений и в случае необходимости применения методов принуждения. Следствием этих различий являются неравные возможности для реализации воли их субъектов.
Поэтому народовластие может рассматриваться как основа суверенитета народа и государства, форма осуществления гражданами принадлежащей им государственной и политической власти.
Мир постоянно развивается и усложняется. Вместе с ним развиваются и усложняются общественные отношения, а так же публичная власть, ее институты, формы и механизмы. Они становятся все более многообразными и утонченными в соответствии с теми процессами, которые определяют поступательное движение гражданского общества.
Публичная власть – категория надстроечная, и ее природа, характер, свойства и функции, нормы и методы осуществления определяются экономическим строем общества на соответствующим этапе его развития, реальным экономическим базисом. Конечно, как и вся надстройка в целом, власть оказывает обратное воздействие на свое экономическое основание. Более того, власть относится к тем составным частям надстройки, которые наиболее активно влияют на развитие экономического базиса, поскольку она представляет собой могучую силу, способную содействовать развитию своего экономического базиса или тормозить это развитие – в зависимости от того, соответствуют ли интересы «властвующих» закономерностям развития общества или противоречат им.
Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития народовластия как на федеральном и региональном уровнях, так и на местном. Гражданское общество представляет собой огромную самоорганизующуюся суперсистему и состоит из множества институтов и ассоциаций граждан. При этом не только в целом гражданское общество, но и его сообщества на местах тоже представлены значительным ансамблем самоуправляемых кооперирующихся общин и объединений граждан, и каждое со своими интересами.
Рассмотреть их в совокупности,
во взаимодействии, выявить значение
и роль каждого и характер взаимосвязи
и означает исследовать основные
теоритические и
Формально эти важные категории
– «гражданское общество» и «местное
самоуправление» - пока не получили закрепления
в действующей правовой системе
Российской Федерации и не являются
юридическими понятиями. Но это не означает
их отсутствие как таковых. Введение
данных категорий в правовую систему
России могло бы придать определенную
направленность происходящим в ней
демократическим
Местное сообщество является частью гражданского общества России и представляет собой общность граждан Российской Федерации, объединенных проживанием на территории муниципального образования, осуществляющих в его границах в соответствии с законами и уставом муниципального образования местное самоуправление как непосредственно и (или) через выбранные и другие органы местного самоуправления, так и через своих выборных представителей.
Информация о работе Институциональные основы местного управления и проблемы их развития.