Институциональные особенности современной экономической модели Великобритании
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 22:23, курсовая работа
Описание работы
Объектом данной курсовой работы являются институциональные модели. Предметом данной курсовой работы являются особенности современной экономики Великобритании. Цель курсовой работы: рассмотреть институциональные особенности современной экономической модели Великобритании.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3 ГЛАВА 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………….……....5 1.1. Понятие экономической модели и ее элементы……………………….......5 1.2. Институты государства……………………………………………………...9 1.3. Модели государства М. Макгвайра и М. Олсона…………………….......11 1.4. Неоклассические модели государства Д. Норта……………………….....12 1.5. Типология институционального ядра государства – модель О.Э. Бессоновой…………………………………………………….......14 ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ……………………………………………………….......15 2.1. Основные отрасли экономики………………………………………...…...15 2.2. Формы хозяйственной деятельности………………………...…………....23 2.3. Финансовая и банковская системы………………………………………..27 2.4. Развитие малого бизнеса………………………………………………...…31 2.5. Государственная и социальная политика…………………………………33 2.5.1. Система образования……………………………………………………..33 2.5.2. Биологическая, фармацевтическая и медицинская отрасли……………35 2.5.3. Пенсионное обеспечение…………………………………………………36 2.6. Внешнеэкономические связи………………………………………...…….37 2.7. Особенности государственного регулирования экономики……………..40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………..42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
Напротив, нормативный анализ содержит
оценку желательности тех или иных последствий.
Круг его вопросов: «Что надо сделать,
чтобы?..» Нормативный анализ содержит,
следовательно, рекомендательную часть.
Между двумя этими видами анализа существует
тесная взаимосвязь: нормативные утверждения
влияют на выбор предмета позитивного
анализа, тогда как результаты последнего
облегчают достижение нормативных целей.
Например, признано необходимым
сократить инфляцию в экономике. Это нормативное
утверждение. Но достичь данной цели можно
по-разному:
повысив налоги для сокращения
дефицита государственного бюджета;
уменьшив государственные расходы;
заморозив цены на основные
виды сырья и энергоносителей;
ограничив рост курса доллара
по отношению к рублю и т.д.
Выбрать лучший способ позволит
позитивный анализ. Например, повышение
налогов приведет к тому-то и тому-то, уменьшение
государственных расходов — к тому-то
и тому-то... Экономическая теория не избавляет,
таким образом, людей от выбора, но позволяет
сделать этот выбор более осознанным и
ответственным [6].
1.2. Институты государства
Государство как политический
институт представляет собой институционализированную
политическую власть. Легитимность как база политической
власти может быть основана на традиции,
на исключительном, признанным большинством
авторитете («харизме») правителя и на
рациональном выборе (М. Вебер). Традиционная
власть опирается на всеобщую убежденность
в ненарушимости, святости установленных
издревле традиций, в естественной законности
органов власти, присущих им преимуществ
и привилегий. Харизматическая власть
базируется на господствующей вере в величие,
святость, превосходство одного лица над
всеми, его героизм, основа такой власти
проявляется в проекции на ее носителя
образа «отца нации», вождя, бесспорного
лидера, которому подчиняются с готовностью,
добровольно, по убеждению, из личной преданности. Рациональная
власть опирается на доминирующее убеждение
в законности установленного порядка,
признание большинством обоснованности
права государственных органов на осуществление
власти.
Политическая власть
может быть образована различными путями
и по-разному распределяться, быть либо
монолитной, либо диффузной. Традиционная
типология форм государственного правления
отражала способы распределения власти:
автократия (господство единоличного правителя), олигархия (господство
немногих привилегированных лиц) и демократия (власть
народа).
Аристотель отмечал
постоянно возникающие феномены вырождения
автократии в тиранию (господство тирана),
олигархии — в плутократию (господство
преступников) и демократии — в охлократию (господство
толпы). В основе такого перерождения лежит
существенное изменение соотношения при
данной форме правления закона и произвола. Переход
от автократии к тирании воплощается в
замене законного монарха (чья власть
основана на праве наследования, а само
правление связано со следованием писаным
законам или не писаным нормам, традициям)
тираном, основывающем свое правление
на произвольном насилии, не связанном
какими бы то ни было нормами. Олигархи
превращаются в плутократов, используя
государственную власть для преступного
обогащения. Охлократия есть господство
большинства, не связанное законом, опирающееся
на насилие толпы, руководимой демагогом.
В XX столетии появилась
особая форма политического правления
- тоталитарное государство (гитлеризм
в Германии, сталинизм в СССР, режим Пол
Пота в Камбодже и т. д.). Принципиальной
характеристикой тоталитарного государства
является не просто произвольное нарушение
законов господствующей силой, а замена
правового регулирования тотальным террором.
Следование законам есть сущность нетиранических
правлений. Беззаконие — сущность тирании.
Террор есть сущность тоталитарного господства.
Отмечается шесть особенностей тоталитарного
государства: единая государственная
идеология; однопартийная система; применение
террора; полный контроль над средствами
массовой информации; бесконтрольное
распоряжение оружием; управление экономикой.
В Новейшее время получила
признание и развитие концепция правового
государства. Она основывается
на идее подчинения любых форм государственной
деятельности праву, прежде всего конституции,
главное предназначение которой в демократическом
обществе — служить решающим ограничителем
государственной власти во имя сохранения
важнейших прав и свобод граждан, быть
гарантом саморазвития и самоорганизации
основных институтов гражданского общества.
Ограничивая государственную власть правом,
конституция тем самым охраняет провозглашаемые
в ней гражданские и политические права
граждан, реализует центральную функцию
права как воплощения и меры бытия свободы. Право
без свободы есть юридическая фикция,
позитивная санкция произвола. Свобода
без права — война всех против всех, распад
общества и государства [7].
1.3. Модели государства
М. Макгвайра и М. Олсона
М. Макгвайр и М. Олсон (McGuire and
Olson 1996, 72–96) анализировали стилизованные
модели правления с монопольной властью
облагать налогом и перераспределять
доходы, противопоставляя интересы рационального
лидера группы кочующих и оседлых военизированных
групп (бандитов). В анархической внешней
среде нет достаточного стимула для лидера,
чтобы инвестировать в организацию порядка.
И напротив, если бандит лидер может, угрожая
расправой, обложить данью (налогом) данную
территорию, то рациональное поведение
потребует ограничить поборы и обеспечить
мирный порядок и другие общественные
блага, формируя стимул производить и
повышая производительность своих подданных.
При росте объемов производства в результате
ограничения поборов и предоставления
общественных благ правитель получает
в сумме больше налогов для своих целей,
чем кочующий бандит. Как монопольный
сборщик налогов, правитель несет значительную
часть социальных потерь, которые происходят
из-за эффектов искажающих стимулов его
налогообложения. Эта рациональная монополизация
воровства предоставляет улучшение субъектам
бандитизма — они получают общественные
блага. Стимул лидера бандитов отказаться
конфискации произведенного продукта
и обеспечить общественные блага формируется
благодаря его всеохватывающей, заинтересованности
(encompassing interest) в завоеванной области. С
точки зрения экономической модели «выгоды-издержки»
поведение кочующих или стационарных
бандитов может быть описано стратегией
и целевой функцией лидера (которая определяется
разностью доходов и затрат), и схема этих
моделей с учетом экономических факторов
такова: Модель «кочующего бандита» Стратегия
агрессора: запугать и отобрать ценности.
Отношение к населению типа «кошелек или
жизнь».
Цель агрессора: максимизация
краткосрочного дохода. Затраты определяются
инвестициями в военные технологии. Примерами
являются нашествия кочевников в IV в. в
Китае. Модель «стационарного бандита»
Стратегия: оптимальное налогообложение.
Цель: максимизация дохода в долгосрочном
периоде, заинтересованность в росте налоговой
базы (на основе роста благосостояния),
Инвестиции в организацию производства
общественных благ: институтов (законов),
безопасности, коммуникаций, таких как
дороги и почта, благоприятствующих торговле.
Примером являются ассимилированные потомки
завоевателей Северного Китая к концу
VI в.
1.4. Неоклассические
модели государства Д. Норта
Норт рассматривает модель
государства, начиная с упрощенной модели
сообщества, со- стоящего из правителя
и избирателей (Норт 1997, 70–71). Правитель
действует как дискриминирующий монополист,
предлагая различным группам избирателей
защиту и справедливость или, по крайней
мере, снижение внутреннего беспорядка
и защиту прав собственности, в обмен на
уплату налогов. Группы избирателей имеют
различные издержки альтернативного выбора
(opportunity costs) и способность отстаивать свои
интересы перед правителем, но предоставление
этих «полупубличных» благ законности
и порядка сопровождается эффектом «экономии
от масштаба» (economies of scale). С подключением
разных групп общая сумма собираемых налогов
возрастает, но распределение выигрыша
между правителем и избирателями будет
за- висеть от соотношения сил между ними;
например, изменение способности правителя
устанавливать порядок или изменение
в издержках альтернативного выбора избирателей
приведут к перераспределению налогов.
Валовый и чистый доход правителя
будет существенно различаться из-за необходимости
развития сети агентов (бюрократии) для
осуществления контроля, измерения и сбора
налогов. Концепция, отражающая происхождение
парламентов и генеральных штатов европейского
общества еще более усложняется, учитывая
увеличение налоговых доходов в обмен
на услуги группам избирателей. Представительный
орган облегчает обмен между сторонами.
Для правителя это означает необходимость
развития иерархической структуры агентов
(например, трансформацию модели управления
королевским хозяйством в систему бюрократического
надзора за богатством и доходами подданных).
Переход от ранних представительных органов
к современной представительной демократии
значительно усложняет модель в связи
с развитием многообразных групп интересов
и гораздо более сложной институциональной
структуры, предназначенной для облегчения
обмена между группами интересов. Анализ
политических транзакционных издержек
основан на признании многообразия групп
интересов, которые отражают концентрацию
избирателей в определенных регионах
страны. При данном соотношении сил сторон
структура правил будет зависеть от диверсифицированности
политических и экономических интересов.
Чем разнообразнее интересы, тем меньше
вероятность, что лица, имеющие какой-либо
интерес, смогут обеспечить его за счет
простого большинства в сообществе. Поэтому
растет вероятность появления сложных
форм обмена, поиск новых форм решения
проблем, связанных с созданием коалиций.
Таким образом, функция формальных правил
состоит не том, чтобы содействовать обмену
как таковому, а обслуживать вполне определенные
его формы. Грубо говоря, выбор структуры
налогов (и льгот) связан с рисками оппортунистического
поведения: z бюрократия небрежно исполняет
свои обязанности, z крестьяне вымрут или
сбегут, z элиты организуют переворот.
Альтернативные издержки подданных
— это налоги или эмиграция или переворот,
т.е., смена правителя. Издержки правителя
— на сбор информации о подданных и контроль
эффективности бюрократии. Появление
выборного парламента, который устанавливает
правила, означает усложнение борьбы интересов,
рост (политических) транзакционных издержек
и усложнение оптимальной структуры налогообложения.
1.5. Типология институционального
ядра государства – модель
О.Э. Бессоновой
Архетип цивилизационной матрицы
О.Э. Бессонова ввела понятие институционального
архетипа цивилизационной матрицы, который
имеет дуальную природу и включает два
способа координации: рыночный и разда-
точный. Эти способы координации существуют
совместно, конкурируют за различные виды
деятельности и органично дополняют друг
друга. Центральным элементом каждой локальной
цивилизационной матрицы является институциональное
ядро, увязывающее в единую систему факторы
четырех локальных (реальных) сред: z материально-технологическую,
z природно-климатическую, z национально-демографическую
и z культурно-религиозную. Дуальность
институционального архетипа означает,
что между типами координации от- дельных
групп институтов существуют отношения
доминантность — компенсаторность, в
зависимости от того, какой тип координации
доминирует, Бессонова выделила два типа
локальных структур (государств): рыночного
и раздаточного типа. Классификация их
основывается на особенностях доминирующих
базовых институтов и доминирующем характере
труда, который она назвала формационным
элементом [1, 122-124].
ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ
2.1. Основные отрасли
экономики
Ведущим сектором британской
экономики является сфера услуг (74 % ВВП), темпы роста которой
в 2006 г. (3,6 %) превышали темпы
роста ВВП в целом (2,8 %). Лидирующее
положение в ней занимает её финансовая
составляющая (27,7 % ВВП), определяющая специализацию
страны в системе международных экономических
отношений. На транспорте(7,8 % ВВП) рост составил 2,9 %.
Вторая по значимости отрасль британского
хозяйства — промышленность (18,6 % от ВВП, сокращение объёма
выпуска продукции в 2006 г. на 0,1 %) представлена
двумя подотраслями: горнодобывающим
производством (2,2 % ВВП, сокращение на 9,2 %)
и обрабатывающей промышленностью (14,7 % ВВП, прирост на 1,4 %). На сельское
хозяйство, которое удовлетворяет
порядка двух третей внутренних потребностей
в продуктах питания, приходится всего
лишь 1 % ВВП (объём производства
сократился на 1,8 %), строительство (6,1 %, рост на 1,1 %):
Сфера услуг
На сектор услуг в Великобритании,
приходится около 2/3 от ВВП страны. В нём
основную долю (около 40 %) занимают деловые
и финансовые услуги. На долю государственных
услуг приходится 35 %, торговлю — 19 %. Гостиничные услуги
занимают — 5 % всего рынка услуг.
Товарооборот в секторе
услуг Великобритании в 2006 году составил 221,5 млрд ф.ст.,
его рост по сравнению с предыдущим годом —
8,4 %. Внешняя торговля услугами Великобритании
имеет положительное сальдо(17,2 млрд.ф.ст.).
В 2006 г. общий объём экспорта услуг составил 125,6 млрд.ф.ст.
и возрос относительно 2005 г. на 9,8 %. Лидирующие
позиции в экспорте заняли финансовые
услуги.
Туризм
В 2006 году Соединённое
Королевство посетило около 60 тыс. граждан Российской
Федерации. Великобритания располагает
развитой индустрией туризма. В ней занято
2,1 млн чел. В этой сфере работает 8 % малых
компаний. В 2001 Великобританию посетили
22,8 млн иностранцев. Её доля в мировом туризме
составляет 3,4 %. По этому показателю она
находится на 7-м месте в мире. Наибольшее
число посетителей из США, Франции, Германии, Ирландской
Республики, Нидерландов.
Великобритания — родина
современного туризма как формы
проведения культурного досуга. Ещё в
1840 г. проповедник Кук из английского городка
Мельбурн основал первую в мире туристскую
фирму. Через год фирма организовала для
пятисот членов Общества трезвенников
поездку по пригородам Лондона, а в 1844—1846 гг. –экскурсии
по разным частям Англии и Шотландии. Великобритания — одна из
самых экономически развитых стран мира,
и в ней находятся крупнейшие мировые
финансовые и торговые центры (Лондон, Ливерпуль, Глазго), известные
научные центры (Лондон, Оксфорд, Кембридж, Эдинбург) — отсюда
большое значение делового и конгрессового туризма. Приезжают
туристы и на часто происходящие в Великобритании спортивные
матчи, особенно футбольные.
Промышленность
Добыча и переработка нефти
В британском секторе
Северного моря известно 133 месторождения
нефти с разведанными запасами 2 млрд т
и извлекаемыми — 0,7 млрд т, что составляет
около 1/3 запасов шельфа. Добыча ведется
на полусотне месторождений, из которых
крупнейшие — Брент, Фортис. В 2003 г. она
составила 106 млн т, из них свыше половины
пошло на экспорт — главным образом в США,
Германию, Нидерланды. По системе трубопроводов
и танкерами нефть из месторождений Северного
моря и Северной Атлантики поступает в
нефтяной терминал «Саллом-Во», где загружается
в танкеры для дальнейшей транспортировки.
Сохраняется и крупный импорт нефти (до
50 млн т), что связано с преобладанием легких
фракций в североморской нефти и технологическими
особенностями британских НПЗ, рассчитанных
на более тяжелую нефть.