Великобритания — один из ведущих членов Европейского союза (вступила
в 1973 г.). Великобритания является членом Организации экономического
сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка,
а также ряда региональных банков реконструкции
и развития (африканского, европейского,
стран Карибского бассейна, латиноамериканского,
азиатского), Европейского инвестиционного
банка, Парижского и Лондонского клубов-кредиторов. Она
играет ключевую роль в принятии различных
коллективных решений в рамках этих международных
экономических и финансовых организаций
и соглашений.
Великобритания активно участвует в
деятельности Группы разработки финансовых
мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action
Task Force on Money Laundering — «FATF»), «G20» или «Egmont Group of Financial Intelligence Units», насчитывающей
58 государств-участниц.
Придавая важное значение борьбе с изменениями
климата, британское правительство выработало
меры по охране окружающей среды, которые
предполагают:
- поддержку разработки альтернативных
источников энергии, а также реализацию мер по утилизации вредных выбросов;
- развитие энергосберегающих
технологий, в том числе путём внедрения
схемы «Green Landlord Scheme» и создание фонда «Carbon Trust» с целью предоставления беспроцентных кредитов национальным компаниям для
внедрения указанных технологий;
- предоставление льгот предприятиям,
внедряющим технологии, основанные на «чистом» топливе.
Из вышеперечисленного можно
сделать вывод о том, что формы экспансии
английских компаний на западноевропейские
рынки и стран ЕС на рынок Великобритании
значительно отличаются. Движение капитала
из Англии возрастает быстрее, чем обратное
движение, но с другой стороны, поток товаров
из стран ЕС возрастает быстрее, чем экспорт
из Великобритании в эти страны [2, 296-297].
2.7. Особенности
государственного регулирования экономики
Государственное регулирование
в Великобритании эволюционировало от
полного невмешательства в дела экономики
до все более расширяющегося вторжения
в хозяйственную жизнь. Именно Англия
была «родиной» самой идеи государственного
регулирования, теоретическую базу под
которое подвел Дж. М. Кейнс в книге «Общая
теория занятости, процента и денег». И
это вполне объяснимо, ибо экономика Великобритании
имеет объективные основы для кризисов:
она на 90% работает на привозном сырье,
используя большое количество импортного
оборудования, и динамика ее производства
непосредственно связана с состоянием
ее золотовалютных запасов и платежного
баланса. Это и предопределяет необходимость
вмешательства в экономику государства.
В отдельные периоды государственные
расходы, выделяемые на регулирование
экономических и социальных процессов
в стране, достигали более 50% в национальном
доходе.
Решающую роль в государственном
регулировании экономик играют центральные
органы правительства – кабинет министров
и министерства. И хотя парламент утверждает
предложенные правительством поощрительные
кредиты или субсидии из бюджета, регулирует
в рамках финансовых законов ставки налогов,
выставляет условия получения кредита,
правила торговли и т. д., в конечном итоге
не он, а правительство контролирует государственные
финансы.
Для британской институциональной
системы регулирования экономики и социальных
отношений характерна сеть полуправительственных
организаций – всевозможных советов,
комиссий, комитетов. Наиболее характерной
чертой британской экономики является
наличие государственного сектора, оказывающего
существенное влияние на экономику в целом.
Мощным рычагом государственного
регулирования является финансовая система
Великобритании. Методы регулирования
основаны на манипуляции государственными
расходами на товары, услуги и на видоизменении
масштабов и форм налогообложения [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своеобразие британской экономики и
ее положения в мировом хозяйстве отражает
особенности развития страны в минувшем
столетии. Обращает на себя внимание несоответствие
между серьезно подорванными позициями
страны в промышленном производстве, международной
торговле и валютной сфере, с одной стороны,
и слабеющими, но все еще весьма сильными
позициями в вывозе капитала, а также сохраняющейся
ролью Лондона как одного из ведущих финансовых
и товарно-биржевых центров [3,98].
Особенности процесса ослабления
позиций Великобритании в XX в. коренятся
прежде всего в характере структуры британского
капитализма в период его могущества.
Вплоть до последних десятилетий страна
с трудом преодолевала традиции, унаследованные
от длительной промышленной и колониальной
монополии в мире.
Эволюцию мировых позиций Великобритании
в XX в. нельзя понять также без учета различий
интересов между разными группами крупного
бизнеса. Одна из уходящих глубоко в историю
черт хозяйственного развития - сохранявшееся
долгое время некоторое отчуждение между
промышленным и банковским капиталом.
Прежнее монопольное положение страны
на мировом рынке способствовало тому,
что промышленность не ощущала потребности
в крупных заемных средствах. Хотя к настоящему
времени такая отчужденность преодолена,
однако и по сей день Великобритания отличается
от других европейских стран более низкой
долей внешних источников финансирования
компаний.
Длительное время тормозящее
воздействие на развитие экономики оказывала
деятельность мощной коалиции колониально-сырьевых
компаний и финансовых учреждений Сити.
По мере укрепления промышленных ТНК,
делавших ставку прежде всего на экспорт
капитала, происходило размежевание интересов
и в промышленных кругах. Наиболее влиятельная
их часть все больше отождествляла свои
интересы не с национальным, а с зарубежным
производством. Такое своеобразие расстановки
сил в правящем классе снижало эффективность
приспособления экономики Великобритании
к менявшейся обстановке в мире.
Затяжной характер адаптации
британской экономики к новым условиям
в значительной мере был обусловлен низким
уровнем социальной мобильности, сохранением
элитарных элементов, определенной кастовостью
социальной структуры. К этому следует
добавить, что по мере того, как менялась
обстановка в мире, опыт, накопленный британской
элитой в течение почти вековой истории
мирового господства, сплошь и рядом становился
скорее препятствием, чем преимуществом
при решении различных экономических,
социальных и политических проблем. Так,
неспособность правящих кругов трезво
и своевременно соразмерить хозяйственные
возможности страны и проводимую ею внешнюю
военную политику (по доле военных расходов
ВВП страна в течение многих десятилетий
уступала лишь США) во многом предопределила
неудачи в попытках приспособить экономику
к новым условиям.
Все эти обстоятельства во многом обусловили
более низкий по сравнению с другими развитыми
странами рост экономики, медленные качественные
структурные сдвиги в хозяйстве в целом
и промышленности в частности. За более
медленными, чем у конкурентов, темпами
роста стояло отставание по интенсивности
обновления хозяйства, объему основных
фондов и уровню фондовооруженности труда,
эффективности производства и конкурентоспособности
британских товаров на внешних рынках
[3, 99-100].
В 80-90-е годы механизм управления
хозяйством претерпел существенные изменения.
Прежде всего произошла его значительная
децентрализация. Великобритания при
консерваторах стала пионером крупномасштабной
приватизации на Западе. В конце минувшего
десятилетия лейбористы передали ряд
функций по управлению экономикой региональным
органам власти в Шотландии и Уэльсе. И
консервативные и лейбористские правительства
активно внедряли рыночные начала в деятельности
государственного сектора, осуществляли
приватизацию общественных работ и услуг,
расширяли участие частного сектора в
решении социальных проблем.
В XXI в. серьезные сдвиги произошли
в структуре экспорта услуг, по которому
Великобритания занимает 2-е место в мире,
уступая лишь США. Основной доход страна
получает от экспорта
деловых услуг, включая юридические и
бухгалтерские. Большим спросом пользуются
консультационные услуги британских банков
в области приватизации. Быстрее всего
развивается экспорт компьютерных и информационных
[3, 104-105].
Итак, диалектика истории такова,
что если в первой половине XX в. уникальная
по своим масштабам всемирная система
имперских связей обеспечивала Великобритании
роль и статус одной из двух, наряду с США,
самых сильных капиталистических держав,
то в условиях второй половины столетия
чрезвычайно высокая зависимость метрополии
от той же системы оказалась ее ахиллесовой
пятой. Вплоть до самых последних десятилетий
соотношение сил в мировой экономике складывалось
не в пользу Великобритании. В результате
к началу XXI в. ее роль стала значительно
скромнее - сегодня она является лишь частью
европейского центра силы. Вместе с тем
затяжное и мучительное приспособление
складывавшихся длительное время структур
хозяйства и общества к меняющимся условиям
развития дало свои результаты - в 1990-е
годы позиции Великобритании в мировой
экономике стабилизировались.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал
институциональных исследований) Том
4, №2. 2012. – С. 127
2. Колесов В.П. Мировая
экономика. Экономика зарубежных стран. - М.: МПСИ, 2005. – С. 297
3. Хесин Е. Великобритания
// Мировая экономика и международные отношения.
– 2011, - № 8, - С. 280
4. Пищик В.Я. Перспективы
вступления Великобритании в зону евро
// Банковское дело. – 2009, - № 9, - С. 31
5. Пищик В.Я. Влияние
проблем конвергенции на перспективы
вступления Великобритании в ЭВС // Деньги
и кредит. – 2009, - № 10, - С. 31
6.http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskaya-model.html
7. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-instituty.html
8. http:// www.rustrade.org.uk/eng/
9. http://www.ff/rsue.ru/MFKO/UMM/Uch_fszg/g49.pdf
10. http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1388&type=news
11. http://www.global-class.ru/countries/3/1
12. https://www.gov.uk/browse/working/state-pension
13. Информационно-аналитический
журнал «Мировые дискуссии» // www.wdi.ru/