Институциональные особенности современной экономической модели Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы являются институциональные модели.
Предметом данной курсовой работы являются особенности современной экономики Великобритании.
Цель курсовой работы: рассмотреть институциональные особенности современной экономической модели Великобритании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ТЕОРИИ
ГОСУДАРСТВА………………………………………………………….……....5
1.1. Понятие экономической модели и ее элементы……………………….......5
1.2. Институты государства……………………………………………………...9
1.3. Модели государства М. Макгвайра и М. Олсона…………………….......11
1.4. Неоклассические модели государства Д. Норта……………………….....12
1.5. Типология институционального ядра государства –
модель О.Э. Бессоновой…………………………………………………….......14
ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ……………………………………………………….......15
2.1. Основные отрасли экономики………………………………………...…...15
2.2. Формы хозяйственной деятельности………………………...…………....23
2.3. Финансовая и банковская системы………………………………………..27
2.4. Развитие малого бизнеса………………………………………………...…31
2.5. Государственная и социальная политика…………………………………33
2.5.1. Система образования……………………………………………………..33
2.5.2. Биологическая, фармацевтическая и медицинская отрасли……………35
2.5.3. Пенсионное обеспечение…………………………………………………36
2.6. Внешнеэкономические связи………………………………………...…….37
2.7. Особенности государственного регулирования экономики……………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 110.51 Кб (Скачать файл)

Великобритания — один из ведущих членов Европейского союза (вступила в 1973 г.). Великобритания является членом Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также ряда региональных банков реконструкции и развития (африканского, европейского, стран Карибского бассейна, латиноамериканского, азиатского), Европейского инвестиционного банка, Парижского и Лондонского клубов-кредиторов. Она играет ключевую роль в принятии различных коллективных решений в рамках этих международных экономических и финансовых организаций и соглашений.

Великобритания активно участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — «FATF»), «G20» или «Egmont Group of Financial Intelligence Units», насчитывающей 58 государств-участниц.

Придавая важное значение борьбе с изменениями климата, британское правительство выработало меры по охране окружающей среды, которые предполагают:

  • поддержку разработки альтернативных источников энергии, а также реализацию мер по утилизации вредных выбросов;
  • развитие энергосберегающих технологий, в том числе путём внедрения схемы «Green Landlord Scheme» и создание фонда «Carbon Trust» с целью предоставления беспроцентных кредитов национальным компаниям для внедрения указанных технологий;
  • предоставление льгот предприятиям, внедряющим технологии, основанные на «чистом» топливе.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что формы экспансии английских компаний на западноевропейские рынки и стран ЕС на рынок Великобритании значительно отличаются. Движение капитала из Англии возрастает быстрее, чем обратное движение, но с другой стороны, поток товаров из стран ЕС возрастает быстрее, чем экспорт из Великобритании в эти страны [2, 296-297].

2.7. Особенности  государственного регулирования экономики

Государственное регулирование в Великобритании эволюционировало от полного невмешательства в дела экономики до все более расширяющегося вторжения в хозяйственную жизнь. Именно Англия была «родиной» самой идеи государственного регулирования, теоретическую базу под которое подвел Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег». И это вполне объяснимо, ибо экономика Великобритании имеет объективные основы для кризисов: она на 90% работает на привозном сырье, используя большое количество импортного оборудования, и динамика ее производства непосредственно связана с состоянием ее золотовалютных запасов и платежного баланса. Это и предопределяет необходимость вмешательства в экономику государства. В отдельные периоды государственные расходы, выделяемые на регулирование экономических и социальных процессов в стране, достигали более 50% в национальном доходе.

Решающую роль в государственном регулировании экономик играют центральные органы правительства – кабинет министров и министерства. И хотя парламент утверждает предложенные правительством поощрительные кредиты или субсидии из бюджета, регулирует в рамках финансовых законов ставки налогов, выставляет условия получения кредита, правила торговли и т. д., в конечном итоге не он, а правительство контролирует государственные финансы.

Для британской институциональной системы регулирования экономики и социальных отношений характерна сеть полуправительственных организаций – всевозможных советов, комиссий, комитетов. Наиболее характерной чертой британской экономики является наличие государственного сектора, оказывающего существенное влияние на экономику в целом.

Мощным рычагом государственного регулирования является финансовая система Великобритании. Методы регулирования основаны на манипуляции государственными расходами на товары, услуги и на видоизменении масштабов и форм налогообложения [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Своеобразие британской экономики и ее положения в мировом хозяйстве отражает особенности развития страны в минувшем столетии. Обращает на себя внимание несоответствие между серьезно подорванными позициями страны в промышленном производстве, международной торговле и валютной сфере, с одной стороны, и слабеющими, но все еще весьма сильными позициями в вывозе капитала, а также сохраняющейся ролью Лондона как одного из ведущих финансовых и товарно-биржевых центров [3,98].

Особенности процесса ослабления позиций Великобритании в XX в. коренятся прежде всего в характере структуры британского капитализма в период его могущества. Вплоть до последних десятилетий страна с трудом преодолевала традиции, унаследованные от длительной промышленной и колониальной монополии в мире.

Эволюцию мировых позиций Великобритании в XX в. нельзя понять также без учета различий интересов между разными группами крупного бизнеса. Одна из уходящих глубоко в историю черт хозяйственного развития - сохранявшееся долгое время некоторое отчуждение между промышленным и банковским капиталом. Прежнее монопольное положение страны на мировом рынке способствовало тому, что промышленность не ощущала потребности в крупных заемных средствах. Хотя к настоящему времени такая отчужденность преодолена, однако и по сей день Великобритания отличается от других европейских стран более низкой долей внешних источников финансирования компаний.

Длительное время тормозящее воздействие на развитие экономики оказывала деятельность мощной коалиции колониально-сырьевых компаний и финансовых учреждений Сити. По мере укрепления промышленных ТНК, делавших ставку прежде всего на экспорт капитала, происходило размежевание интересов и в промышленных кругах. Наиболее влиятельная их часть все больше отождествляла свои интересы не с национальным, а с зарубежным производством. Такое своеобразие расстановки сил в правящем классе снижало эффективность приспособления экономики Великобритании к менявшейся обстановке в мире.

Затяжной характер адаптации британской экономики к новым условиям в значительной мере был обусловлен низким уровнем социальной мобильности, сохранением элитарных элементов, определенной кастовостью социальной структуры. К этому следует добавить, что по мере того, как менялась обстановка в мире, опыт, накопленный британской элитой в течение почти вековой истории мирового господства, сплошь и рядом становился скорее препятствием, чем преимуществом при решении различных экономических, социальных и политических проблем. Так, неспособность правящих кругов трезво и своевременно соразмерить хозяйственные возможности страны и проводимую ею внешнюю военную политику (по доле военных расходов ВВП страна в течение многих десятилетий уступала лишь США) во многом предопределила неудачи в попытках приспособить экономику к новым условиям.

Все эти обстоятельства во многом обусловили более низкий по сравнению с другими развитыми странами рост экономики, медленные качественные структурные сдвиги в хозяйстве в целом и промышленности в частности. За более медленными, чем у конкурентов, темпами роста стояло отставание по интенсивности обновления хозяйства, объему основных фондов и уровню фондовооруженности труда, эффективности производства и конкурентоспособности британских товаров на внешних рынках [3, 99-100].

В 80-90-е годы механизм управления хозяйством претерпел существенные изменения. Прежде всего произошла его значительная децентрализация. Великобритания при консерваторах стала пионером крупномасштабной приватизации на Западе. В конце минувшего десятилетия лейбористы передали ряд функций по управлению экономикой региональным органам власти в Шотландии и Уэльсе. И консервативные и лейбористские правительства активно внедряли рыночные начала в деятельности государственного сектора, осуществляли приватизацию общественных работ и услуг, расширяли участие частного сектора в решении социальных проблем.

В XXI в. серьезные сдвиги произошли в структуре экспорта услуг, по которому Великобритания занимает 2-е место в мире, уступая лишь США. Основной доход страна получает от экспорта деловых услуг, включая юридические и бухгалтерские. Большим спросом пользуются консультационные услуги британских банков в области приватизации. Быстрее всего развивается экспорт компьютерных и информационных [3, 104-105].

Итак, диалектика истории такова, что если в первой половине XX в. уникальная по своим масштабам всемирная система имперских связей обеспечивала Великобритании роль и статус одной из двух, наряду с США, самых сильных капиталистических держав, то в условиях второй половины столетия чрезвычайно высокая зависимость метрополии от той же системы оказалась ее ахиллесовой пятой. Вплоть до самых последних десятилетий соотношение сил в мировой экономике складывалось не в пользу Великобритании. В результате к началу XXI в. ее роль стала значительно скромнее - сегодня она является лишь частью европейского центра силы. Вместе с тем затяжное и мучительное приспособление складывавшихся длительное время структур хозяйства и общества к меняющимся условиям развития дало свои результаты - в 1990-е годы позиции Великобритании в мировой экономике стабилизировались.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Том 4, №2. 2012. – С. 127

2. Колесов В.П. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. - М.: МПСИ, 2005. – С. 297

3. Хесин Е. Великобритания // Мировая экономика и международные отношения. – 2011, - № 8, - С. 280

4. Пищик В.Я. Перспективы вступления Великобритании в зону евро // Банковское дело. – 2009, - № 9, - С. 31

5. Пищик В.Я. Влияние проблем конвергенции на перспективы вступления Великобритании в ЭВС // Деньги и кредит. – 2009, - № 10, - С. 31

6.http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskaya-model.html

7. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-instituty.html

8. http:// www.rustrade.org.uk/eng/

9. http://www.ff/rsue.ru/MFKO/UMM/Uch_fszg/g49.pdf

10. http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1388&type=news

11. http://www.global-class.ru/countries/3/1

12. https://www.gov.uk/browse/working/state-pension

13. Информационно-аналитический журнал «Мировые дискуссии» // www.wdi.ru/

 

 

 

 


Информация о работе Институциональные особенности современной экономической модели Великобритании