Инструменты поддержки промышленности Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель, которую мы поставили перед собой - это изучить инструменты промышленной политики, провести сравнительный анализ, возможно, выявить какие-то недостатки.
В данной работе была рассмотрена складывающуюся в России промышленная политика, изучены теоретико-методологические основы ее формирования. А также мы попытались определить роль субъектов Российской Федерации в ее реализации на примере Пермского края.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 6
1.1 Промышленная политика 8
1.2 Инструменты инвестиционной политики. 15
ГЛАВА 2. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ. 21
2.1 Особенности и структура 22
2.2 Методология сравнения в динамике 27
ГЛАВА 3. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ПЕРМСКОГО КРАЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Инструменты поддержки промышленности Пермского края.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

 

Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Пермский государственный  университет»

 

 

Кафедра экономической  теории

 и отраслевых рынков

Курсовая работа

Инструменты поддержки промышленности Пермского края

Исполнитель: студентка гр. ЭКТ-2 II курса

Сергеева А.А.

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Ткачева С.В.

 

 

Пермь 2012

Содержание

 

 

Введение

Должно ли государство проводить  активную политику в отношении промышленности? В 1990-е годы ответ на этот вопрос, как правило, был отрицательным. Поменялся ли ответ на этот вопрос за последние двадцать лет?

Резкое падение производства, замедлившееся  в начале XXI века, но вновь усилившееся в связи с экономическим кризисом, заставило взглянуть на проблему промышленной политики государства по-другому. За последние годы в России приняты эффективные «точечные» меры по поддержке отдельных стратегически важных и социально значимых отраслей и предприятий промышленности.

Однако государственная поддержка отечественных товаропроизводителей (например, в области автомобилестроения) зачастую встречает настороженное отношение экспертов и средства массовой информации. Журналисты, а вслед за ними и общественное мнение, нередко отождествляют проведение государством активной промышленной политики с возвращением к советской экономической модели, которая вызывает у значительной части населения отторжение. Между тем считать активную роль государства в развитии промышленности исключительно прерогативой советского периода нашей истории, было бы в корне заблуждением. Если же обратиться к рассмотрению дореволюционной России, то можно увидеть, что политика государственного вмешательства и поддержки промышленности вполне может сочетаться с частным предпринимательством и рыночной экономикой. Так же политика поддержки промышленности - это не редкость во многих зарубежных странах.

В условиях экономических  преобразований российская промышленность столкнулась с рядом серьезных  проблем. Как свидетельствуют опыт развитых стран, а также результаты 20-летнего вхождения России в рыночную экономику, о качественных преобразованиях в экономике можно судить по таким основополагающим индикаторам как: прекращение непосредственного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов в сфере промышленного производства; трансформация института собственности, на основе которого происходит становление и развитие финансовой и экономической самостоятельности субъектов предпринимательской деятельности; создание рамочных условий для развития экономики путем формирования рыночной инфраструктуры и благоприятной макроэкономической среды хозяйственной деятельности.

Вместе с  тем неразработанность эффективной  промышленной политики как на федеральном, так и региональном уровнях привела к дисбалансу отраслевой структуры, спаду промышленного производства, появлению большою количества убыточных предприятий.

Политика в  отношении производственного сектора  экономики, и прежде всего промышленности, трактовалась в достаточно узком  смысле - как государственная финансовая поддержка определенного производства, тогда как понятие промышленной политики включает и другие формы регулирования производственной сферы экономики.

А нужна ли промышленная поддержка всем убыточным предприятиям? Как сделать ее максимально эффективной? Что это даст России на международном уровне? Это очень актуальные на данный момент вопросы, еще с учетом нашего вступления в ВТО, так как не все предприятия смогли выжить после перестройки и нельзя дать потухнуть остальным. Лишь 15 % организаций России сумели вписаться в рыночные отношения. Как правило, это коммерческие организации, среди промышленных предприятий их доля ничтожна. Подавляющее большинство предприятий – низкорентабельны или нерентабельны, многие их них находятся на грани банкротства.

В совокупности причин, актуализирующих потребность  в разработке промышленной политики, можно выделить следующие. Во-первых, промышленность - базовая отрасль  народного хозяйства, аккумулирующая и реализующая важнейшие научно-технические достижения и обеспечивающая материально-техническое развитие других секторов экономики. Действия государства, являющегося к тому же одним из крупных собственником активов этой отрасли, способны оказать влияние на ее конкурентоспособность. Во-вторых, адаптация промышленных предприятий к динамично меняющимся условиям внешней среды может быть успешно осуществлена при активной поддержке государства, обеспечивающей инвестиционную привлекательность, стимулирование инновационной деятельности, усиление социальной ориентации экономических преобразований в индустриальном секторе экономики России. В-третьих, повышение уровня разнообразности и сложности задач управления развитием индустриального сектора экономики обуславливает потребность в обновлении механизма реализации промышленной политики.

Цель, которую  мы поставили перед собой - это  изучить инструменты промышленной политики, провести сравнительный анализ, возможно, выявить какие-то недостатки.

В данной работе была рассмотрена складывающуюся в России промышленноя политика, изучены теоретико-методологические основы ее формирования. А также мы попытались определить роль субъектов Российской Федерации в ее реализации на примере Пермского края. В работе за основы были использованы нормативно-правовые документы, работы Мишарина Ю.В., Мальцева О.В., автореферат Рисина С.И. и Сатуниной Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методы государственной поддержки  промышленности

Главную роль в  социально-экономическом развитии регионов играет промышленная политика. Она определяется как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

В различной научной и учебной литературе промышленная политика трактуется как совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства. Однако такая точка зрения на промышленную политику содержит примат интересов государства при ее реализации, что не оправдано для сложившихся экономических условий, так как большинство промышленных предприятий находятся в частной собственности, поэтому, как представляется, подход с позиции «государственного управления» некорректен.

В связи с этим, считаем, что промышленная политики - это система отношений, складывающихся между государством и субъектами хозяйствования, по поводу формирования условий наиболее эффективного функционирования промышленных организаций посредством осуществления экономических, политических и организационных мер и мероприятий.

Если определить промышленную политику как формирование новой системы отношений, возникающих  между государствам, с одной стороны, и предприятиями - с другой, и направленных на создание и изменение принципов функционирования последних на основе структурной, организационной и функциональной перестройки с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности в условиях меняющегося экономического и правового регулирования, то данная реформа не затронула, по мнению Мальцева Д.В, наиболее важных проблем функционирования предприятий.

Проблемы деятельности промышленных организаций в РФ условно  можно разделить на две группы.

Во-первых, проблемы, связанные с государственным  управлением экономикой, которые выражаются в самоустранении государства от разработки экономических рычагов воздействия на хозяйствующих субъектов при сохранении административно- надзорных полномочий. К их числу могут быть отнесены: неучастие государства в регулировании экономики; несовершенство правовой базы и ее нестабильность; отсутствие стимулирования даже в приоритетных отраслях; сокращение государственных инвестиций; слабая система исполнения судебных решений; монополизация и раздел рынков.

Во-вторых, проблемы экономико-правового характера, связанные с автономностью и самостоятельностью хозяйствующего субъекта. К этой группе могут быть отнесены: закрытость информации о хозяйствующем субъекте, несоответствие размера уставного капитала объему совершаемых сделок и порождаемой ими ответственности, наличие нелегальных сделок.1

Общие цели российской экономической политики любого уровня — это обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства, преодоление моноотраслевой структуры  производства и рост конкурентоспособности  продукции.

При формировании региональной промышленной политики важное значение имеет понимание того, кем регулируется региональное развитие. Как правило, здесь выделяют три уровня: федеральный, региональный, и местный.

В Таблице 1 представлено участие разных уровней управления в государственном регулировании регионального развития. Из приведенной таблицы видно, что основную роль играет региональный уровень государственного регулирования. Именно на этом уровне и должны вырабатываться и реализовываться мероприятия по развитию регионов. Но следует учитывать, что разработка и реализация промышленной политики осуществляется, как правило, на трех уровнях.2

Инструменты реализации промышленной политики можно подразделить по сферам их деятельности в Таблице 2. 

В данной работе мы рассмотрели два уровня промышленной политики – федеральный и региональный, который представлен в третьей главе.

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Промышленная политика

Анализ и  систематизация зарубежного опыта  формирования и реализации государственной  промышленной политики позволяет выделить два ее основных типа: общесистемный и селективный.

Общеситемная промышленная политика направлена на создание общих институциональных и экономических условий, максимально благоприятствующих развитию реального сектора. Ее меры не отличаются избирательностью, а распространяются на всех субъектов рынка, способствуя формированию экономической и институциональной, организационной и правовой среды их активности. В результате формируется соответствующая рыночным принципам и задачам промышленной политики правовая и организационно-экономическая среда.

Селективная промышленная политика - это нацеленное воздействие на определенные группы субъектов рынка (предприятия, отдельные производства или отрасли, территории) или на определенные виды деятельности. Она осуществляется применительно к первичному звену производства (предприятию). В такой политике более отчетливо проявляется регулирующая и управленческая деятельность государства. К ее методам можно отнести информационные и методы, связанные с повышением инвестиционной активности, адресным субсидированием и льготированием, налоговым льготированием, формированием и использованием фондов страхования рисков, финансовым обеспечением подготовки и переподготовки кадров.

Реальное положение  российской экономики таково, что практически все регионы нуждаются в государственном участии и реконструкции крайне изношенного производственного аппарата, поскольку действие только одного режима рыночной саморегуляции не обеспечивает вывода производственной сферы из кризиса. В тоже время многие промышленно развитые регионы уже формируют самостоятельную государственную региональную промышленную политику. Теперь рассмотрим промышленную политику на уровне Российской Федерации.

На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируется федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики, организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики (прямые и обратные связи), уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.

Федеральная промышленная политика определяется как комплекс экономических, политических и организационных  мер, обусловливающих необходимую  структуру и масштабы производства и обеспечивающих эффективное действие важнейших факторов в отношении наиболее важных стратегических объектов. Эта политика является федеральной по целям, но может реализовываться на разных уровнях национальной экономической системы. Е.e инструменты закреплены в федеральных целевых программах и законодательных актах.

Эффективное развитие промышленности в реформируемой  экономике связано с решением комплекса социально экономических  проблем, имеющихся на территории, что  вызывает необходимость определения новых функций целевых программ, направленных на поддержку соответствующих мероприятий, роли этих программ в современном хозяйственном механизме. Целевая программа должна стать системным инструментом развертываемой промышленной политики, обеспечивающей взаимосвязанность осуществляемых в регионе приоритетных стратегических мероприятий по ресурсам, срокам и исполнителям, учитывающей вероятные сценарии их осуществления, предлагающей оптимальные пути и средства решения проблем. 

Статья 2. Основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ

1. Разработка федеральных целевых  программ организуется федеральными  органами исполнительной власти.

Порядок разработки и реализации федеральных  целевых программ определяется Правительством Российской Федерации.

2. При разработке федеральных  целевых программ необходимо  предусматривать:

    • решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;
    • согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
    • комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;
    • согласованность решения федеральных и региональных задач;
    • достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.3

Информация о работе Инструменты поддержки промышленности Пермского края