Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель, которую мы поставили перед собой - это изучить инструменты промышленной политики, провести сравнительный анализ, возможно, выявить какие-то недостатки.
В данной работе была рассмотрена складывающуюся в России промышленная политика, изучены теоретико-методологические основы ее формирования. А также мы попытались определить роль субъектов Российской Федерации в ее реализации на примере Пермского края.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 6
1.1 Промышленная политика 8
1.2 Инструменты инвестиционной политики. 15
ГЛАВА 2. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ. 21
2.1 Особенности и структура 22
2.2 Методология сравнения в динамике 27
ГЛАВА 3. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ПЕРМСКОГО КРАЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Далее мы рассмотрели модели промышленной политики и их инструменты.
Экспортно-ориентированная модель. При ней происходит поощрение производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей.
Приритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Происходит ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка.
В этой модели используются
инструменты
Цель внешнеэкономической
Одним из направлений при реализации промышленной политики является регулирование со стороны государства сферы денежного обращения. Основными государственными органами проведения денежно-кредитной политики является Центральный Банк РФ. Инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование учётной ставки (в России – это ставка рефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский кредит и пр.).
Важными преимуществами экспортно-ориентированной модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям, развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных, «внутренних» отраслей и служат основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.
Негативные факторы при реализации экспортно-ориентированной модели связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности, росту коррупции во властных структурах, оттоку людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны. Это в будущем может вызвать ослабление конкурентоспособности обрабатывающей промышленности страны, замедление темпов экономического роста и уменьшение уровня накапливаемых знаний, поскольку наиболее интенсивно процесс накопления знаний (а в конечном счёте рост человеческого капитала) происходит в обрабатывающем секторе - данная ситуация в современной экономической теории получила название «голландской болезни». Стагнация же в обрабатывающей промышленности способна привести к её отставанию от мирового технологического развития и необходимости импортировать новую технику, что практически обнуляет эффект от сырьевого экспорта, поскольку ставит экономическое развитие страны в зависимость от иностранных производителей (это наблюдается в России).
Кроме того, существуют негативные моменты и при ориентации страны на экспорт даже промышленного оборудования высокого передела, если в производстве данного оборудования высока доля импортных комплектующих, что влечет за собой привязку цены экспортируемых машин и станков к стоимости их импортных деталей, а также возможность внеэкономического влияния страны-импортёра на данные предприятия, отрасль и экономику страны в целом.
Так же существует модель импортозамещения, она представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твердого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция).
Протекционнистская политика обеспечивает: развитие промышленности, устойчивую экономику, зависящую в большей мере от развитого внутреннего рынка (а не от нестабильного внешнего), внутреннее благосостояние нации, рост среднего класса, обеспечивающий политическую стабильность. Она предполагает таможенные пошлины, субсидии отечественным производителям. При импортозамещении протекционистская защита ведет к сохранению производств.
Политика твердого валютного курса предполагает ограничение импорта товаров и услуг, вывоза капитала за границу, заграничного туризма и т.п.
Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платежного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала.
Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентною отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведёт к неэффективному управлению и использованию ресурсов; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах.
Кроме того, поскольку целью данной модели является насыщение внутреннего рынка, при том, что производимая продукция неконкурентоспособна и не пользуется спросом на внешнем рынке, государство вынуждено рсализовывать её (чтобы окупить понесённые затраты), ограничивая реализацию более качественной импортной продукции, что не идёт на пользу ни национальному производству, ни потребителю: такая ситуация была характерна для экономики СССР, КНДР.
Под воздействием
различных объективных
При выборе модели, необходимо выделить положительные качества (стабильная занятость, удовлетворение внутреннего спроса и т.п.) в синтезе с позитивными качествами экспортно-ориентированной модели (международное сотрудничество, улучшение конкурентоспособности национальной промышленности, участие в международном разделении труда). Именно такое слияние этих двух моделей на основе инновационного развития даст российской экономике необходимый толчок к промышленному росту, росту благосостояния её граждан.
И последняя - инновационная модель. Инновационный процесс представляет собой процесс создания, развертывания и исчерпания новейших технологий, производственно-экономического и социально-организационного потенциала нововведений. Таким образом, мы можем сказать, что инновации есть инвестиции финансовых средств в разработку и использование различного рода новшеств, а не только технических.
Эта модель предполагает инвестиционную и инновационную политики (речь о которой пойдет во 2-ом пункте), которые очень связаны между собой. Инновационная политика нацелена на обеспечение государственного регулирования процессов создания, ввода, эксплуатации и последующего выбытия новшеств в народном хозяйстве, т.е. регулирует проток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку и создание технологических новшеств, для поддержания прогрессивной технологической базы отечественной промышленности.
Инновационная деятельность включает в себя как все этапы научно-технической деятельности, так и производство, обеспечивающее освоение и внедрение инноваций, и деятельность, создающую условия для дальнейшего функционирования инноваций (т.е. посредническая деятельность). Взаимоотношения инновационного процесса с рыночной экономикой весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных новаций. С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как инновационная деятельность, так и инвестиционная рассчитана на долгосрочный период; Поэтому для эффективного функционирования инновационной деятельности необходимо её государственное регулирование, для чего и предназначена инновационная модель промышленной политики.
В основе инновационной модели лежит процесс экономического развития страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоёмкого производства.
Недостатками инновационной модели можно считать необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности, неизбежно высокую роль государства в экономике страны, применяющей во многом нерыночные методы стимулирования инновационного развития производства; необходимость большого количества высококвалифицированных кадров, а следовательно, возникает проблема их эффективной подготовки и переподготовки.
Успешные инновационные модели развития экономики применялись в таких странах, как Япония, Южная Корея. Однако эти страны весьма малы, и им проще регулировать и кон тролировать свои рынки на предмет реализации инновационной модели. Отсюда можно сделать вывод, что успешность проведения инновационной полигаки будет во многом зависеть от поведения региональных властей, поскольку на федеральном уровне у России нет возможности охватить всю территорию страны с целью эффективного регулирования инновационных процессов и инновационной деятельности. В этой связи федеральная власть должна взять на себя разработку и внедрение эффективных механизмов, которые бы стимулировали на региональном уровне инновационную активность и побуждали местные власти к проведению инновационной модели. Кроме того, учитывая огромную капиталоёмкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям, что будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей и закреплению их конкурентных преимуществ на мировом рынке, а во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент «состязаться» с идентичными отраслями других стран в рамках международного разделения груда. Онако это вовсе не значит, что про них можно забыть: со временем могут возникнуть условия для возможности повышения их конкурентоспособности; также не стоит забывать и о социально значимых отраслях, отсутствие которых может привести к угрозе экономической безопасности страны.
В первые годы перестройки у большинства отечественных предприятий не появилось эффективного собственника, способного вывести их из финансово-экономического кризиса. Экономический кризис деформировал финансовый кругооборот стоимости основных производственных фондов, их обновление и техническое перевооружение, критически снизил инвестиционную и инновационную деятельность предприятий, как результат – существенный износ основных фондов и технологического оборудования (до 70% парка физически и морально устарело).
Инвестиции – долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли – являются необходимой составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономического роста экономики страны в целом.
Инвестиции весьма непостоянная субстанция. Величина инвестиций часто колеблется, поэтому проводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику.
Сегодня практически на каждом промышленном
предприятии наблюдается
Общий объем инвестиций к 2000г. в основной капитал сократился по сравнению с 1990г. почти в 3,5 раза. При этом после кратковременного всплеска роста инвестиций в основной капитал после 1998г. (105,3% - 1999г., 117,4% - 2000г.) вновь началось замедление не только темпов их роста (108,7% - 2001г. и 102,6% - 2002г.), но и сокращение абсолютных размеров прироста инвестиций (абсолютный прирост инвестиций в основной капитал в 2001г. был более, чем на 40% меньше его величины в 2000г., а в 2002г. – составил лишь треть от 2001г.) Несмотря на то, что в начале 21-го века в отечественной экономике проявились возможности стабилизации, признать, что кризис завершен пока нельзя, т.к. обеспечение экономической устойчивости развития народного хозяйства страны достигается при условии, когда рост основных макроэкономических показателей стабилен не менее трех лет.
И все же возрождение российской экономики – реальная перспектива. В последнее десятилетие разработана достаточная правовая база по привлечению отечественных и зарубежных инвесторов в экономику и, особенно, в реальный сектор. Предусмотрены льготы для инвесторов по налогообложению, таможенным платежам на государственном уровне, льготирование инвестиционной деятельности в промышленность предусматривает большинство субъектов федерации и даже некоторые муниципальные органы управления.
Информация о работе Инструменты поддержки промышленности Пермского края