Инструменты поддержки промышленности Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель, которую мы поставили перед собой - это изучить инструменты промышленной политики, провести сравнительный анализ, возможно, выявить какие-то недостатки.
В данной работе была рассмотрена складывающуюся в России промышленная политика, изучены теоретико-методологические основы ее формирования. А также мы попытались определить роль субъектов Российской Федерации в ее реализации на примере Пермского края.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 6
1.1 Промышленная политика 8
1.2 Инструменты инвестиционной политики. 15
ГЛАВА 2. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ. 21
2.1 Особенности и структура 22
2.2 Методология сравнения в динамике 27
ГЛАВА 3. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ПЕРМСКОГО КРАЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Инструменты поддержки промышленности Пермского края.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная  политика   промышленного  развития требует ряда неотложных мер для исправления сложившихся макроэкономических  и  финансовых диспропорций и мотиваций. В таких условиях особое значение приобретают:

Государственные инвестиции в инфраструктуру — транспортную, энергетическую, научную, коммуникационную, информационную, социальную — с точки зрения модернизации и стимулирования роста представляют собой практически беспроигрышный вариант. Во-первых, инфраструктура у нас явно является узким местом, в последние 20 лет из-за недоинвестирования деградировала больше, чем другие сферы, так что предельная эффективность вложений в инфраструктуру будет заведомо очень высока. А во-вторых, государственные капиталовложения, как показывают эмпирические исследования(Schmidt-Hebbel, Klaus & Serven, Luis & Solimano, Andres, 1996), не вытесняют частные, а приводят к возрастанию общего объема инвестиций. Интересно, что быстрорастущие экономики в начале 90-х годов.(Восточная Азия, Маврикий, Чили) имели высокую долю как государственных, так и всех инвестиций в ВВП, хотя госрасходы по отношению к ВВП в Восточной Азии традиционно низки.

Для частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и привлечённые (акции предприятия) средства. Государственные же инвестиции финансируются за счёт налоговых поступлений в бюджет и бюджетные фонды, прибыли государственных организаций, выпуска внутренних и внешних займов.

Инструментарий  инвестиционной и инновационной  политики представляет синтез разнообразных инструментов описанных нами ранее политик. Здесь могут быть как прямое государственное финансирование, законодательное обеспечение инвестиционного процесса, государственные заимствования, так и налоговые льготы, амортизационная политика, развитие рыночных институтов (фондовый рынок, венчурные фонды, инвестиционные банки), стимулирование совместных с иностранными партнёрами инвестиционных и инновационных проектов и т.д.

Инвестиционная  политика промышленного развития требует  ряда неотложных мер для исправления  сложившихся  макроэкономических и  финансовых диспропорций и мотиваций.  В таких условиях особое значение приобретают:

1. Введение в  хозяйственный оборот дополнительных  национально доступных инвестиционных  ресурсов. Один из них – привлечение сбережений населения путем восстановления доверия к  государственному  и коммерческому банковскому сектору, для чего нужен федеральный закон о защите банковских вкладов населения. Привлечению сбережений населения в оборот может содействовать законодательно введенный временный мораторий на декларирование вкладов в банках. Сюда же можно отнести и известную из опыта ряда стран легализацию вывезенного капитала, как способа стимулирования его импорта в Россию. За счет средств населения (по оценкам, свыше 60 млрд. долл.) и вероятного возвращения части экспортированного капитала для целей инвестирования можно получить порядка 10–12 млрд. долл. в год.

2. Активизация  инвестиционной деятельности населения  путем восстановления банковских  вкладов, пострадавших от дефолта в 1998 г., что будет также способствовать росту доверия населения к государству. Осуществить это можно путем поэтапного перечисления на сберегательные счета граждан безналичных средств (в 2004–2005 гг. – первое перечисление, 2006–2008 гг. – второе). До 50% средств могут в безналичном виде перечисляться за счет накопленных процентов для покупки отечественной техники или использоваться в виде кредитов под жилье или покупку в кредит отечественных товаров длительного пользования. Другая часть средств целевым назначением могла бы использоваться на инвестирование развития высокотехнологичных производств и инновации и не выдаваться в течение 10–15 лет наличными.

3. Рентное регулирование  государством рынков продукции  естественных монополистов путем  изъятия части природной ренты. Этот процесс должен быть увязан с развитием системы платежей за пользование недрами и другими невоспроизводимыми природными ресурсами, что предполагает:

    • введение на федеральном уровне налога на дополнительный доход недропользователей (в первую очередь в нефтедобыче) по прогрессивной шкале;
    • ликвидацию правового пробела в области определения прав лицензиата-недропользователя на добытые им природные ресурсы с учетом того, что природные ресурсы могут быть в любой, в т. ч. государственной форме собственности;
    • установление рентных платежей за лесопользование, заключение концессионных соглашений на лесопользование;
    • использование платежей за воду и лес на цели развития природно-ресурсного потенциала и ресурсосбережения;
    • использование механизмов обязательного страхования экологических рисков и рисков неполучения доходов от эксплуатации природных ресурсов (для пресечения распространенной в России практики спекуляции на полученной лицензии на разработку полезных ископаемых, когда месторождение не разрабатывается, сама лицензия является предметом спекулятивной торговли, а доходы уходят за границу);
    • взимание платы за землю, обложение оборота недвижимости. Земельный кодекс оставляет немало возможностей для корректировки земельного законодательства на региональном уровне. Для городов оптимальным является землепользование на принципах аренды. В этом случае город будет постоянно получать арендные платежи в отличие от приватизации городской земли, при которой город зависит от цен на землю, формируемых земельными спекулянтами;
    • продажу лицензий на радиосвязь, на использование радиочастот.

4. Реформирование  государственного  участия в инвестировании путем создания ссудного фонда промышленности. Он должен быть создан как на федеральном уровне, так и в виде  территориальных подразделений по числу федеральных округов. Фонд управляется Правлением во главе с Председателем Правления. Председатель Правления назначается, а члены Правления – утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Председателя Правления.

Средства ссудного фонда промышленности находятся  на специальных счетах казначейства и не подлежат изъятию или использованию на цели, не указанные в федеральном законе о ссудном фонде промышленности.

5. Более активное  кредитование банками инноваций   и   промышленного  развития при условии снижения ставки рефинансирования до приближенной к мировым стандартам  и  неизменного ее сохранения на период 5–8 лет, необходимых для обеспечения полной окупаемости основной массы инвестиций. Для этого предлагается ряд мер, стимулирующих коммерческие банки путем диверсификации их доходности, в частности, путем погашения части учетной ставки из средств ссудного фонда промышленности  и  другими методами.

6.  Формирование  национального рынка ценных бумаг как составной части денежно-кредитной системы России, поднадзорной Центробанку. Рынок ценных бумаг может вносить вклад в финансовое обслуживание экономики  и  стимулировать инвестирование производства путем выпуска акций инвестиционными компаниями  и  частными лицами при  реализации  ими конкретных инвестиционных проектов, а также путем эмиссии корпоративных облигаций займа. Активизация этих процессов возможна при изменениях действующего законодательства  и  создания соответствующей современной инфраструктуры, в том числе с учетом международных стандартов, возможности сетевых решений с использованием отработанных реально существующих инвестиционных инструментов, механизмов, процедур  и  форматов.

7. Наряду с  главным назначением ипотеки  для строительства жилья инвестирование   промышленного  производства на основе ипотечного кредитования, осуществляемого Сбербанком по фиксированным процентам (не выше 15%, но не ниже ставки рефинансирования) под инвестиционные проекты, прошедшие  государственную  экспертизу.

8. Управляемое  использование денежной эмиссии для возвратного кредитования инвестиций, развития инноваций  и  производства наукоемкой продукции через ссудный фонд промышленности. В развитых странах мира, в первую очередь в США,  политика  ограниченной денежной эмиссии реально применяется как метод повышения платежеспособного спроса на национальном рынке. По оценкам, рост денежной эмиссии в пределах 10–15% общей величины консолидированного бюджета, направляемой строго на государственное кредитование инвестиционных потребностей развития производства, может привести без принятия специальных мер по иным компонентам инфляции (рост издержек) к повышению инфляции максимум на 3–5 % в год. В России законы экономики позволяют реализовать данный ресурс.

9. Предоставление налоговых преференций  предприятиям, не нарушающим норм законодательства  и  договорных обязательств, создает условия для роста их собственных инвестиционных ресурсов. Налоговые преференции должны иметь обусловленный характер  и  обеспечивать, во-первых, стимулирование освоения прогрессивных технологий, выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции, подготовку  высококвалифицированных кадров, ресурсосбережение  и  сокращение загрязнения окружающей среды. Во-вторых, рост занятости  и  повышение оплаты труда работников. 4

И в заключение первой главы, мы выявили основные инструменты промышленной политики и разбили их на прямую и косвенную поддержку, они представлены в Таблице 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отраслевая структура промышленности Пермского  края.

Отраслевая структура - это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, представленная двумя сферами: материального  производства (или производственной сферой) и нематериального производства (непроизводственной сферой).

Основу единого народнохозяйственного  комплекса составляет сфера материального  производства, в которой занято 68,7 % населения от общей численности  всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности.

Отрасли народного хозяйства концентрируются  в отдельных центрах и узлах, имеющих определённый экономический  потенциал (численность населения  и трудящихся, мощности промышленности) и соединяются транспортными  системами. Сочетание взаимосвязи и взаиморазмещения этих элементов, имеющих разномасштабный экономический потенциал, представляющий собой территориальную структуру промышленности.

На территории Российской Федерации  выделяют две крупные экономические  зоны, которые делятся уже на отдельные центры и узлы:

  • Западную, включающую европейскую часть страны вместе с Уралом, для которой характерен дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая концентрация промышленного производства и преобладающее развитие отраслей обрабатывающей промышленности;
  • Восточную, включающую территорию Сибири и Дальнего Востока, которая отличается наличием больших запасов топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, слабой освоенностью территории и преобладанием отраслей добывающей промышленности.

Такое деление на крупные экономические  зоны используют при анализе и  определении перспективных территориальных  пропорций хозяйственного комплекса  страны.

Промышленные районы представляют собой крупные территории с относительно однородными природными условиями, с характерной направленностью развития производительных сил, с соответствующей сложившейся материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.

На территории России выделяют около 30 промышленных районов, из которых 2/3 расположены в Западной зоне страны. Наиболее высокая концентрация промышленных районов наблюдается на Урале — 7 (Тагильско-Качканарский, Екатеринбургский, Челябинский, Пермский, Верхне-Камский, Южно-Башкирский и Орско-Халиловский), в Центре — 4 (Московский, Тульско-Новомосковский, Брянско-Людиновский и Ивановский) и на севере Поволжья (Самарский, Нижнекамский, Южно-Татарский). На востоке страны промышленные районы в основном расположены в зоне Транссибирской магистрали — Кузнецкий в Западной Сибири, Иркутско-Черемховский в Восточной Сибири, Южно-Якутский и Южно-Приморский на Дальнем Востоке. Для Крайнего Севера характерно очаговое размещение промышленных районов — Кольский на Европейском Севере, Среднеобский и Нижнеобский в Западной Сибири, Норильский в Восточной Сибири. Специализация хозяйства каждого промышленного района отражает направление развития экономики района, на территории которого он находится.

В этой работе мы рассмотрели отраслевое деление и положение основных предприятий Пермского края на внутреннем и мировом рынках.

2.1 Особенности  и структура

Промышленная стратегия Пермского  края исходит из двух крупных комплексов отраслей, требующих различного подхода:

1. Экспортноориентированные, главным  образом, сырьевые отрасли, играющие  ведущую роль в торговом и платежном балансе страны, способные не только к саморазвитию, но и к тому, чтобы стать своеобразным локомотивом для вытаскивания и развития всей промышленности. Конечно, и у этих отраслей имеются серьезные проблемы, связанные с сокращением добычи, выработкой пластов, необходимостью замены оборудования и проведением перспективных геологоразведочных работ. Но в принципе эти проблемы могут быть решены посредством изменения режима функционирования и системы налогообложения.

2. Отрасли, в основном ориентированные на внутренний рынок, так называемые отрасли средневысокой, средненизкой и низкой наукоемкости: традиционные для России легкая, пищевая промышленность и основные отрасли машиностроения. Следует отметить, что эти отрасли неоднородны и внутри них всегда можно выделить экспортную составляющую - это, например, станкостроение, текстильные изделия. В тоже время имеются и традиционно отсталые отрасли, например, текстильная промышленность, которые слабо конкурентны даже для внутреннего рынка, как. Определяющей стратегией развития для этих отраслей является либо диффузия (передача) передовых технологий из наукоемких отраслей, либо догоняющая модернизация, путь, который прошли многие латиноамериканские и азиатские страны, - покупка лицензий, ввоз импортного оборудования, создание совместных предприятий и филиалов инофирм. Развертыванию процесса мешает отсутствие средств для внутренних инвестиций и узость внутреннего рынка. Высокий уровень налогообложения, политическая и экономическая нестабильность отпугивают иностранных инвесторов.

Информация о работе Инструменты поддержки промышленности Пермского края