Инвестиции в реальный сектор экономики (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования – комплексный анализ инвестиций в реальный сектор экономики. Задачи, решаемые в ходе научного исследования - анализ существующей ситуации в данной сфере, выявление основных проблем ее развития, а также поиск путей интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона. Основным выводом, полученным в результате проведенного исследования, является то, что инвестиции в реальный сектор экономики являются очень важным фактором развития экономики региона в целом, и при уделении недостаточного внимания данному вопросу со стороны органов власти может повлечь за собой серьезные последствия для экономики региона в целом.

Содержание работы

Реферат . . . . . . . . . . стр. 2.
Введение . . . . . . . . . стр. 4.
Глава 1. Инвестиции в реальный сектор экономики. . . стр. 5- 12.
Понятие и виды инвестиций. . . . . . стр. 5- 8.
Нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности.
. . . . . . . . . . стр. 8- 11.
Регулирование инвестиционной деятельности. . . стр. 12.
Глава 2. Инвестиции в реальный сектор экономики в Нижегородской области. . . . . . . . . . стр. 13- 23.
2.1. Анализ инвестиционной привлекательности региона. . стр. 13- 16.
Анализ общего состояния инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики Нижегородской области. . . . . стр. 16- 21.
Проблемы инвестиционной деятельности. . . . стр. 21- 23.
Глава 3. Основные направления и пути интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе Нижегородской области. . стр. 24- 28.
Основные направления и перспективы инвестиций в реальный сектор экономики Нижегородской области. . . . . стр. 24- 27.
Возможные пути интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики Нижегородской области. . . . стр. 27- 28.
Заключение . . . . . . . . . стр. 29.
Список литературы. . . . . . . . стр. 30.
Приложение . . . . . . . . . стр. 31- 35.

Файлы: 1 файл

Курсовик Региональная экономика.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

В данной классификации  главным критерием разграничения является субъект инвестирования — инвестор и его статус, а не источник денежных средств.

По характеру  участия владельцев средств, вкладываемых в реализацию инвестиционных проектов, инвестиции могут быть прямыми или опосредованными (косвенными).

К прямым инвестициям относятся непосредственные вложения финансовых средств и других капиталов инвесторами — участниками реализации инвестиционных проектов.

К косвенным инвестициям относятся привлекаемые свободные средства граждан, предприятий, организаций путем выпуска и продажи акций, гарантийных сертификатов, других ценных бумаг.

В зависимости  от продолжительности периода инвестирования различают долгосрочные и краткосрочные инвестиции

Обратим внимание на реальные инвестиции. 

Итак, осуществление реальных инвестиций характеризуется рядом особенностей, основными из которых являются:

1. Реальное инвестирование  является главной формой реализации  стратегии экономического развития  предприятия. 

Основная цель этого  развития обеспечивается осуществлением высокоэффективных реальных инвестиционных проектов, а сам процесс стратегического развития предприятия представляет собой не что иное, как совокупность реализуемых во времени этих инвестиционных проектов. Именно эта форма инвестирования позволяет предприятию успешно проникать на новые товарные и региональные рынки, обеспечивать постоянное возрастание своей рыночной стоимости. 

2. Реальные инвестиции обеспечивают, как привило, более высокий уровень рентабельности в сравнении с финансовыми инвестициями.

Эта способность генерировать большую норму прибыли является одним из побудительных мотивов к предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики.

3. Реальные инвестиции подвержены высокому уровню риска морального старения.

Этот риск сопровождает инвестиционную деятельность, как на стадии реализации реальных инвестиционных проектов, так и на стадии постинвестиционной их эксплуатации. Стремительный технологический прогресс сформировал тенденцию к увеличению уровня этого риска в процессе реального инвестирования.

4. Реальные инвестиции имеют высокую степень противоинфляционной защиты.

Опыт показывает, что  в условиях инфляционной экономики  темпы роста цен на многие объекты  реального инвестирования не только соответствуют, но о многих случая даже обгоняют темпы роста инфляции, реализуя ажиотажный инфляционный спрос предпринимателей  на материализованные объекты предпринимательской деятельности.

5. Реальные инвестиции являются наименее ликвидными.

Это связано с узкоцелевой направленностью  большинства форм этих инвестиций, практически не имеющих в незавершенном виде альтернативного хозяйственного применения.

 

 

 

Основными формами  реального инвестирования являются:

  • Приобретение целостных имущественных комплексов

Представляет собой  инвестиционную операцию крупных предприятий, обеспечивающих отраслевую, товарную или региональную диверсификацию их деятельности.

  • Новое строительство

Представляет собой  инвестиционную операцию, связанную  со строительством нового объекта с  законченным технологическим циклом.

  • Перепрофилирование

Представляет собой  инвестиционную операцию, обеспечивающую полную смену технологий производственного  процесса для выпуска новой продукции.

  • Реконструкция

Представляет собой  инвестиционную операцию, связанную  с существенным преобразованием  всего производственного процесса на основе современных научно-технических достижений.

  • Модернизация

Представляет собой  инвестиционную операцию, связанную  с совершенствованием и приведением  активной части производственных основных средств в состояние, соответствующее современному уровню осуществления технологических процессов, путем конструктивных изменений основного парка средств, используемых предприятием в операционной деятельности.

  • Обновление отдельных видов оборудования

Операция, связанная с заменой (в связи с физическим износом) или дополнением (в связи с ростом объемов деятельности или необходимостью повышения производительности труда) имеющегося парка оборудования отдельными новыми их видами, не меняющим общей схемы осуществления технологического процесса.

  • Инновационное инвестирование в нематериальные активы

Представляет собой  инвестиционную операцию, направленную на использование в операционной и других видах деятельности предприятия  новых научных и технологических  знаний в целях достижения коммерческого  успеха путем приобретения готовой научно-технической продукции и других прав или путем разработки научно-технической продукции на предприятии или по его заказу.

  • Инвестирование прироста запасов материальных оборотных активов

Представляет собой  инвестиционную операцию, направленную на расширение объема используемых оборотных активов предприятия, обеспечивающую тем самым необходимую пропорциональность (сбалансированность) в развитии внеоборотных и оборотных операционных активов в результате осуществления инвестиционной деятельности.

Выбор конкретных форм реального  инвестирования неизбежно определяется потенциалом формирования инвестиционных ресурсов.

Что же касается непосредственно  темы курсовой работы, то инвестиции в  реальный сектор будем рассматривать  как суммарный поток инвестиционных средств в отрасли данного сектора экономики.

 

    1. Нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности.

 

Экономика не может нормально  функционировать без инвестиций. Ни одному из действующих до сих  пор правительств не удалось превратить в экономический рост ту стабильность в области валютной и ценовой политики, которая была достигнута (особенно в 1996 - 1997 гг.), и обеспечить для российской экономики жизненно необходимый приток капитала.

Корректные, стабильные и предсказуемые рамочные условия на микроэкономическом уровне должны позволить инвестору надежно и, хотя бы на среднесрочную перспективу, предсказуемо, с прибылью вкладывать свой капитал.

Зарубежные инвесторы  сталкиваются в РФ с множеством препятствий, которые связаны, прежде всего, с характером российской правовой системы и реализацией российского права в административной практике.

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой  страны, является существующая система  законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Действующие законодательные и подзаконные акты, составляющие общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности, можно классифицировать по законодательному уровню. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

В первую группу входят федеральные законодательные и подзаконные акты, устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории РФ отечественных и зарубежных инвесторов.

К таким актам относятся, прежде всего, Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О соглашениях о разделе продукции» и некоторые другие законодательные акты, а также правовые акты Президента РФ (например, Указы «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» и др.), правовые акты Правительства РФ (например, постановления «Об утверждении Положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений», «О порядке определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд» и др.) и отдельные ведомственные нормативные акты Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ и т.д.

 Основу российского  законодательства в области инвестиций  составляют следующие нормативные  акты:

  • Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999.
  • Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991.
  • Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999.
  • Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12 1995.
  • Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.03.1993.
  • Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» от 25.01.1995.
  • Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997.
  • Постановление правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» от 29.09.1994 ( в ред. от 20.08.1997).

Регулирование на национальном, внутригосударственном уровне тесно  связано с регулированием на международном уровне. Поэтому наряду с внутренним инвестиционным законодательством иностранные инвестиции регулируются также через заключение международных договоров. По данным центра ООН по транснациональным корпорациям, по состоянию на 31 декабря 1997г. было заключено 265 международных договоров по вопросам инвестиций. Нормы международных договоров пользуются приоритетом перед нормами внутреннего законодательства. В ст.5 закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» закреплено положение, что «если международным договором, действующим на территории РСФСР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РСФСР, применяются правила международного договора».

Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений могут быть двусторонними и многосторонними (примером является Сеульская конвенция). Наряду с определением понятия инвестиций такие соглашения включают четыре основные обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся государства обязуются создавать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственно переводить свои доходы. Государства соглашаются также на рассмотрение споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международном арбитраже.

Ко второй группе относятся  законодательные акты регионального  уровня. Основными являются:

    1. Закон Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» от 16.12.2004 г.
    2. Постановление правительства Нижегородской области «О порядке заключения, регистрации, ведения учета и контроля за ходом реализации инвестиционных соглашений» от 10.06.2002.
    3. Положение о порядке заключения, регистрации, ведения учета и контроля

за ходом реализации инвестиционных соглашений от 10.06.2002.

Правовая государственность  и правовая защита:

  1. Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.
  • Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.
  • Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.
  • Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются. В связи с этим было бы целесообразно в рамках законотворческого процесса выслушивать мнение всех экономических групп, интересы которых затрагивают законопроекты, и на основе этой дискуссии принимать решение.

Информация о работе Инвестиции в реальный сектор экономики (на примере Нижегородской области)