Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа
Цель научного исследования – комплексный анализ инвестиций в реальный сектор экономики. Задачи, решаемые в ходе научного исследования - анализ существующей ситуации в данной сфере, выявление основных проблем ее развития, а также поиск путей интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона. Основным выводом, полученным в результате проведенного исследования, является то, что инвестиции в реальный сектор экономики являются очень важным фактором развития экономики региона в целом, и при уделении недостаточного внимания данному вопросу со стороны органов власти может повлечь за собой серьезные последствия для экономики региона в целом.
Реферат . . . . . . . . . . стр. 2.
Введение . . . . . . . . . стр. 4.
Глава 1. Инвестиции в реальный сектор экономики. . . стр. 5- 12.
Понятие и виды инвестиций. . . . . . стр. 5- 8.
Нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности.
. . . . . . . . . . стр. 8- 11.
Регулирование инвестиционной деятельности. . . стр. 12.
Глава 2. Инвестиции в реальный сектор экономики в Нижегородской области. . . . . . . . . . стр. 13- 23.
2.1. Анализ инвестиционной привлекательности региона. . стр. 13- 16.
Анализ общего состояния инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики Нижегородской области. . . . . стр. 16- 21.
Проблемы инвестиционной деятельности. . . . стр. 21- 23.
Глава 3. Основные направления и пути интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе Нижегородской области. . стр. 24- 28.
Основные направления и перспективы инвестиций в реальный сектор экономики Нижегородской области. . . . . стр. 24- 27.
Возможные пути интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики Нижегородской области. . . . стр. 27- 28.
Заключение . . . . . . . . . стр. 29.
Список литературы. . . . . . . . стр. 30.
Приложение . . . . . . . . . стр. 31- 35.
Реализация этих мер
позволит в значительной степени
интенсифицировать
Кроме того, на федеральном уровне важно понимание проблем нашего региона и содействие в их решении, так как это и в интересах федерального центра.
Что же касается банковского сектора и возможности кредитования как малого бизнеса (кредиты start up), так и крупных промышленных предприятий, то в данной сфере наметилась положительные тенденции: приход «длинных» денег как со стороны банковского сектора (российского и зарубежного), так и со стороны прочих финансовых организаций, кроме того, намечается снижение процентных ставок (а со вступлением России в ВТО нашим банкам придется конкурировать с иностранными организациями, что должно привести к их снижению) заемные средства станут более доступны для промышленных предприятий и будут меньше их средней рентабельности.
Необходимо поощрять тенденцию перелива капитала из добывающих отраслей в обрабатывающие, с тем, чтобы изменить структуру экономики России в целом.
Кроме того, необходимо упорядочить систему законодательства в сфере инвестиционной деятельности и продумать возможную оптимизацию налогового законодательства с учетом интересов инвесторов.
Наша область обладает значительным потенциалом нужно только дать ему раскрыться, причем раскрыться в правильном направлении, иначе в погоне за краткосрочным улучшением экономических показателей можно проиграть в стратегическом плане.
Заключение.
После проведенного анализа, хотелось бы отметить следующее: уже у всех успели укорениться общие рекомендации по стимулированию инвестиционной деятельности, даже у региональных властей, в настоящее время начинает проводиться достаточно активная инвестиционная политика в Нижегородской области, что уже сказывается на экономических показателях. Ни для кого не секрет, что необходимо развивать наукоемкие отрасли и инновационную сферу в экономике, и, как свидетельствуют представленные данные, определенные подвижки существуют уже сейчас, но пока что основная часть из планируемых мероприятий существует только на бумаге и объемы финансирования программ инвестиционного развития крайне не достаточны, к тому же возникают вопросы по поводу стратегических направлений развития.
На мой взгляд, целесообразность двух основных подходов, изложенных в «Стратегическом плане социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года» не так уж и очевидна. Во-первых, создание кластерной системы на базе автомобильной промышленности либо затребует огромного количества ресурсов, которое ни бюджет, ни предприниматели предоставить не в состоянии, в том случае если будет предпринята попытка создания действительно конкурентоспособной и перспективной отрасли, либо не будет иметь должного эффекта при частичной модернизации ее структуры. Во-вторых, социальная направленность данного плана носит либо чисто идеологический характер, либо подразумевает увеличение доли социальных расходов в структуре бюджета региона. Как уже было отмечено ранее, рост экономического благосостояния возможен лишь за счет повышения эффективности экономики и увеличения ВРП. В виду того, что перераспределением доходов занимается федеральная власть, увеличение затрат на социальную политику приведет лишь к увеличению объема социальных трансфертов. Хотя в плане стратегического развития и упоминается о проведении эффективной политики занятости, но это возможно лишь при наличии рабочих мест.
Вышеизложенное ни в коем случае не говорит о том, что не нужно инвестировать в автопром или уделять внимание социальным вопросам, оно лишь отмечает, что нецелесообразно формировать кластерную систему вокруг предприятий автомобильной промышленности в том виде, в котором они находятся на данный момент, и о том, что социальные вопросы можно решать и другим путем, то есть через развитие всей экономики в целом.
Мне кажется, что необходимо избегать догоняющей стратегии развития, так как она не приведет к бурному экономическому росту, а также не стоит идти на поводу у интересов крупного бизнеса, так как его интересы зачастую не сходятся с интересами населения и государства.
В заключение хотелось
бы добавить, что в России существует
традиционно большая доля
Список литературы.
Приложение.
Приложение 1.
Таблица 2. Характеристика общего объема инвестиций в основной капитал и структура источников финансирования.
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. |
10852 |
15383 |
18218 |
27593 |
33343 |
48492.3 |
Из них: |
||||||
собственные средства предприятий, % |
63,8 |
58,78 |
66,64 |
58,5 |
61,3 |
59,4 |
привлеченные,% |
36,2 |
41,22 |
33,36 |
41,5 |
38,7 |
40,6 |
из них: |
||||||
бюджетные, % |
49 |
59,2 |
53,17 |
17 |
33 |
|
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году), % |
85.9 |
106.3 |
114.1 |
134.5 |
90.2 |
97.3 |
По
данным Нижегородского областного комитета
государственной статистики
Приложение 2.
Таблица 3. Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики Нижегородской области (в % к общему итогу).
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Инвестиции в основной капитал - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Из них: |
|||||
в том числе по |
|||||
отраслям экономики: | |||||
промышленность |
31,7 |
38,5 |
42,3 |
37,3 |
41,1 |
из нее: |
|||||
топливно-энергетическая промышленность (до 2003 г.) |
5,6 |
16,1 |
7,7 |
||
электроэнергетика |
2,5 |
4 | |||
топливная промышленность |
10,7 |
6,7 | |||
черная металлургия |
4,5 |
11,2 | |||
химическая
и нефтехимическая |
3,7 |
3,9 |
2,8 |
2,7 |
7,8 |
машиностроение и металлообработка |
16,1 |
11,2 |
8,5 |
10,5 |
|
стекольная промышленность |
4,2 |
4,9 |
9,3 |
||
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
4,5 |
||||
пищевая промышленность |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,6 |
|
сельское хозяйство |
4,5 |
6,6 |
5 |
3,9 |
3,9 |
строительство |
2,9 |
||||
транспорт |
19,4 |
22,3 |
16,9 |
14,6 |
14,9 |
связь |
3,5 |
7 |
8,6 |
8,8 | |
жилищно-коммунальное хозяйство |
16,7 |
14,4 |
11,6 |
9,9 |
9,5 |
наука и научное обслуживание |
4,7 |
4,8 |
5,2 |
4,8 |
8,5 |
По данным Нижегородского областного комитета государственной статистики
Приложение 3.
Таблица 4. Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики РФ (в процентах к итогу).
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
20041) | |
Инвестиции в основной капитал - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе
по |
|||||
промышленность |
38,5 |
38,7 |
37,2 |
36,4 |
41,0 |
из нее: |
|||||
электроэнергетика |
3,7 |
3,6 |
4,2 |
4,4 |
5,6 |
топливная промышленность |
18,5 |
19,2 |
16,8 |
16,0 |
17,8 |
нефтедобывающая |
11,6 |
12,7 |
10,6 |
9,7 |
9,7 |
нефтеперерабатывающая |
1,8 |
1,7 |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
газовая |
4,3 |
3,9 |
3,7 |
4,3 |
5,1 |
угольная |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
1,1 |
черная металлургия |
2,0 |
2,1 |
1,6 |
1,7 |
3,5 |
цветная металлургия |
2,8 |
3,0 |
2,7 |
2,5 |
2,8 |
химическая и
нефтехимическая |
1,6 |
1,8 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
машиностроение
и металлообработка (без |
2,9 |
2,9 |
3,1 |
3,1 |
3,0 |
лесная, деревообрабатывающая
и |
1,5 |
1,1 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
промышленность строительных материалов |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
легкая промышленность |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
пищевая промышленность |
3,6 |
3,2 |
3,8 |
3,6 |
3,1 |
мукомольно-крупяная
и комбикормовая |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
сельское хозяйство |
2,7 |
3,9 |
4,4 |
4,0 |
3,1 |
лесное хозяйство |
0,1 |
0,1 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
строительство |
3,9 |
3,8 |
4,6 |
4,3 |
3,3 |
транспорт |
21,1 |
20,7 |
17,2 |
18,4 |
20,2 |
связь |
2,6 |
2,9 |
3,4 |
4,8 |
6,5 |
торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения |
2,8 |
3,0 |
3,7 |
4,2 |
2,6 |
заготовки |
0,04 |
0,04 |
0,05 |
0,07 |
0,1 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
18,0 |
16,5 |
18,7 |
16,9 |
12,1 |
в том числе: |
|||||
жилищное хозяйство |
11,6 |
11,1 |
13,7 |
13,2 |
8,4 |
коммунальное хозяйство |
6,4 |
5,4 |
5,0 |
3,7 |
3,7 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
2,9 |
2,8 |
2,3 |
2,5 |
2,7 |
образование |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,7 |
культура и искусство |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
1,1 |
1,1 |
наука и научное обслуживание |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
0,8 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
управление |
1,4 |
1,4 |
2,0 |
1,9 |
2,2 |
По данным комитета государственной статистики
Приложение 4.
Таблица 5. Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики Нижегородской области (в млн. руб.).
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
топливно-энергетическая промышленность (до 2003 г.) |
724,66 |
1066,98 |
1420,2 |
||
электроэнергетика |
636,4 |
1473,85 | |||
топливная промышленность |
2729,4 |
2468,7 | |||
черная металлургия |
1145,52 |
4126,77 | |||
химическая и нефтехимическая промышленность |
473,01 |
579,48 |
517,8 |
699,8 |
2874 |
машиностроение и металлообработка |
2066,98 |
1669 |
1570,2 |
2684,8 |
|
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
1151,6 |
||||
стекольная промышленность |
541,32 |
725,51 |
1721,8 |
||
пищевая промышленность |
630,57 |
630,57 |
892,8 |
1169,1 |
|
сельское хозяйство |
573,26 |
991,41 |
917,1 |
1000,6 |
1437 |
строительство |
750,2 |
||||
транспорт |
2487,45 |
3328,41 |
3121,9 |
3712,1 |
5508 |
связь |
525,7 |
1288,2 |
2185,6 |
3242,5 | |
жилищно-коммунальное хозяйство |
2137,82 |
2152,34 |
2149,8 |
2527,9 |
3500,4 |
наука и научное обслуживание |
602,42 |
720 |
965 |
1230,2 |
3131,9 |
Информация о работе Инвестиции в реальный сектор экономики (на примере Нижегородской области)