Инвестиции в реальный сектор экономики (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования – комплексный анализ инвестиций в реальный сектор экономики. Задачи, решаемые в ходе научного исследования - анализ существующей ситуации в данной сфере, выявление основных проблем ее развития, а также поиск путей интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона. Основным выводом, полученным в результате проведенного исследования, является то, что инвестиции в реальный сектор экономики являются очень важным фактором развития экономики региона в целом, и при уделении недостаточного внимания данному вопросу со стороны органов власти может повлечь за собой серьезные последствия для экономики региона в целом.

Содержание работы

Реферат . . . . . . . . . . стр. 2.
Введение . . . . . . . . . стр. 4.
Глава 1. Инвестиции в реальный сектор экономики. . . стр. 5- 12.
Понятие и виды инвестиций. . . . . . стр. 5- 8.
Нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности.
. . . . . . . . . . стр. 8- 11.
Регулирование инвестиционной деятельности. . . стр. 12.
Глава 2. Инвестиции в реальный сектор экономики в Нижегородской области. . . . . . . . . . стр. 13- 23.
2.1. Анализ инвестиционной привлекательности региона. . стр. 13- 16.
Анализ общего состояния инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики Нижегородской области. . . . . стр. 16- 21.
Проблемы инвестиционной деятельности. . . . стр. 21- 23.
Глава 3. Основные направления и пути интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе Нижегородской области. . стр. 24- 28.
Основные направления и перспективы инвестиций в реальный сектор экономики Нижегородской области. . . . . стр. 24- 27.
Возможные пути интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики Нижегородской области. . . . стр. 27- 28.
Заключение . . . . . . . . . стр. 29.
Список литературы. . . . . . . . стр. 30.
Приложение . . . . . . . . . стр. 31- 35.

Файлы: 1 файл

Курсовик Региональная экономика.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

Реализация этих мер  позволит в значительной степени  интенсифицировать инвестиционную деятельность в регионе, что отразиться и на общих экономических показателях, а, соответственно, повысит и уровень  жизни населения. По моему мнению, первоочередным является обеспечение экономического роста, а через него уже и уровня благосостояния всего населения. Нельзя просто увеличивать объем трансфертов государства населению, это приведет лишь к незначительному увеличению спроса, к тому же, большую часть из которого будут удовлетворять зарубежные производители.

Кроме того, на федеральном  уровне важно понимание проблем  нашего региона и содействие в  их решении, так как это и в  интересах федерального центра.

Что же касается банковского сектора и возможности кредитования как малого бизнеса (кредиты start up), так и крупных промышленных предприятий, то в данной сфере наметилась положительные тенденции: приход «длинных» денег как со стороны банковского сектора (российского и зарубежного), так и со стороны прочих финансовых организаций, кроме того, намечается снижение процентных ставок (а со вступлением России в ВТО нашим банкам придется конкурировать с иностранными организациями, что должно привести к их снижению) заемные средства станут более доступны для промышленных предприятий и будут меньше их средней рентабельности.

Необходимо поощрять тенденцию перелива капитала из добывающих отраслей в обрабатывающие, с тем, чтобы изменить структуру экономики  России в целом.

Кроме того, необходимо упорядочить систему законодательства в сфере инвестиционной деятельности и продумать возможную оптимизацию налогового законодательства с учетом интересов инвесторов.

Наша область обладает значительным потенциалом нужно  только дать ему раскрыться, причем раскрыться в правильном направлении, иначе в погоне за краткосрочным улучшением экономических показателей можно проиграть в стратегическом плане.

 

Заключение.

 

После проведенного анализа, хотелось бы отметить следующее: уже  у всех успели укорениться общие рекомендации по стимулированию инвестиционной деятельности, даже у региональных властей, в настоящее время начинает проводиться достаточно активная инвестиционная политика в Нижегородской области, что уже сказывается на экономических показателях. Ни для кого не секрет, что необходимо развивать наукоемкие отрасли и инновационную сферу в экономике, и, как свидетельствуют представленные данные, определенные подвижки существуют уже сейчас, но пока что основная часть из планируемых мероприятий существует только на бумаге и объемы финансирования программ инвестиционного развития крайне не достаточны, к тому же возникают вопросы по поводу стратегических направлений развития.

На мой взгляд, целесообразность двух основных подходов, изложенных в  «Стратегическом плане социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года» не так уж и очевидна. Во-первых, создание кластерной системы на базе автомобильной промышленности либо затребует огромного количества ресурсов, которое ни бюджет, ни предприниматели предоставить не в состоянии, в том случае если будет предпринята попытка создания действительно конкурентоспособной и перспективной отрасли, либо не будет иметь должного эффекта при частичной модернизации ее структуры. Во-вторых, социальная направленность данного плана носит либо чисто идеологический характер, либо подразумевает увеличение доли социальных расходов в структуре бюджета региона. Как уже было отмечено ранее, рост экономического благосостояния возможен лишь за счет повышения эффективности экономики и увеличения ВРП. В виду того, что перераспределением доходов занимается федеральная власть, увеличение затрат на социальную политику приведет лишь к увеличению объема социальных трансфертов. Хотя в плане стратегического развития и упоминается о проведении эффективной политики занятости, но это возможно лишь при наличии рабочих мест.

Вышеизложенное ни в  коем случае не говорит о том, что  не нужно инвестировать в автопром или уделять внимание социальным вопросам, оно лишь отмечает, что  нецелесообразно формировать кластерную систему вокруг предприятий автомобильной промышленности в том виде, в котором они находятся на данный момент, и о том, что социальные вопросы можно решать и другим путем, то есть через развитие всей экономики в целом.

Мне кажется, что необходимо избегать догоняющей стратегии развития, так как она не приведет к бурному экономическому росту, а также не стоит идти на поводу у интересов крупного бизнеса, так как его интересы зачастую не сходятся с интересами населения и государства.

 В заключение хотелось  бы добавить, что в России существует  традиционно большая доля государства  в экономике, и в настоящее время у государства есть определенные ресурсы для осуществления крупномасштабных проектов, хотелось бы, чтобы данные ресурсы не были распылены на решения бесчисленных проблем российской экономики, а сконцентрировались в определенном направлении, так как лишь только в этом случае можно получить желаемый результат. Возможно, принятие данного решения будет поворотной точкой в развитии нашей страны.

 

Список литературы.

 

  1. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в ред. Федерального закона от 19.06.95 N 89-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ) от 26.06.1991.
  2. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999.
  3. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999.
  4. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12 1995.
  5. Постановление правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» от 29.09.1994 ( в ред. от 20.08.1997).
  6. Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997.
  7. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» от 25.01.1995.
  8. Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.03.1993.
  9. Закон Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» от 16.12.2004 г.
  10. Постановление правительства Нижегородской области «О порядке заключения, регистрации, ведения учета и контроля за ходом реализации инвестиционных соглашений» от 10.06.2002.
  11. Положение о порядке заключения, регистрации, ведения учета и контроля за ходом реализации инвестиционных соглашений от 10.06.2002.
  12. Стратегический план социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года.
  13. Правовая база «Консультант».
  14. Василевский З. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2003-2004 годы // Эксперт.- 2004.-  №45.
  15. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  16. Благодатин А.А. и др. Финансовый словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  17. Бункина М. К., Семенов А. М., Семенов А. М. Макроэкономика. –М., 2003.
  18. Сергеев И.В, Вертенникова И.И., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. - М.: «Финансы и статистика», 2003
  19. Серов В.М. Инвестиционный менеджмент. - М., 2000.
  20. Сайт правительства Нижегородской области: www.goverment.nnov.ru.
  21. Сайт Федеральной службы государственной статистики: www.fsgs.ru.
  22. Сайт территориального управления федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области: www.nizhstat.sinn.ru.
  23. Сайт «Инвестиционные возможности России»: www.ivr.ru.
  24. Сайт «Инвестиции в Нижегородской области»: www.invest.vnn.ru.

 

 

 

Приложение.

 

Приложение 1.

Таблица 2. Характеристика общего объема инвестиций в основной капитал и структура источников финансирования.

Показатели

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб.

10852

15383

18218

27593

33343

48492.3

Из них:

           

собственные средства предприятий, %

63,8

58,78

66,64

58,5

61,3

59,4

привлеченные,%

36,2

41,22

33,36

41,5

38,7

40,6

 из них:

           

   бюджетные, %

49

59,2

53,17

17

33

 

Индекс физического  объема инвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году), %

85.9

106.3

114.1

134.5

90.2

97.3


По  данным Нижегородского областного комитета государственной статистики  
Приложение 2.

Таблица 3. Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики  Нижегородской области (в % к общему итогу).

 

2000

2001

2002

2003

2004

Инвестиции в основной капитал - всего

100

100

100

100

100

Из них:

         

в том числе по

         

отраслям экономики:

промышленность

31,7

38,5

42,3

37,3

41,1

из нее:

         

 топливно-энергетическая  промышленность (до 2003 г.)

5,6

16,1

7,7

   

 электроэнергетика

     

2,5

4

топливная промышленность

     

10,7

6,7

черная металлургия

     

4,5 

11,2

химическая  и нефтехимическая промышленность

3,7

3,9

2,8

2,7

7,8

машиностроение  и металлообработка

16,1

11,2

8,5

10,5

 

 стекольная  промышленность

4,2

4,9

9,3

   

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

     

4,5

 

пищевая промышленность

4,9

4,9

4,8

4,6

 

сельское хозяйство

4,5

6,6

5

3,9

3,9

строительство

     

2,9

 

транспорт

19,4

22,3

16,9

14,6

14,9

связь

 

3,5

7

8,6

8,8

жилищно-коммунальное хозяйство

16,7

14,4

11,6

9,9

9,5

наука и научное обслуживание

4,7

4,8

5,2

4,8

8,5


По  данным Нижегородского областного комитета государственной статистики

 

Приложение 3.

Таблица 4. Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики РФ (в процентах к итогу).

 

2000

2001

2002

2003

20041)

Инвестиции  в основной капитал - всего

100

100

100

100

100

в том числе  по  
отраслям экономики:

         

промышленность

38,5

38,7

37,2

36,4

41,0

из нее:

         

электроэнергетика

3,7

3,6

4,2

4,4

5,6

топливная промышленность

18,5

19,2

16,8

16,0

17,8

нефтедобывающая

11,6

12,7

10,6

9,7

9,7

нефтеперерабатывающая

1,8

1,7

1,5

1,4

1,5

газовая

4,3

3,9

3,7

4,3

5,1

угольная

0,8

0,8

0,8

0,6

1,1

черная металлургия

2,0

2,1

1,6

1,7

3,5

цветная металлургия

2,8

3,0

2,7

2,5

2,8

химическая и  нефтехимическая  
       промышленность (без химико-фармацевтической)

1,6

1,8

1,6

1,7

1,8

машиностроение  и металлообработка (без 
       промышленности медицинской техники)

2,9

2,9

3,1

3,1

3,0

лесная, деревообрабатывающая и 
       целлюлозно-бумажная промышленность

1,5

1,1

1,4

1,5

1,4

промышленность  строительных материалов

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

легкая промышленность

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

пищевая промышленность

3,6

3,2

3,8

3,6

3,1

мукомольно-крупяная и комбикормовая        промышленность

0,3

0,2

0,2

0,1

0,1

сельское хозяйство

2,7

3,9

4,4

4,0

3,1

лесное хозяйство

0,1

0,1

0,03

0,03

0,03

строительство

3,9

3,8

4,6

4,3

3,3

транспорт

21,1

20,7

17,2

18,4

20,2

связь

2,6

2,9

3,4

4,8

6,5

торговля и  общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

2,8

3,0

3,7

4,2

2,6

заготовки

0,04

0,04

0,05

0,07

0,1

жилищно-коммунальное хозяйство

18,0

16,5

18,7

16,9

12,1

в том числе:

         

жилищное хозяйство

11,6

11,1

13,7

13,2

8,4

коммунальное  хозяйство

6,4

5,4

5,0

3,7

3,7

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

2,9

2,8

2,3

2,5

2,7

образование

1,4

1,5

1,5

1,4

1,7

культура и  искусство

0,6

0,7

0,8

1,1

1,1

наука и научное  обслуживание

0,5

0,6

0,7

0,7

0,8

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

0,8

0,8

1,0

1,2

1,4

управление

1,4

1,4

2,0

1,9

2,2


По  данным комитета государственной статистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Таблица 5. Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики Нижегородской области (в млн. руб.).

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

топливно-энергетическая промышленность (до 2003 г.)

724,66

1066,98

1420,2

   

электроэнергетика

     

636,4

1473,85

топливная промышленность

     

2729,4

2468,7

черная металлургия

     

1145,52

4126,77

химическая и  нефтехимическая промышленность

473,01

579,48

517,8

699,8

2874

машиностроение  и металлообработка

2066,98

1669

1570,2

2684,8

 

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

     

1151,6

 

стекольная промышленность

541,32

725,51

1721,8

   

пищевая промышленность

630,57

630,57

892,8

1169,1

 

сельское хозяйство

573,26

991,41

917,1

1000,6

1437

строительство

     

750,2

 

транспорт

2487,45

3328,41

3121,9

3712,1

5508

связь

 

525,7

1288,2

2185,6

3242,5

жилищно-коммунальное хозяйство

2137,82

2152,34

2149,8

2527,9

3500,4

наука и научное  обслуживание

602,42

720

965

1230,2

3131,9

Информация о работе Инвестиции в реальный сектор экономики (на примере Нижегородской области)