Инвестиции в реальный сектор экономики (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования – комплексный анализ инвестиций в реальный сектор экономики. Задачи, решаемые в ходе научного исследования - анализ существующей ситуации в данной сфере, выявление основных проблем ее развития, а также поиск путей интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона. Основным выводом, полученным в результате проведенного исследования, является то, что инвестиции в реальный сектор экономики являются очень важным фактором развития экономики региона в целом, и при уделении недостаточного внимания данному вопросу со стороны органов власти может повлечь за собой серьезные последствия для экономики региона в целом.

Содержание работы

Реферат . . . . . . . . . . стр. 2.
Введение . . . . . . . . . стр. 4.
Глава 1. Инвестиции в реальный сектор экономики. . . стр. 5- 12.
Понятие и виды инвестиций. . . . . . стр. 5- 8.
Нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности.
. . . . . . . . . . стр. 8- 11.
Регулирование инвестиционной деятельности. . . стр. 12.
Глава 2. Инвестиции в реальный сектор экономики в Нижегородской области. . . . . . . . . . стр. 13- 23.
2.1. Анализ инвестиционной привлекательности региона. . стр. 13- 16.
Анализ общего состояния инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики Нижегородской области. . . . . стр. 16- 21.
Проблемы инвестиционной деятельности. . . . стр. 21- 23.
Глава 3. Основные направления и пути интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе Нижегородской области. . стр. 24- 28.
Основные направления и перспективы инвестиций в реальный сектор экономики Нижегородской области. . . . . стр. 24- 27.
Возможные пути интенсификации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики Нижегородской области. . . . стр. 27- 28.
Заключение . . . . . . . . . стр. 29.
Список литературы. . . . . . . . стр. 30.
Приложение . . . . . . . . . стр. 31- 35.

Файлы: 1 файл

Курсовик Региональная экономика.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)
  1. Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.
  • Часто исполнительные органы не следуют законам и международным договорам, заключенным РФ. В частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является предоставление льгот иностранным инвесторам. Так, например, закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает льготы для приоритетных инвестиционных проектов, которые должны быть включены в список, утверждаемый правительством. Однако до сих пор не приняты ни соответствующий список, ни порядок включения в него инвестиционных проектов. Этим же законом значительно сокращен перечень документов, необходимых для регистрации компании. Тем не менее, регистрационные палаты продолжают применять устаревший перечень.
  • Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.
  • Еще одна причина пробуксовки инвестиционного процесса – отсутствие согласованности в деятельности различных органов. Так, Министерство финансов и министерство по налогам и сборам по-разному толкуют положения Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и ФРГ. Так, при ввозе легковых автомобилей представительствами иностранных компаний на территорию РФ налоговое управление не требует уплаты налога на приобретение транспортного средства. Таможня же отказывается оформлять такие автомобили без подтверждения об уплате налога на их покупку.
  • Иностранный инвестор, полагающий на полученную от официального органа информацию, не застрахован от того, что эти сведения не будут оставлены без внимания каким-либо другим или даже тем же самым официальным лицом.
  1. Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции. Компетентные правоохранительные органы, в частности прокуратура, даже при наличии явных подозрений не начинают расследования преступлений вообще или проводят их недостаточно эффективно. Во многих случаях чиновники сами являются соучастниками противозаконных действий. Пример тому многочисленные коммерческие информационно-консультационные центры, действующие при регистрационных палатах, где на платной основе заняты сотрудники тех же государственных органов или близкие им лица. Оформление новых офисов в принципе возможно и без этих посредников, но в этом случае регистрация затянется.
    1. Регулирование инвестиционной деятельности.

 

Как и любая сфера экономики, инвестиционная деятельность нуждается в регулировании. Существует несколько моделей проведения инвестиционной политики на национальном уровне. В России же такая модель только начинает свое формирование.

Политика государства  в данной сфере должна быть направлена в настоящее время на улучшение инвестиционного климата в стране, на привлечение иностранного капитала и на более рациональное использование собственного. Все это приведет к активизации инвестиционного процесса внутри страны. Пути и методы достижения данной цели могут быть различны.

Стоит также отметить, что инвестиционная политика региона  сильно взаимосвязана с федеральной  политикой, хотя и имеет свои особенности. Внутренние различия регионов приводят к необходимости дифференциации региональной инвестиционной политики, но, тем не менее, стратегические интересы региональных органов власти в целом схожи.

В Нижегородской области  в структуре правительства выделено специальное Министерство инвестиционной политики, которое в основном и  занимается всеми вопросами, связанными с данной сферой экономики, хотя существуют и другие министерства, так или иначе, связанные с политикой по регулированию инвестиционной деятельности (Министерство промышленности и инноваций, Министерство экономики, Министерство финансов и ряд других). Такое внимание к данным вопросам обусловлено значимостью инвестиционной деятельности для процесса экономического развития региона, и новое руководство области это осознает.

Методы по поддержанию  и стимулированию инвестиционной деятельности можно разделить на прямые и косвенные.

К прямым методам можно  отнести:

  • Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности.
  • Защита прав инвесторов.
  • Реализация региональных инвестиционных программ.
  • Конкурс на предоставление бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов.
  • Управление государственными инвестициями, государственными предприятиями (региональная власть – держатель контрольного пакета акций).
  • Осуществление лицензирования инвестиционной деятельности.
  • Разработка законопроектов по правам на недвижимость и сделки с ней, права на получения земли.

 К косвенным относятся:

  • Установление специальных налоговых режимов.
  • Предоставление налоговых кредитов (до 3-х лет, иногда освобождение на 5 лет).
  • Помощь в создании инфраструктуры для бизнеса (создание «зеленых площадок»).
  • Льготный порядок использования земельных, природных ресурсов.
  • Предоставление бюджетных кредитов, займов, гарантий, выплаты по взятым кредитам за счет государства.
  • Формирование инвестиционного рынка в регионе.

Это далеко на полный перечень методов государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности. Многие из данных методов уже применяются или только начинают применяться в нашей области. Хотя необходимо отметить, что политика в данной сфере недостаточно интенсивна, что сказывается на темпах роста инвестиций. В нашем регионе основным препятствием на пути увеличения темпов роста инвестиционной активности продолжают оставаться, как ни странно, органы власти. Сложности с оформлением различных документов (лицензий, разрешений, и т. д.) отпугивают многих потенциальных инвесторов.

 

Глава 2. Инвестиции в реальный сектор экономики в Нижегородской области.

 

2.1 Анализ инвестиционной привлекательности региона.

 

Для того чтобы оценить состояние инвестиционной деятельности в Нижегородской области, охарактеризуем инвестиционную привлекательность региона. Журнал «Эксперт» (№45, 2004г.) опубликовал результаты рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности российских регионов за 2003-2004 годы. Инвестиционный рейтинг регионов, разрабатываемый в течение последних девяти лет Рейтинговым агентством «Эксперт РА», является единственным комплексным критерием оценки деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для инвесторов, ведению бизнеса и улучшению жизненного уровня населения.

В качестве составляющих инвестиционной привлекательности  регионов России приняты две характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Регионы рассматриваются в координатах  риск-потенциал. Заданы следующие градации. Потенциал: высокий (цифровое обозначение 1), средний (2) и низкий (3). Риск: низкий (буквенное обозначение А), средний (В), высокий (С) и очень высокий (D).

Соответственно, рейтинг каждого региона обозначается цифро-буквенной комбинацией. Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп. Нижегородская область стабильно относится к категории 2В – средний потенциал - умеренный риск.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей:

  • Ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  • Трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
  • Производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
  • Инновационного (уровень развития НИОКР и их финансирования, внедрение достижений научно-технического прогресса в регионе);
  • Институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
  • Инфраструктурного (транспортно-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
  • Финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона, доходы населения региона);
  • Потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).

Ранг  каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как  доли (в процентах) в суммарном  потенциале всех 89 российских регионов.

Общий показатель потенциала или риска  рассчитывается как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммируются каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион помимо его ранга характеризуется количественной оценкой: насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион.

Инвестиционный  риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Интегральный риск складывается из семи видов риска:

  • Законодательного (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства, налоговые льготы). При расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно; 
  • Политического (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти, интенсивность несанкционированных акций протеста, уровень межэтнической напряженности в регионе, судебные иски к главам регионов, отставки и «перетряски» региональных правительств); 
  • Экономического (тенденции в экономическом развитии региона); 
  • Финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий); 
  • Социального (уровень социальной напряженности, а также уровень бедности населения, аварийность теплосетей); 
  • Криминального (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, а также интенсивность террористических актов); 
  • Экологического (интенсивность воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также комплексная оценка существующих в регионе природно-климатических условий жизнедеятельности человека, предложенная еще в 70-е годы О. Назаревским).

Ранг  региона по каждому виду риска  определялся по значению индекса  инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, принимаемому за единицу.  

 

Таблица 1. Рейтинг инвестиционной привлекательности Нижегородской области в 1998-2004 гг.

Показатели инвестиционной привлекательности

1997-1998

1998-1999

1999-2000

2000-2001

2001-2002

2002-2003

2003-2004

Изменение рейтинга, пунктов

Интегральный рейтинг потенциала

10

9

14

9

8

7

6

+1

природно-ресурсный

76

58

58

56

53

58

57

+1

производственный

13

11

12

13

14

14

15

-1

потребительский

14

13

15

15

15

10

10

 

инфраструктурный

31

32

32

32

32

32

33

-1

трудовой

8

8

10

11

11

8

6

+2

институциональный

19

17

12

14

13

10

9

+1

инновационный

4

4

4

4

4

4

4

 

финансовый

10

10

16

16

16

14

15

-1

Интегральный  рейтинг риска

13

8

13

18

15

7

9

-2

экономический

13

19

34

49

61

43

52

-9

политический

46

33

72

83

83

80

72

+8

социальный

4

6

7

15

10

6

9

+3

экологический

32

38

31

34

37

42

18

+24

криминальный

18

34

26

25

39

11

29

-18

законодательный

74

70

49

48

37

36

2

+34

финансовый

1

26

20

13

14

13

16

+3

Инвестиционный климат

 

Информация о работе Инвестиции в реальный сектор экономики (на примере Нижегородской области)