Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:19, курсовая работа
Весь период развития сельского хозяйства России условно можно разделить на 12 этапов: 5 этапов до советской власти, 6 этапов в советский период, одна постсоветская реформа. Анализируя их, нельзя не заметить, что большая часть реформ не учитывала интересы российского крестьянства. В итоге это приводило к обнищанию селян, ослаблению государства, к росту социальной напряженности в обществе. В отдельных случаях доведенные до отчаяния крестьяне использовали активные методы протеста против политики властей. В четырех из них выступления крестьян приобрели массовый характер, что привело к организованным военным действиям: под предводительством И. И. Болотникова (1606-1607 гг.), С. Т. Разина (1670-71 гг.), Е. И. Пугачева (1773-1775 гг.), А. С. Антонова (1920-1921 гг.).
• Введение…………………………………………………………………...2
• Глава I- Аграрная реформа 1861 года…………………………………..3
1. Основные положения реформы…………………………………...3
2. Значение реформы. Итоги………………………………………...10
• Глава II- Реформа Столыпина…………………………………………...19
1. Сущность аграрной реформы Столыпина……………………….19
2. Содержание реформы……………………………………………..20
3. Причины неудач реформы………………………………………..23
• Глава III- Современные аграрные реформы……………………………25
1. Современное развитие аграрной политики……………………...25
2. Современные аграрные реформы России………………………..29
3. Итоги аграрных реформ и их значение в экономике России…...33
• Заключение……………………………………………………………….35
• Список литературы………………………………………………………
Содержание:
- Основные положения реформы…………………………………...3
- Значение реформы. Итоги………………………………………...10
- Сущность аграрной реформы Столыпина……………………….19
- Содержание реформы……………………………………………..20
- Причины неудач реформы………………………………………..23
- Современное развитие аграрной политики……………………...25
- Современные аграрные реформы России………………………..29
- Итоги аграрных реформ и их значение в экономике России…...33
Введение
На протяжении сотен лет российское село претерпело множество перемен. Их анализ свидетельствует о том, что большинство из них, прежде всего, затрагивало систему управления отрасли. Каждый раз успех реформ определялся тем, насколько позитивными были предусмотренные ими изменения.
Весь период развития сельского хозяйства России условно можно разделить на 12 этапов: 5 этапов до советской власти, 6 этапов в советский период, одна постсоветская реформа. Анализируя их, нельзя не заметить, что большая часть реформ не учитывала интересы российского крестьянства. В итоге это приводило к обнищанию селян, ослаблению государства, к росту социальной напряженности в обществе. В отдельных случаях доведенные до отчаяния крестьяне использовали активные методы протеста против политики властей. В четырех из них выступления крестьян приобрели массовый характер, что привело к организованным военным действиям: под предводительством И. И. Болотникова (1606-1607 гг.), С. Т. Разина (1670-71 гг.), Е. И. Пугачева (1773-1775 гг.), А. С. Антонова (1920-1921 гг.).
Ниже я попытался дать краткую характеристику аграрных реформ в России, показать влияние методов государственного управления на сельскую экономику.
Глава I
Аграрная реформа 1861 года
1.Основные положения реформы
Став
императором, Александр II сразу же занялся
перестройкой всей общественно-политической
и административной системы в России.
Самой
главной его реформой была крестьянская
реформа. Еще в 1856 году на одном
из собраний в Москве Александр II сказал
свою знаменитую фразу: "Лучше
отменить крепостное право сверху, чем
дожидаться того времени, когда оно
само начнет отменяться снизу...", имея
этими словами в виду возможность
крестьянского восстания. Известия о начале
крестьянской реформы вызвали
энтузиазм в широких кругах русского общества.
Манифест об освобождении крестьян
был подписан 19 февраля 1861 года. За
свою крестьянскую реформу Александр
II был назван "Царем Освободителем".
В отличие от других стран крестьяне
при освобождении получали землю. За
землю, которую они получали от помещиков,
платило государство; государству
же стоимость земли должны были выплачивать
сами крестьяне в течение 49 лет.
85% крестьян выкупили землю за 20 лет. В
1905 году правительство
аннулировало остающийся крестьянский
долг.
Крестьяне получили землю не в личную
собственность, а в собственность
"общины" (деревни или села). Община
явилась маленькой демократической
ячейкой. Все местные вопросы в ней решались
большинством голосов.
Важнейшей задачей в общине выло справедливое
распределение "общей" земли
между отдельными хозяйствами. Большие
семьи получали соответственно больше
земли, маленькие - меньше. Но, так как состав
семей менялся, приходилось
довольно часто перераспределять землю.
Таким образом, крестьянские
хозяйства не имели постоянной земли.
Общие дела сельскохозяйственных районов
стали решаться выборными
представителями общин и помещиков. Такая
организация была названа
"земством". Земства проводили в деревнях
большую и полезную работу. Они
строили школы и церкви, открывали больницы,
организовывали агрономическую
помощь.
Реформированы были также городская
администрация, система народного
образования и система призыва в армию.
Основой пирамиды дворянского самоуправления
стали уездные дворянские собрания, на
которых намечались кандидатуры мировых
посредников - лиц, которые должны были
осуществлять непосредственный и постоянный
надзор над крестьянскими общинами. Мировые
посредники избирались только из дворян,
нижний предел их земельного ценза был
150 - 500 десятин земли (в зависимости от
губернии). Затем списки мировых посредников
представлялись губернатору и окончательно
утверждались сенатом.
Должность мирового посредника не относилась
к числу синекур. Проблем, подлежащих
разрешению, было множество. Страна разрывалась
конфликтами непривычного толка, помещики
были озлоблены и испуганы, крестьяне
- растеряны и подавлены. Чаще всего,
выбирая мирового посредника, дворяне
над стадом овец ставили надзирателем
волка. Ведь среди местных помещиков
было весьма немного сочувствовавших
крестьянам и желавших облегчить
их участь.
А права мирового посредника были немалые.
Он утверждал все - от выбранных на
сельских сходах старост и волостных
старшин до сроков и времени самих
сходов. Кроме того, что немаловажно,
ни одна сделка, ни одно соглашение между
помещиком и крестьянским обществом
не считалось действительным без
конфирмации мировым
Проблемы, которые вставали перед рядом
мировых посредников, либо частные проблемы
того или иного посредника разрешались
на уездных съездах. Уездный мировой съезд
должен был, по идее реформаторов, ограничивать
возможный произвол мировых посредников,
чинимый в интересах соседних помещиков,
а также следить за отношениями внутри
крестьянства волости. То есть к предметам
ведомства уездных мировых съездов относятся:
во-первых, споры, недоразумения и жалобы,
возникающие из обязательных поземельных
отношений между помещиками и крестьянами,
а также жалобы крестьян и обществ на волостные
сходы и волостных должностных лиц.
Крестьянская реформа 60-х гг. послужила
основным поводом для создания в
России всеохватывающей системы
должностных знаков. Ранее страна
почти не имела должностей, которые
не располагали бы соответствующей
форменной одеждой. Крестьянская реформа
вызвала к жизни множество
выборных постов, держатели которых
должны были постоянно сталкиваться
с людьми, судить их, поощрять или
наказывать. А в России для того,
чтобы выполнять такую работу,
надо было иметь формальный признак
права на должность. И когда эта
проблема возникла, то в первых же документах,
появившихся по этому поводу, видна
озабоченность именно психологическим
аспектом проблемы.
Итак, реформа проводилась на основе
«Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы
5 марта). Крестьяне получали личную
свободу и право распоряжаться
своим имуществом. Помещики сохраняли
собственность на принадлежащие
им земли; полученные от помещиков наделы
крестьяне обязаны были выкупать,
что в ряде мест встретило сопротивление
крестьянства. До выкупа крестьяне назывались
временнообязанными и несли повинности
в пользу помещика. На местах реформу проводили
мировые посредники, контролировавшие
составление уставных грамот на каждое
имение.
Реформа об освобождении крепостных крестьян
была проведена в интересах
Следует подчеркнуть: после реформы
у крестьян по всей стране осталось
на одну пятую часть земли меньше,
чем было до 1861 года.
К величайшему сожалению, крестьянская
реформа получилась совсем не такой, о
какой мечтали Герцен, Чернышевский и
другие революционные демократы. И все
же нельзя отрицать огромное нравственное
значение реформы, покончившей со многовековым
рабством.
После реформы усилилось расслоение
крестьянства. Некоторые крестьяне
богатели, покупали землю у помещиков,
нанимали работников. Из них впоследствии
сформировался слой кулачества –
деревенской буржуазии.
Многие бедные крестьяне разорялись и
отдавали всои наделы за долги кулакам,
а сами нанимались в батраки или уходили
в город, где становились добычей алчных
заводчиков и фабрикантов.
Социальные противоречия между безземельными
крестьянами и богатыми землевладельцами
(помещиками и кулаками) явились
одной из причин грядущей русской
революции. После реформы вопрос
о земле стал жгучей проблемой
российской действительности. Ведь свобода
– это еще не хлеб! По всей России
30 тысяч помещиков владели таким
же количеством земли, которое имели
10.5 миллионов крестьянских дворов.
В этой ситуации русская революция
была неизбежной!
Крестьянская реформа 1861 года имела свои
особенности в различных областях Российской
империи. Так, вместе с "Общим Положением
о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости" были подписаны "Дополнительные
правила" о крестьянах в Земле войска
Донского, в Ставропольской губернии,
в Сибири и в Бессарабской области. В ходе
реализации реформы также возникла необходимость
в корректировке общих положений применительно
к некоторым областям.
19 февраля 1864 г. были подписаны четыре
указа, определяющих устройство крестьян
в Царстве Польском: "Об устройстве
крестьян", "Об устройстве сельских
гмин", "О ликвидационной комиссии"
и "О порядке введения в действие новых
крестьянских постановлений". Основной
причиной довольно серьезных уступок,
сделанных правительством, было Польское
восстание 1863 г. Если в коренных областях
империи самодержавие делало все для обеспечения
интересов дворянства, то в Царстве Польском,
напротив, была сделана попытка опоры
на крестьянство (представленное в основном
белорусами, украинцами и литовцами) в
борьбе с польским национально-освободительным
движением, в котором широко участвовали
польские дворяне.
Знаменитый профессор
Этот отзыв историка-
Иногда это нежелание принять
волю в том виде, как она была
им предложена, принимало массовый
и невероятно упорный характер. Наиболее
значительным было в этом отношении
так называемое Бездненское дело - усмирение
государевым гонцом графом Апраксиным
крестьян села Бездны Казанской губернии.
Но было бы ошибочно думать, что крестьянство,
отказавшись от активного сопротивления,
носившего характер открытого неповиновения
властям, отказалось, вместе с тем, от
иных форм проявления своего отрицательного
отношения к Реформе.
Пусть не везде крестьянское неповиновение
приобрело такой трагический характер,
как в Казанской или в Пензенской губерниях:
общее отношение крестьян к Положениям
было повсеместно одинаковым. Это обнаруживалось
из первых же донесений флигель-адъютантов
и свитских генералов Государю. Согласно
данной им инструкции, они должны были
непосредственно осведомлять Царя о результатах
их деятельности, дабы «Его Величество
мог всегда видеть настоящее положение
предпринимаемого преобразования и успех
мер, правительством указанных». Эти донесения,
впервые, ставшие предметом обследования
в руках А. Попельницкого, свидетельствуют
о том, что крестьянство нигде не приняло
воли. Через несколько дней после объявления
Манифеста Государь принимал депутацию
крестьян, которая в трогательных выражениях
заявляла Царю, что крестьянство «не обидит»
Его своим поведением. «Все будет в порядке
- чтобы Тебе никогда не каяться, что Ты
нас волею подарил». Действительность
обнаружила иное. Крестьянство, правда,
продолжало быть монархически лояльным
- но по отношению к некоему фантастическому
Царю, владевшему их воображением, ту же
реальную «волю», которую ему предлагал
реальный Царь, оно решительно и единодушно
отвергло, считая ее подложной.
Официоз Министерства внутренних дел
«Северная почта» в «административном
и законодательном обозрении» за 1861 г.,
в помещенном в первых номерах газеты
за 1862 г. в следующих, достаточно отчетливых
выражениях характеризует это печальное
явление.