История аграрных реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Весь период развития сельского хозяйства России условно можно разделить на 12 этапов: 5 этапов до советской власти, 6 этапов в советский период, одна постсоветская реформа. Анализируя их, нельзя не заметить, что большая часть реформ не учитывала интересы российского крестьянства. В итоге это приводило к обнищанию селян, ослаблению государства, к росту социальной напряженности в обществе. В отдельных случаях доведенные до отчаяния крестьяне использовали активные методы протеста против политики властей. В четырех из них выступления крестьян приобрели массовый характер, что привело к организованным военным действиям: под предводительством И. И. Болотникова (1606-1607 гг.), С. Т. Разина (1670-71 гг.), Е. И. Пугачева (1773-1775 гг.), А. С. Антонова (1920-1921 гг.).

Содержание работы

• Введение…………………………………………………………………...2
• Глава I- Аграрная реформа 1861 года…………………………………..3
1. Основные положения реформы…………………………………...3
2. Значение реформы. Итоги………………………………………...10
• Глава II- Реформа Столыпина…………………………………………...19
1. Сущность аграрной реформы Столыпина……………………….19
2. Содержание реформы……………………………………………..20
3. Причины неудач реформы………………………………………..23
• Глава III- Современные аграрные реформы……………………………25
1. Современное развитие аграрной политики……………………...25
2. Современные аграрные реформы России………………………..29
3. Итоги аграрных реформ и их значение в экономике России…...33
• Заключение……………………………………………………………….35
• Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.48 Кб (Скачать файл)

стали доставлять крестьян в лагеря…  Но крестьянам, привыкшим к подобным

условиям, провести десяток  дней в «столыпинском вагоне» не казалось чем-то

ужасным и нестерпимым, как  это нередко пытаются представить.

 

      Но все таки люди возвращались. Значительный всплеск в 1910 и 1911

годах возвращенцев объясняется тем, что соответствующие службы не успевали

найти лавине переселенцев изученные места.

 

      Столыпин  хотел понять, почему люди возвращаются и пришёл к выводу о

необходимости внесения в  переселенческую политику ряд серьёзных  поправок и

уточнений. С неохотой шли  переселенцы в тайгу, зато на Алтай  было настоящее

паломничество.

 

     Учёт всех  земель, доведение участков до  установленных норм и некоторое

ограничение старожилов в  земле, а  точнее, приобщение их к более

рачительному её использованию  также станет поводом нападок  на Столыпина за

якобы притеснение коренных сибиряков. Будучи принципиальным сторонником

частной собственности и  категорически отвергая общину, Столыпин тем не

менее считал, что на этапе  массового переселения самым  важным является

скорейшее включение в  хозяйственный оборот всех переселенцев, а так же

развитие инфраструктуры – строительство дорог и тому подобное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Причины неудач  реформы

 

В ходе революции и гражданской  войны общинное землевладение одержало

решительную победу. Однако десятилетие спустя, в конце 20-х  годов, вновь

вспыхнула острая борьба между  крестьянской общиной и государством. Итогом

этой борьбы стало уничтожение  общины.

Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны)

прервали столыпинскую реформу. Если же посмотреть на все те реформы,

которые были задуманы Столыпиным и объявлены в декларации, то мы увидим,

что большинству из них  не удалось сбыться, а некоторые  были только начаты,

но смерть их создателя  не дала им завершиться, ведь многие введения

держались на энтузиазме Столыпина, который пытался хоть как то

усовершенствовать политическую или экономическую структуру  России. Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-

20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало.

Революция показала огромный социально-экономический и политический

разрыв между народом  и властью. Стране требовались радикальные  реформы,

которых не последовало. Можно  сказать, что страна в период столыпинских

реформ переживала не конституционный  кризис, а революционный. Стояние  на

месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли

плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение

царского режима и помещичьего  землевладения могли изменить ход  событий,

меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ были половинчатыми.

Главный же крах реформ Столыпина  состоит в том, что он хотел  осуществить

реорганизацию вне демократическим  путем и вопреки ему Струве писал:" Именно

его аграрная политика состоит  в кричащем противоречии с его остальной

политикой. Он изменяет экономический  фундамент страны, то время как  вся

остальная политика стремится  сохранить в возможно  большей

неприкосновенности политическую "надстройку" и лишь слегка украшает ее

фасад.[13] Конечно же Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при

существовании такой системы, которая была в России, все его проекты

"раскалывались" о  непонимание или о нежелание  понять всю важность его

начинаний. Надо сказать, что  без тех человеческих качеств, таких  как:

смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость -

Столыпину вряд ли удалось сделать хоть какой вклад в развитие страны.

Какие же уроки можем мы извлечь из опыта столыпинской реформы? В чем

причины ее поражения?

 

Во-первых, Столыпин начал  свои реформы с большим опозданием (не в 1861

году, а только в 1906). Во-вторых, переход от натурального типа экономики

к рыночному в условиях административно - командной системы возможен, прежде

всего, на основе активной деятельности государства. При этом особую роль

должна сыграть финансово-кредитная  деятельность государства. Примером

этому может служить правительство, которое сумело с поражающей быстротой

и размахом переориентировать  мощный бюрократический аппарат  империи

на энергичную работу. При  этом  "локальная экономико-хозяйственная

рентабельность была принесена  в жертву сознательно ради будущего

общественного эффекта от создания и развития новых экономических  форм".

Так действовали министерство финансов, Крестьянский Банк, Министерство

земледелия, другие государственные  институты.

 

Во-вторых, там, где господствовали административные принципы

управления экономикой и  уравнительные способы распределения, всегда

будет существовать сильная  оппозиция преобразованиям. Следовательно,

необходимо иметь социальную опору в лице инициативных и квалифицированных

слоев населения.

 

 

 

Глава III

Современные аграрные реформы

1.Современное  развитие аграрной политики

Проблемы государственного регулирования аграрного сектора  в России приобрели немаловажное значение в связи с переходом  к рынку. Как известно, сельское хозяйство  – особая отрасль, доходы которой, исходя из ее немонопольной природы, всегда отстают от других отраслей.

Практически во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей.

Государственное регулирование  представляет собой систему типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической  системы к изменяющимся условиям.

Весомый аргумент в  пользу государственной поддержки  сельского хозяйства – падение  доходов сельхозпроизводителей  по сравнению с другими отраслями. Вмешательство государства –  попытка восстановления справедливости.

По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство  способно возродиться только при  активной государственной поддержке.

Наиболее полно  практикуемые в мире меры государственной  поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку, исследованы и обобщены В.И. Назаренко и А.Г. Папцовым.

Так, В.И. Назаренко выделяет меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей. Вынужденный забой скота и т.д.).

К мерам косвенного государственного регулирования АПК  относятся:

  1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия;
  2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления;
  3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;
  4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства – субсидии на строительство производственных помещений, рекультивацию земель.

Другой автор (В.И. Серова) государственную поддержку  классифицирует по формам бюджетной  и небюджетной поддержки субъектов агропродовольственной политики.

К бюджетным формам поддержки относятся предоставление бюджетных услуг за счет средств  бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования  сельского хозяйства.

К не бюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственной  политики, не требующие расходования средств государственных или  муниципальных бюджетов, в том  числе регулирование цен и  тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.

Бюджетные услуги –  это те функции, осуществление которых  государство берет на себя в обязательном порядке. Эти обязательства государства  вытекают из целей, функций и задач, стоящих перед соответствующими органами управления в сельском хозяйстве.

 

Рис. 1. Начислено  субсидий из бюджетов сельскохозяйственным организациям

Для оценки эффективности  бюджетной поддержки АПК за последние  годы проведем анализ субсидий за последние  годы.

На рисунке 1 представлены данные о размерах бюджетной поддержки  сельскохозяйственных предприятий  по России.

Как видно, уровень  бюджетной поддержки за анализируемый  период вырос. В 2006 году произошло резкое увеличение бюджетной поддержки  в связи с реализацией национального  проекта «Развитие АПК».

Для оценки доли государственной  поддержки сельскохозяйственных предприятий  рассмотрим соотношение выделенных бюджетных средств и выручки  предприятий.

 

Рис. 2. Процент субсидий, относимых на финансовый результат, в выручке сельскохозяйственных организаций

 

Существует ошибочное  представление о том, что уровень  государственной поддержки сельского  хозяйства определяется размером суммы  средств, выделяемой государством на сельское хозяйство, и что увеличение этой суммы приведет к улучшению положения  в аграрном секторе.

Программы государства  по поддержке цен не всегда эффективны, так как эта проблема решается за счет саморегулирования экономической  системы, например сокращения числа  занятых в сельскохозяйственном производстве.

Согласно Бюджетному посланию Президента РФ в 2007 году, в  агропромышленной сфере необходимо обеспечить доступность и адресный характер мер государственной поддержки, расширение ее форм. Особое внимание следует  уделять внедрению современных  технологий, дальнейшему развитию кредитования на селе.

Со вступлением  России в ВТО возможно резкое изменение  цен на сельскохозяйственную продукцию. В связи с этим проводимые меры по государственной поддержке направлены на улучшение качества продукции  и поддержание конкурентоспособности  российского производителя. В этих условиях роль государственной поддержки  сельского хозяйства значительно  возрастает.

На заседании президиума Госсовета Российской Федерации  в г.Элисте 17 июня 2005 года Министр сельского хозяйства А.В. Гордеев обратил внимание на то, что значит сельское хозяйство для страны, для гражданского общества. 
 
     Во – первых, оно обеспечивает население страны физической и экономической доступностью к основным видам качественных продуктов питания. 
 
     Во – вторых, сельское хозяйство стимулирует развитие других секторов экономики: автосельхозмашиностроение, транспорт, сферу услуг, пищевую промышленность, топливно–энергетическую отрасль. Оно обеспечивает 6-7 рабочих мест в других отраслях. Сельское хозяйство потребляет 20 % дизельного топлива, строительные материалы и многое другое, а доля затрат на продовольствие в общем объёме товарооборота на потребительском рынке ежедневно составляет 46 %. 
 
     В – третьих, оно является источником трудовых ресурсов для городов и призыва в армию (80 % - жители села). 
 
      В – четвёртых, остаётся основным видом хозяйственной деятельности и занятости в сельской местности, которая занимает 2/3 территории России. Именно сельское хозяйство играет определяющую роль в муниципальной экономике, создавая экономическую базу самоуправления в большинстве административных районов. Тем самым оно обеспечивает административный и социальный контроль на большей части территории России, особенно в удалённых и малодоступных местностях, приграничных районах. Он определяет продовольственную безопасность страны. 
 
     В – пятых, сельское хозяйство сохраняет исторический уклад жизни с культурными, национальными особенностями и традициями. 
 
     Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в перспективе.

 

 

 

 

 

 

2.Современные аграрные реформы России

В соответствии с  Конституцией РФ за последние 10 лет XX века на территории России практически созданы  основы нового земельного строя: ликвидирована  государственная монополия на землю, осуществлен переход к многообразию форм земельной собственности; проведено  бесплатное перераспределение земли  в пользу граждан; введено платное  землепользование; основная часть сельскохозяйственных земель передана в частную собственность; земли лесного фонда, природоохранные и другие наиболее ценные земли находятся в государственной собственности; выполнены значительные объемы земельно-кадастровых работ; созданы объективные условия для оборота земли.

Информация о работе История аграрных реформ