Экономический анализ спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических концепций формирования потребительского спроса и возможностей их применения на практике. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
- рассмотреть кривые безразличия и бюджетное ограничение как инструменты анализа потребительского спроса;
описать подход к анализу выбора потребителя на основе ординалистской теории;
проанализировать потребительские предпочтения в отношении продовольственных товаров на основе кривых безразличия;
определить оптимальный потребительский выбор

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические основы исследования спроса
5

1.1 Кривые безразличия как инструмент анализа потребительских предпочтений
5
1.2 Бюджетные ограничения и выбор потребителя
1.3 Современные способы изучения потребительских предпочтений
8
13
2. Оценка потребительского спроса на непродовольственные товары
17
2.1 Общая характеристика российского рынка телефонов
17
2.2 Исследование потребительских предпочтений на основе кривых безразличия
23
Заключение
26
Список используемых источников
28

Файлы: 1 файл

Экономический анализ спроса курсовая.docx

— 366.68 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

“ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Экономический анализ спроса»

 

 

Направление 080100 «Экономика» 

Дневное отделение

 

Руководитель курсовой работы                             И.Ю. Ляшенко

к.э.н., доц.

 

Курсовую работу выполнила                                  Ю.М. Гаврилова

 

студент 2 курса 14 группы

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

Содержание 

 

Введение

3

1.  Теоретические основы исследования спроса

5

 

1.1  Кривые безразличия как инструмент анализа потребительских предпочтений

5

1.2  Бюджетные ограничения и выбор потребителя

1.3 Современные способы изучения потребительских предпочтений

8

  13

2.  Оценка потребительского спроса на непродовольственные товары

17

2.1 Общая характеристика российского рынка  телефонов

17

2.2 Исследование потребительских предпочтений на основе кривых безразличия

23

Заключение

26

Список используемых источников

28

 

 

Введение

В современных условиях потребительский спрос представляет сложную рыночную категорию. На его состояние и динамику влияют как объективные экономические и социально-демографические характеристики, так и субъективные мотивы, ценности, предпочтения. Предложение новых товаров и услуг в условиях открытой экономики и обострения конкуренции увеличивает объем совокупного спроса. Потребительский рынок России за последние четыре года оценивается, как самый динамичный1. Но это не предел. С каждым последующим годом, добавляются все новые виды товаров и  услуг. Это стимулирует производителей вносить что-то новое, опираясь на интересы и предпочтения покупателей.

Целью курсовой работы является исследование теоретических концепций формирования потребительского спроса и возможностей их применения на практике. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

- рассмотреть кривые безразличия и бюджетное ограничение как инструменты анализа потребительского спроса;

  • описать подход к анализу выбора потребителя на основе ординалистской теории;
  • проанализировать потребительские предпочтения в отношении продовольственных товаров на основе кривых безразличия;
  • определить оптимальный потребительский выбор;
  • выявить возможности использования теории потребления для прогнозирования спроса.

Объектом исследования является потребительский спрос населения.

Предметом исследования является особенности выбора потребителя  с учетом предпочтений и цен товаров.

Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных  и зарубежных авторов, посвященные  проблемам исследования спроса в рыночной экономике.

Информационной базой исследования послужили данные выборочных наблюдений и собственного социологического опроса.

 

1. Теоретические основы исследования спроса

 

1.1 Кривые безразличия как инструмент анализа потребительских предпочтений

Чтобы ответить на вопрос, как  обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, мы должны знать, какой из наборов продуктов предпочтем. Наши предпочтения выражаются через кривые безразличия.

Кривая безразличия - это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребления одинаковую общую полезность, и поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать (рис. 1.1).

 

 

Рис. 1.1. Кривые безразличия2

Например, два товара X и три товара Y имеют такую же общую полезность, как три товара X и два товара Y и т. Д. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого. К этим комбинациям товаров X и Y потребитель, следовательно, в равной мере безразличен. Тем не менее, любые отмеченные комбинации товаров одинаково хороши для потребителя, так как приносят одинаковую полезность.

Если с точки зрения данного потребителя наборы и  равноценны, то точки  А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Так, набор С содержит такое же количество товара Y, что и набор А, но больше количества товара X. Кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей. Например, поскольку кривая  находится правее кривой   то любой набор, лежащий на кривой безразличия , предпочтительнее любого набора на кривой безразличия . Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух различных товаров называется картой безразличия.

Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого количества товара Y для получения дополнительного количества товара X .Выпуклый характер кривой говорит о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не считаются взаимозаменяемыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения (MRS). Предельная норма замещения может быть представлена как отношение:

На рис. 1.2.  показано, что по мере увеличения потребления товара Х на каждую дополнительную единицу (ΔХ) (движение от точки  А к точке D) количество товара Y, от которого потребитель готов отказаться (ΔY), сокращается, т. Е. предельная норма замещения убывает.3

 

Рис. 1.2. Предельная норма замещения 4

В самом деле, чем менее  дефицитным становится товар X, тем меньшим количеством товара Y мы готовы пожертвовать, чтобы и дальше увеличивать его потребление. Иными словами, рост количества товара Х приводит к уменьшению его предельной полезности. Наклон кривой безразличия в каждой ее точке определяется предельной нормой замещения, умноженной на 1.

Характер кривой безразличия  имеет нисходящий вид – отрицательный наклон, потому что соотношение Y и Х имеет обратную связь.

Кривые безразличия могут  иметь различный вид. На рис. 1.3. кривая безразличия  показывает, что потребитель имеет дело с товарами, которые не отличаются абсолютной взаимозаменяемостью.

 

 

Рис. 1.3. Типы кривых безразличия5

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров кривая безразличия будет иметь вид прямой линии (MRS = const).

Кривая - товары вообще не могут заменять друг друга (правый и левый ботинки). Такие товары жестко дополняют друг друга (кривая безразличия – взаимно перпендикулярные отрезки).

Кривая показывает, что чем больше имеет товара потребитель, тем больше хотел бы его иметь. Кривая безразличия вогнута к началу координат.

 

1.2 Бюджетные ограничения и выбор потребителя

Возможности потребителя  характеризуют линии бюджетного ограничения (бюджетные линии). Они показывают, какие комбинации двух товаров могут быть приобретены при определенном уровне цен на эти товары и величине денежного дохода. Если покупатель хочет купить товар X по цене   и товар y по цене  в определенных количествах, то на покупку этих двух товаров он может выделить денежную сумму, равную I, где I – доход потребителя.

Уравнение бюджетного ограничения  имеет вид:

 

 

где , , , - соответственно цены и количества товаров X и Y.

Смысл бюджетного ограничения  состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку товаров X и Y. Преобразовав предыдущее равенство, получим:

 

 

И

 

Если потребитель решит  израсходовать весь доход только на покупку товара A, то он купит этого товара на величину  .Если потребитель решит израсходовать весь доход только на покупку товара В то он купит этого товара на величину .

Проведем через указанные  точки линию, которая и будет  называться бюджетной линией потребителя (рис. 1.4).

Рис. 1.4 Бюджетная линия6

Любая точка на этой линии  характеризует возможные комбинации товаров X и Y, на которые потребитель может израсходовать свои деньги, и является доступной потребителю. Все наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя (точка В), так как приобрести набор В не позволяет реальный доход потребителя. Точка С для потребителя достижима, но в этом случае из своего дохода потребитель не извлечет максимума полезности, а стало быть, она менее предпочтительна. Наклон бюджетной линии характеризуется отрицательным соотношением цен  (-), - что означает то количество товара Y, от которого следует отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу товарах в рамках затрат реального дохода.

Указанное ценовое соотношение  измеряет альтернативную стоимость потребления товара X и определяет норму замещения товара Y товаром X.

Поведение бюджетной линии  подчиняется определенным закономерностям. Изменение дохода (при этом цены на товары остаются без изменения) ведет к сдвигу линии бюджетного ограничения параллельно самой себе, поскольку соотношение цен (наклон линии бюджетного ограничения) при этом не изменится.

Если доходы потребителя  снизятся, бюджетная линия параллельно  смещается влево вниз в сторону  начала осей координат (линия I') (рис. 1.5.). И наоборот, если доходы потребителя повысятся, его потребительские возможности также повысятся и он сможет покупать больше. Бюджетная линия сместится параллельно вверх вправо от начала осей координат. Расстояние от бюджетной линии до начала осей координат зависит от величины дохода потребителей.

Рис. 1.5. Изменения бюджетной линии7

 

Наклон линии зависит  от соотношения цен на товары X и Y.

Если, цены на оба товара пропорционально возросли, т. Е. увеличились в одинаковое число раз, при этом величина дохода потребителя не изменилась. Потребительские возможности уменьшились, и бюджетная линия потребителя сместилась параллельно вниз к центру осей координат (соответствует нашему примеру с линией I').

Если, цены на оба товара пропорционально уменьшились, что будет означать рост потребительских возможностей (эффект дохода), и бюджетная линия потребителя сместится параллельно вверх от начала осей координат.

Если же цены и доходы потребителя одновременно возрастут или упадут, то положение бюджетной линии потребителя не изменится. Отсюда вывод: смысл индексации доходов в том и состоит, чтобы государство могло обеспечить (как минимум) пропорциональное смещение цен и доходов с целью недопущения снижения уровня жизни населения. Политика социальной защиты состоит прежде всего в том, чтобы рост цен не опережал роста доходов.

Если, произошло изменение цен товаров относительно друг друга. Цена товара X осталась прежней, товара Y – снизилась (рис. 1.5). В таком случае потребитель сможет купить больше единиц товара Y без ущерба для приобретения товара Х. Здесь работает эффект дохода. Если же цена товара Y возросла, то потребитель без ущерба для приобретения товара X будет покупать меньше единиц товара Y.

Если совместить на одном  графике карту кривых безразличия  и бюджетное ограничение, можно  будет определить, какой товарный набор выберет потребитель, чтобы  получить максимум удовлетворения (рис. 1.6).

 

 

Рис. 1.6. Оптимум потребления8

 

Потребитель не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересекает некоторую кривую безразличия  и точку В, поскольку они расположены на более низкой кривой безразличия. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия расположенной выше кривой .

Оптимальный для потребителя  товарный набор Е содержит  единиц товара X и - единиц товара Y.

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность – TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара –X. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара  будет выглядеть следующим образом:

где Δ –  приращение общей полезности; Δ - малое (единичное) приращение количества товара X.

Закон убывающей предельной полезности гласит: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

Информация о работе Экономический анализ спроса