Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 07:30, курсовая работа
Экономическая политика как совокупность мер государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов для достижения желаемых параметров состояния или динамики народного хозяйства страны
возникла задолго до ее теоретического обоснования.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................2 стр.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ....................................................3 стр.
1.1. Предмет и методы экономической теории.............................................3 стр.
1.1.1. Экономика и система экономических наук...........................3-4 стр.
1.1.2. Предмет и функции экономической теории..........................4-5 стр.
1.1.3. Методы экономического исследования.................................5-8 стр.
1.2. Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция............8-14 стр.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА............................................15 стр.
2.1. Экономическая политика и экономические цели...........................15-16 стр.
2.2. Конфликты целей экономической политики: задачи правительства............................................................................................16-19 стр.
2.3. Субъекты (исполнители) экономической политики......................19-22 стр.
2.4. Неоклассический синтез как основа экономической политики государства................................................................................................22-23 стр.
2.5. Кейнсианцы и монетаристы: их влияние на экономическую политику....................................................................................................23-25 стр.
2.6. Экономическая политика России.....................................................25-35 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................36-37 стр.
Формируя комбинацию ряда конкретных задач правительства, экономисты обозначили ее «магическим многоугольником целей». Данная совокупность целей используется в теории как экономическая модель. Замысел предлагаемого подхода - анализ сложного сочетания задач, одни из которых вполне корреспондируют друг с другом, в то время как другие - в явном антагонизме. Именно тот факт, что все указанные задачи должны быть решаемы правительством, но фактически сделать это одновременно невозможно, и побудил дать рассматриваемой модели некое символическое (магическое) название.
Противоречивость двух указанных целей вызывает наиболее яркие сцены политических баталий между партиями на уровне законодательной и в определенной мере исполнительной власти. Экономическая политика реализуется, как известно, на фоне постоянного противостояния ведущих партий. Классический вариант соперничества - борьба между либеральной партией (отстаивающей задачи конкурентоспособного национального производства) и партией социал-демократического направления (задача которой - обеспечение социального равновесия в обществе). Данное различие в установках побуждает либералов настаивать в первую очередь на решении задачи укрепления национальной валюты (преодоление инфляции), в то время как социал-демократы стремятся сконцентрировать деятельность правительства на решении задач высокой степени занятости.
Данный параметр экономической теории построен на сочетании анализа экономических и политических процессов и отражает постулаты школы новой политической экономии. Названная школа представляет собой одно из направлений американского институционализма. Значительная связь школы прослеживается и с немецким ордолиберализмом (который, как известно, придерживается близких с институционализмом позиций). Неоклассическая же школа, как правило, избегает привносить политические аспекты в анализ экономики.
Более детальный анализ противостояния двух задач позволяет увидеть следующее: чем выше степень занятости населения, тем масштабнее совокупный уровень доходов. Это в свою очередь увеличивает совокупный спрос, в результате чего повышаются цены. Производство продукции и услуг при этом тоже возрастает, однако на стадии экономического роста (когда и происходит увеличение занятости) темп роста заработной платы может вполне обгонять повышение производительности труда. Связано это с тем, что на этапе роста профсоюзы усиливают давление на предпринимателей в ходе тарифных переговоров с ними. Руководители фирм, отказывая таким требованиям в периоды спада, в условиях благоприятной конъюнктуры идут на уступки. Они исходят из того, что целесообразно уступать, соглашаться с падением нормы прибыли, но выигрывать при этом за счет повышения ее массы.
В свою очередь усиление инфляции может вызвать конъюнктурный спад производства, что ведет к сокращению занятости.
Делая выбор (какой из двух альтернативных целей отдать предпочтение), правительство исходит из принципа рациональности: в первую очередь нужно решать ту задачу, невыполнение которой наиболее ущербно для экономики страны.
Другими словами, создавая модель экономической политики, необходимо придерживаться равновесия в соотношении целевых установок. Как правило, это возможно лишь путем достижения компромисса. Реализация преодоления двух ведущих проблем в современной экономике (безработица и инфляция) осуществляется в форме волнообразной смены акцентов правительственного курса. В значительной мере такое колебание отражает итоги чередования стоящих у власти партий. Опыт показывает, что, добиваясь успехов в решении одной проблемы, находящаяся у власти партия неизбежно усугубляет другую проблему. В итоге обеспокоенные затянувшейся проблемой избиратели через определенное время склоняются в пользу другой партии, которая в качестве своей ведущей цели указывает именно данную, обострившуюся проблему (схема 2).
Схема 2.
Социал-демократическая позиция в обществе (акцент на совокупный спрос, полную занятость, социальную политику)
Либеральная позиция в обществе (акцент на совокупное предложение, экономический рост, устойчивость, национальной валюты) |
Изложенная схема взаимодействия политического фактора и экономической линии правительства - своего рода модель «совершенной политической конкуренции». Реальная же жизнь в условиях Западной Европы показывает: идеологические ориентиры партий подвержены эволюции. Если до 1980-х гг. исходные установки были выражены сравнительно четко, то в последующем верх взяла прагматическая ориентация. Каждая оппозиционная партия стремится в последнее время проводить критику экономической политики правительства (ради сбора голосов) таким образом, чтобы предложить нечто противоположное (независимо от идеологической окраски). Итак, поведение европейских партий постепенно начинает напоминать стратегию их американских «собратьев», изначально не имевших глубинных идеологических различий. Это дает основание для обобщающего резюме: реальное поведение современных политических игроков отражает своего рода модель «несовершенной политической конкуренции». |
2.3. Субъекты (исполнители) экономической политики.
Наиболее удачно этот аспект рассматривается экономистами школы ордолиберализма. Согласно такому подходу, понятие «субъект экономической политики» многомерно. Оно отражает деятельность не только государства, но и включаемых в его состав региональных, местных институциональных образований, а также негосударственных союзов и объединений.
В характере действий всех названных субъектов выявляются различия. Так, государство наделено экономической и политической властью. Союзы и объединения могут опираться лишь на свою экономическую силу, поскольку законодательной власти у них нет. Политическая власть используется государством для того, чтобы связывать интересы различных групп, побуждать их действовать в рамках системы необходимых для общества целей.
Среди субъектов экономической политики имеются также институты, имеющие надгосударственный характер (межправительственные советы, союзы, объединения). Этим организациям национальные органы власти передают часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики.
К негосударственным субъектам относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп. Это прежде всего профсоюзы, союзы предпринимателей, картельные объединения. В условиях развитых стран роль союзов предпринимателей ( в реализации экономической политики) почти столь же велика, как и значимость государственного звена.
Заметное влияние (хотя и не столь сильное) оказывают политические партии, общественные движения, лоббистские группы, СМИ, влиятельные личности, общественное мнение.
Рациональный характер экономической политики предполагает разумную комбинацию (возможно с элементами иерархии) действий всей группы субъектов, осуществляющих регулирующее воздействие на экономику. Задача ведущего звена (государства) состоит в том, чтобы найти оптимальный вариант согласования интересов различных субъектов, настроить их на определенный, согласованный курс. Удачно разработанная концептуальная стратегия, гибкое маневрирование среди множества позиций, достижение компромиссного согласия - все это дает возможность правительству получить карт-бланш для реализации своих планов на определенный, обусловленный выборной процедурой период (схема 3).
Схема 3.
СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ | ||
Государство |
Институты государства | |
|
| |
Негосударственные субъекты |
Субъекты, имеющие различное влияние | |
прямое |
косвенное | |
|
| |
Надгосударственные субъекты |
|
Специфика субъектов в российской экономике. В условиях России понятие «субъект экономической политики» преимущественно тяготеет (особенно у населения) к категории «государство». Соответственно в общественном мнении изначально сильны ожидания и надежды на роль правительства в решении большинства проблем экономики.
Российская общественно-экономическая система не обладает пока должной степенью структурного многообразия.
Специфической особенностью российской обстановки является то, что все большую роль начинают играть политические группы. Объектом активной политической борьбы стали российские СМИ. В настоящих условиях они пока не столько реализуются в качестве самостоятельных институтов, сколько выступают инструментом влияния на общество со стороны финансовых магнатов или правительственных кругов (схема 4).
Схема 4.
СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ | ||
Субъект |
Специфика реализации роли субъектов | |
Государство |
Правительство:
|
|
Центральный банк РФ (Банк России) |
Относительно высокая степень зависимости ЦБ РФ от правительства | |
Негосударственные субъекты |
Профсоюзы
Союзы предпринимателей |
|
СМИ |
Более высокая, чем в западных странах, степень «управляемости» общественным сознанием через систему СМИ. Именно поэтому элита российского бизнеса с первых лет реформы постаралась взять под свой контроль этот институт. | |
Политические партии |
Чрезмерно большое количество мелких партий, что обусловлено в значительной степени большим количеством регионов, краев, территорий, а также недостаточной политической зрелостью общества. Обилие партий снижает эффект от их воздействия на курс экономической политики правительства. | |
Влиятельные личности |
|
2.4. Неоклассический синтез как основа экономической политики государства.
Неоклассический синтез - взаимодействующее влияние денежно-кредитной и фискальной политики на уровень экономической активности.
Сначала рассмотрим влияние денежно-кредитной политики на уровень экономической активности. Схематично его можно выразить в виде следующей зависимости:
M (рост) ® i (падение) ® I (рост) ® Y (рост), или ЧНП (рост),
т.е. прослеживается следующая взаимосвязь: рост количества денег в обращении (M) вызывает снижение уровня ссудного процента (r), облегчая получение кредита. Это, в свою очередь, способствует росту инвестиций (I), т.е. появляются новые источники финансирования производственных проектов. Все это вместе взятое приводит к росту национального дохода (Y), или ЧНП.
Возьмем на заметку: взаимосвязь между ростом количества денег в обращении и снижением процента экономисты называют «предпочтением ликвидности», а связь между снижением процента и ростом инвестиций - «предельной эффективностью инвестиций».
Теперь рассмотрим влияние фискальной политики на уровень дохода. Оно происходит по двум направлениям.
Первое направление - это изменение правительственных расходов.
Второе направление - это изменение ставок взимаемых налогов.
Вместе взятые эффекты - от роста правительственных расходов и снижения налогов - обеспечивают еще больший рост дохода, чем каждый в отдельности. В противоположном случае, когда фискальная политика направлена на сокращение государственных расходов и увеличение ставок налогов, доход уменьшается. Таким образом, страны с развитой рыночной экономикой располагают как денежно-кредитными, так и фискальными инструментами в поисках эффективных путей влияния на уровень экономической активности дохода как неизбежного условия для преодоления экономических колебаний и обеспечения экономического роста. А это и есть механизм экономической политики государства, или правительства.
2.5. Кейнсианцы и монетаристы: их
влияние на экономическую
Вся экономическая политика развитых стран, в том числе и России, находится под прицелом двух экономических школ: кейнсианской (родоначальником ее является английский экономист Дж. М. Кейнс) и монетаристской (родоначальником которой является американский экономист М. Фридман). Чтобы понять суть этих школ, ответим на два вопроса.
Первый вопрос: какую роль деньгами отводят кейнсианцы и какую - монетаристы в экономическом развитии?
Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика