Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 07:30, курсовая работа
Экономическая политика как совокупность мер государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов для достижения желаемых параметров состояния или динамики народного хозяйства страны
возникла задолго до ее теоретического обоснования.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................2 стр.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ....................................................3 стр.
1.1. Предмет и методы экономической теории.............................................3 стр.
1.1.1. Экономика и система экономических наук...........................3-4 стр.
1.1.2. Предмет и функции экономической теории..........................4-5 стр.
1.1.3. Методы экономического исследования.................................5-8 стр.
1.2. Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция............8-14 стр.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА............................................15 стр.
2.1. Экономическая политика и экономические цели...........................15-16 стр.
2.2. Конфликты целей экономической политики: задачи правительства............................................................................................16-19 стр.
2.3. Субъекты (исполнители) экономической политики......................19-22 стр.
2.4. Неоклассический синтез как основа экономической политики государства................................................................................................22-23 стр.
2.5. Кейнсианцы и монетаристы: их влияние на экономическую политику....................................................................................................23-25 стр.
2.6. Экономическая политика России.....................................................25-35 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................36-37 стр.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ........................
1.1. Предмет и методы
экономической теории..........
1.1.1. Экономика
и система экономических наук..
1.1.2. Предмет
и функции экономической
1.1.3. Методы
экономического исследования...
1.2. Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция............8-14 стр.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА......................
2.1. Экономическая политика
и экономические цели..........
2.2. Конфликты целей экономической
политики: задачи правительства..........
2.3. Субъекты (исполнители) экономической
политики......................
2.4. Неоклассический синтез
как основа экономической
2.5. Кейнсианцы и монетаристы:
их влияние на экономическую
политику......................
2.6. Экономическая политика
России........................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ.
Особое место среди социально-гуманитарных дисциплин занимает экономическая теория. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека буквально пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нем царят удовлетворенность, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.
Экономическую теорию принято делить на позитивную и нормативную. Применительно к точным наукам подобное деление выглядит как деление на прикладную и фундаментальную науку. Любая наука первоначально возникает как прикладная или нормативная, поскольку научное знание порождается практической потребностью и экономическая теория не является исключением из общего ряда. Именно потребность обобщения существующей практики проведения мер государственного воздействия на хозяйство страны и оценки их последствий породили политическую экономию как науку об общих принципах организации хозяйственной жизни. В отличие от трактатов по домоведению, рекомендующих лучшие способы ведения хозяйства, учета и т.д., политическая экономия пыталась дать ответ на вопрос о том, как и почему богатеет нация и, соответственно, какие меры должны быть предприняты правительством, для того чтобы богаче стало государство.
Экономическая политика как совокупность мер государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов для достижения желаемых параметров состояния или динамики народного хозяйства страны
возникла задолго до ее теоретического обоснования. Налоги, войны за обеспечение торговых преимуществ, организация общественных работ - все
эти составляющие экономической политики появились вместе с государством и задолго до зарождения элементов экономического знания. Меркантилизм, первая научная экономическая школа, при всей ее эклектичности и наивном упрощении реальных взаимодействий, возникает в связи с необходимостью выявления последствий мер государственной политики в сфере хозяйственной деятельности и разработки предложений по оптимальным в данный момент мерам таможенной политики, регулированию
денежного обращения и т.д.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.
1.1. Предмет и методы
Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он прежде всего нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми и пр. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека - потребностей в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, т.е. созданием условий для жизни людей, и занимается экономика. Когда она выполняет эту задачу исправно, в обществе царят удовлетворенность, мир и порядок.
1.1.1. Экономика и система
Само слово экономика происходит от греческого oikonomike - искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения. Во-первых, экономика - это совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей.
Во-вторых, экономика - это та или иная производственная система, хозяйство (отдельного города, района, края, страны, группы стран или всего мира).
Наконец, в-третьих, экономикой называют научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества.
На основе этих трех значений можно дать и более общее определение нашего термина. Экономика - это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Данный теоретический курс имеет дело с экономикой как научной и учебной дисциплиной, или, иными словами, как с экономической наукой. Однако экономических наук много - целая система, в которой можно выделить две главные линии (рис. 1.1).
(1) Экономическая теория. Она служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики.
(2) Конкретные экономические науки. Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества.
Конкретные экономические науки | ||
Отраслевые экономические науки |
Функциональные экономические науки |
Экономические науки на стыке с другими науками |
|
|
|
Рис. 1. Система экономических наук
Таким образом, если экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики, то все остальные экономические науки - проявление этих основ и принципов в конкретных областях.
1.1.2. Предмет и функции
У всякой науки свой предмет, т.е. своя главная тема исследований. Экономическая теория - наука общественная, или социальная (от лат. socialis - общественный). Это значит, что наряду с другими такими же науками она исследует мир общества, совместную жизнь в нем людей. При этом, однако, у каждой социальной науки своя сфера, свой круг проблем.
В центре внимания экономической теории - хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ.
Однако наука - это обязательно поиск, бесконечные попытки найти что-то все более совершенное. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности.
Таким образом, суть социально-экономической эффективности в том, чтобы общество могло получать максимум необходимых ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат, неизбежных потерь и социальных издержек. Оттолкнувшись от этого, можно окончательно сформулировать сам предмет нашей науки: экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности.
Из многочисленных функций экономической теории выделим четыре самые важные. Так, первая - эмпирическая функция. Она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria - опыт), т.е. основываются на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами. Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории. Следующая, теоретическая функция как раз и проявляется тогда, когда ученые обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений (или дефиниций), а также теорий, концепций, доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов.
Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтому все учебные программы предусматривают изучение ее законов и принципов. Экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.
Наконец, практическая функция, или как ее еще называют, прагматическая, или прикладная. Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.
1.1.3. Методы экономического
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т.е. таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять. Так, очевидно, что эмпирическая функция нашей науки предполагает наблюдение (т.е. преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятий.
В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия.
Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу - модели (от лат. modulus - мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.
Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия - так называемые абстракции, или категории.
Только с помощью абстрагирования, т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей. Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.
Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь об этом: земля, частная собственность, закон, труд, достаток, лень, бедность, семья, любовь, дети, честность, совесть, молодость - все это живые примеры абстракций.
Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление).
Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем.
С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греч. micros - малый и macros - большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 2.).
Рис. 2. Два уровня (две сферы) экономических исследований
Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает (а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и (б) отдельные рынки; производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.
Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика