Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 07:30, курсовая работа
Экономическая политика как совокупность мер государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов для достижения желаемых параметров состояния или динамики народного хозяйства страны
возникла задолго до ее теоретического обоснования.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................2 стр.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ....................................................3 стр.
1.1. Предмет и методы экономической теории.............................................3 стр.
1.1.1. Экономика и система экономических наук...........................3-4 стр.
1.1.2. Предмет и функции экономической теории..........................4-5 стр.
1.1.3. Методы экономического исследования.................................5-8 стр.
1.2. Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция............8-14 стр.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА............................................15 стр.
2.1. Экономическая политика и экономические цели...........................15-16 стр.
2.2. Конфликты целей экономической политики: задачи правительства............................................................................................16-19 стр.
2.3. Субъекты (исполнители) экономической политики......................19-22 стр.
2.4. Неоклассический синтез как основа экономической политики государства................................................................................................22-23 стр.
2.5. Кейнсианцы и монетаристы: их влияние на экономическую политику....................................................................................................23-25 стр.
2.6. Экономическая политика России.....................................................25-35 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................36-37 стр.
г) активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. В 2020 г. внутренние затраты на исследования и разработки должны повыситься до 3,5-4% ВВП;
д) повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется в частности опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике в 2020 г. повысится до 2700 долл. США (для сравнения: в 2007 г. - 526 долл. США);
е) опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения. В 2020 г. расходы на образование за счет государственных и частных источников должны составить 5,5-6% ВВП (для сравнения: в 2006 г. - 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП (в 2006 г. - 3,9%), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.
Такой подход требует реализации взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам комплексных преобразований по следующим основным направлениям перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.
1. Развитие человеческого потенциала. С одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития.
2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
3. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, что предполагает формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие.
4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).
5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.
6. Переход к
новой модели пространственного развития
российской экономики, что предполагает
формирование новых центров социально-экономического
развития в Поволжье и на Урале, на Юге
России, в Сибири и на Дальнем Востоке,
опирающихся на развитие энергетической
и транспортной инфраструктуры и создание
сети территориально-
В табл. 2. представлен индекс конкурентоспособности России в 2012-2013 гг. в сравнении с другими государствами мира по материалам ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). В отчете ВЭФ фигурируют два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index - GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index - BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), впервые опубликованный в 2004 г. GCI составлен из 12 критериев, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими критериями являются: качество институтов; инфраструктура; макроэкономическая стабильность; здоровье и начальное образование; высшее образование и профессиональная подготовка; эффективность рынка товаров и услуг; эффективность рынка труда; развитость финансового рынка; технологический уровень; размер внутреннего рынка; конкурентоспособность компаний; инновационный потенциал.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг. возглавила Швейцария, которая занимает первое место в рейтинге четвертый год подряд. Второе и третье места занимают соответственно Сингапур и Финляндия. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки в нем занимают Швеция (4), Нидерланды (5), Германия (6). Седьмое место занимают Соединенные Штаты Америки: несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места.
Таблица 2. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг.
Экономика |
Индекс глобальной конкурентоспособности |
Изменение позиции | ||
2012-2013 |
2011-2012 | |||
Рейтинг |
Оценка |
Рейтинг |
Тренд | |
Швейцария |
1 |
5.72 |
1 |
0 |
Сингапур |
2 |
5.67 |
2 |
0 |
Финляндия |
3 |
5.55 |
4 |
1 |
Швеция |
4 |
5.53 |
3 |
-1 |
Нидерланды |
5 |
5.50 |
7 |
2 |
Германия |
6 |
5.48 |
6 |
0 |
Соединённые Штаты Америки |
7 |
5.47 |
5 |
-2 |
Великобритания |
8 |
5.45 |
10 |
2 |
Гонконг |
9 |
5.41 |
11 |
2 |
Япония |
10 |
5.40 |
9 |
-1 |
Катар |
11 |
5.38 |
14 |
3 |
Дания |
12 |
5.29 |
8 |
-4 |
Тайвань |
13 |
5.28 |
13 |
0 |
Канада |
14 |
5.27 |
12 |
-2 |
Норвегия |
15 |
5.27 |
16 |
1 |
Австрия |
16 |
5.22 |
19 |
3 |
Бельгия |
17 |
5.21 |
15 |
-2 |
Саудовская Аравия |
18 |
5.19 |
17 |
-1 |
Южная Корея |
19 |
5.12 |
24 |
5 |
Австралия |
20 |
5.12 |
20 |
0 |
Франция |
21 |
5.11 |
18 |
-3 |
Люксембург |
22 |
5.09 |
23 |
1 |
Новая Зеландия |
23 |
5.09 |
25 |
2 |
Объединённые Арабские Эмираты |
24 |
5.07 |
27 |
3 |
Малайзия |
25 |
5.06 |
21 |
-4 |
Израиль |
26 |
5.02 |
22 |
-4 |
Ирландия |
27 |
4.91 |
29 |
2 |
Бруней |
28 |
4.87 |
28 |
0 |
Китай |
29 |
4.83 |
26 |
-3 |
Исландия |
30 |
4.74 |
30 |
0 |
Пуэрто-Рико |
31 |
4.67 |
35 |
4 |
Оман |
32 |
4.65 |
32 |
0 |
Чили |
33 |
4.65 |
31 |
-2 |
Эстония |
34 |
4.64 |
33 |
-1 |
Бахрейн |
35 |
4.63 |
37 |
2 |
Испания |
36 |
4.60 |
36 |
0 |
Кувейт |
37 |
4.56 |
34 |
-3 |
Таиланд |
38 |
4.52 |
39 |
1 |
Чехия |
39 |
4.51 |
38 |
-1 |
Панама |
40 |
4.49 |
49 |
9 |
Польша |
41 |
4.46 |
41 |
0 |
Италия |
42 |
4.46 |
43 |
1 |
Турция |
43 |
4.45 |
59 |
16 |
Барбадос |
44 |
4.42 |
42 |
-2 |
Латвия |
45 |
4.41 |
44 |
-1 |
Азербайджан |
46 |
4.41 |
55 |
9 |
Мальта |
47 |
4.41 |
51 |
4 |
Бразилия |
48 |
4.40 |
53 |
5 |
Португалия |
49 |
4.40 |
45 |
-4 |
Индонезия |
50 |
4.40 |
46 |
-4 |
Казахстан |
51 |
4.38 |
72 |
21 |
Южная Африка |
52 |
4.37 |
50 |
-2 |
Мексика |
53 |
4.36 |
58 |
5 |
Маврикий |
54 |
4.35 |
54 |
0 |
Литва |
55 |
4.35 |
64 |
9 |
Словения |
56 |
4.34 |
57 |
1 |
Коста Рика |
57 |
4.34 |
61 |
4 |
Кипр |
58 |
4.32 |
47 |
-11 |
Индия |
59 |
4.32 |
56 |
-3 |
Венгрия |
60 |
4.30 |
48 |
-12 |
Перу |
61 |
4.28 |
67 |
6 |
Болгария |
62 |
4.27 |
74 |
12 |
Руанда |
63 |
4.24 |
70 |
7 |
Иордания |
64 |
4.23 |
71 |
7 |
Филиппины |
65 |
4.23 |
75 |
10 |
Иран |
66 |
4.22 |
62 |
-4 |
Россия |
67 |
4.20 |
66 |
-1 |
Шри-Ланка |
68 |
4.19 |
52 |
-16 |
Колумбия |
69 |
4.18 |
68 |
-1 |
Марокко |
70 |
4.15 |
73 |
3 |
Словакия |
71 |
4.14 |
69 |
-2 |
Черногория |
72 |
4.14 |
60 |
-12 |
Украина |
73 |
4.14 |
82 |
9 |
Уругвай |
74 |
4.13 |
63 |
-11 |
Вьетнам |
75 |
4.11 |
65 |
-10 |
Сейшельские Острова |
76 |
4.10 |
- |
- |
Грузия |
77 |
4.07 |
88 |
11 |
Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008–2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, среди которых основными являются макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансированию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.
Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три позиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.
Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.
Для того чтобы справиться с негативными тенденциями, в качестве важнейшей задачи экономической политики страны на современном этапе названо преодоление технологического отставания России.
Владимир Путин. О наших экономических задачах.
Россия должна занять значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. В противном случае страна будет постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии производства промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые не умеем создавать сами. При этом доля мирового валового продукта, принадлежащая таким технологиям, будет расти, а сырьевых товаров и традиционных услуг - сокращаться. Для возвращения технологического лидерства нужно тщательно выбрать приоритеты. Новая экономическая политика России должна быть сосредоточена вокруг таких отраслей, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Разумеется, традиционными секторами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются атомная промышленность и космос.
Восстановление инновационного характера экономики предполагается начать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность высшей школы становится национальной задачей: к 2020 г. планируется создать несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Для Российской академии наук, ведущих исследовательских университетов и государственных научных центров будут утверждены десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований, планируется увеличить финансирование до 25 млрд руб. (в 2018 г.) государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. В 2012 г. только 47 компаний с государственным участием приняли инновационные программы, однако в перспективе и частные корпорации должны приучиться к тому, что 3-5% своего валового дохода направляться в исследования и разработки.
Вторая сторона технологической модернизации - максимально быстрое освоение импортируемых технологий. Инвестируя в конкурентоспособность передовых отраслей экономики, Россия одновременно решает глобальную социальную задачу - развитие креативного класса и формирование пространства для его реализации.
Предполагается, что новая экономика России станет диверсифицированной: кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные секторы. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 г. увеличиться в полтора раза, при этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое. Это будет эффективная экономика с низкой энергоемкостью и высокой производительностью труда: предполагается обеспечить рост производительности по экономике в целом в два раза, а в ключевых секторах выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов. Это будет постоянно обновляющихся технологий: к концу десятилетия доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в 2,5 раза с нынешних 10,5 до 25%. Иными словами, планируется достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня.
На инвестиционном форуме «Россия-2012» В.В. Путин впервые представил инвесторам новую экономическую программу. Он отметил, что России принципиально важно «войти в число стран с наиболее привлекательным инвестиционным климатом. Нужно сделать 100 шагов вперед, чтобы в рейтинге со 120-го места подняться на 20-е». В.В. Путин обозначил конкретные ориентиры: сроки подключения к электросетям сократятся почти в четыре раза; бухгалтер будет тратить в три раза меньше времени на заполнение бумаг; грузовая фура будет пересекать таможню в семь раз быстрее, чем сейчас; для получения разрешения на строительство объекта понадобится в пять раз меньше времени и в три раза меньше бумаг.
100 шагов
вперед по улучшению
Работа по улучшению инвестиционного климата будет строиться на трех принципах: добросовестности работы бизнеса, широкого внедрения международных практик и сотрудничества бизнеса с государством. Для этого, во-первых, в России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей, в том числе и российских, а не только иностранных инвесторов. Новый омбудсмен получит особый юридический статус: он сможет инициировать нормативные акты, отстаивать интересы предпринимателей в суде, приостанавливать действие нормативных актов до решения суда. Во-вторых, будут совмещены административные и имущественные дела в судах на базе арбитражной судебной системы. В-третьих, из уголовного законодательства должны быть убраны «все рудименты советских норм». В частности, предложено ввести запрет на возбуждение уголовного производства о незаконности сделок без соответствующего решения арбитражного суда. Кроме того, будет изменен государственный контроль над предпринимательской деятельностью: должна произойти реорганизация в пользу саморегулирования и страхования ответственности. Наконец, предстоит гармонизировать российское корпоративное законодательство с документами европейских партнеров и, прежде всего, ускорить работу по акционерным соглашениям.
Таким образом, предстоит серьезная работа по повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской экономики, на что нацелена современная экономическая политика России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Василенко, И. А. Современная российская политика : учебник для магистров / И. А. Василенко. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 488 с. - Серия : Магистр.
2. Коуз Р. Фирма, рынок и право : пер. с англ. М. : Дело ЛТД, 1993. С.4.
3. Основы экономической теории : учеб. пособие для СПО и прикладного бакалавриата / Л. М. Куликов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. - 455 с. - Серия : Профессиональное образование.
4. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима 93. М., 1993. С. 10-23.
5. Экономическая политика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. Н. Лякина. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 432 с. - Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
6. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 792 с.
7. Экономическая теория : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. В.М. Соколинского. - 7-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 464 с. - (Бакалавриат).
8. 100 шагов Путина / авт. Ольга
Танас // Газета.Ru. URL: http://news.mail.ru/politics/
Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика