Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 07:30, курсовая работа
Экономическая политика как совокупность мер государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов для достижения желаемых параметров состояния или динамики народного хозяйства страны
возникла задолго до ее теоретического обоснования.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................2 стр.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ....................................................3 стр.
1.1. Предмет и методы экономической теории.............................................3 стр.
1.1.1. Экономика и система экономических наук...........................3-4 стр.
1.1.2. Предмет и функции экономической теории..........................4-5 стр.
1.1.3. Методы экономического исследования.................................5-8 стр.
1.2. Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция............8-14 стр.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА............................................15 стр.
2.1. Экономическая политика и экономические цели...........................15-16 стр.
2.2. Конфликты целей экономической политики: задачи правительства............................................................................................16-19 стр.
2.3. Субъекты (исполнители) экономической политики......................19-22 стр.
2.4. Неоклассический синтез как основа экономической политики государства................................................................................................22-23 стр.
2.5. Кейнсианцы и монетаристы: их влияние на экономическую политику....................................................................................................23-25 стр.
2.6. Экономическая политика России.....................................................25-35 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................36-37 стр.
Кейнсианцы деньгам отводят второстепенную роль. Они утверждают, что деньги имеют значение, но импульс экономического роста нужно видеть в росте правительственных расходов, или независимых инвестиций, а не в увеличении денег в обращении.
Монетаристы вопреки кейнсианцам утверждают, что именно деньги определяет уровень экономической активности в стране.
В деньгах они видят единственно важный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Они предлагают отличную от имеющейся в кейнсианской модели цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем экономической активности. Они утверждают, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов - реальные и финансовые, и увеличивает объем производства (PQ).
Следует заметить, что политика монетаристов легла в основу экономических преобразований в период перехода России к рыночной экономике. Результаты ее оказались более чем плачевны.
Кейнсиацы делают упор на совокупные расходы и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение:
C + I + G + Xn = ЧНП.
Монетаристы делают упор на деньги. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:
MV = PQ,
где M - предложение денег; V - скорость обращения денег, т.е. среднее количество раз, которое рубль тратится на приобретение готовых товаров и услуг в течение года; P - уровень цен или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства; Q - физический объем производственных товаров и услуг.
Кейнсианское управление можно легко «перевести» на монетаристский язык. Можно заменить кейнсианское уравнение C + I + G + Xn - ЧНП в номинальном выражении на монетаристское уравнение обмена MV = PQ. Таким образом, два подхода являются двумя взглядами на одно и то же.
Рассмотрим проблему влияния скорости обращения денег на уровень дохода.
Кейнсианцы считают, что V - нестабильна и непредсказуема. Их позиция состоит в том, что 1) деньги требуются не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов; 2) деньги, на которые предъявляется спрос для сделок, будут «активными» деньгами, т.е. деньгами, которые переходят из рук в руки и обращаются в потоке доходов-расходов. Монетаристы считают, что V - скорость обращения денег - стабильна и предсказуема. Они утверждают, что: 1) люди предъявляют довольно стабильный спрос на деньги для покупки текущего объема производства по сравнению с другими финансовыми активами и расходами; 2) факторы, определяющие количество денег, которое хотят иметь физические (частные) и юридические (предприятия) лица в каждый данный момент, не зависят от денежного предложения. И самое главное: количество денег, которое население желает иметь, определяется уровнем ЧНП. С точки зрения кейнсианцев, скорость обращения денег изменяется: 1) прямо пропорционально ставке процента и 2) обратно пропорционально предложению денег. Если это так, то стабильная связь между M и номинальным ЧНП, которую предлагает монетаристский передаточный механизм, отсутствует, так как v изменяется с изменением M.
Вывод: кейнсианцы утверждают, что на самом деле цепь причинно-следственных связей идет скорее по направлению от совокупных расходов к объему производства в стране и к денежному предложению, чем от денежного предложения к совокупному спросу и к объему производства в стране, как заявляют монетаристы.
Второй вопрос: как кейнсианцы и монетаристы оценивают роли фискальной политики в экономическом развитии?
Кейнсианцы считают, что фискальная политика является мощным стабилизационным инструментом. По их утверждению, это происходит потому, что: а) государственные расходы являются составной частью совокупных расходов и б) изменения в налогообложении оказывают прямое и существенное воздействие на потребление и капиталовложения.
Монетаристы утверждают, что воздействие фискальной политики слабо и неопределенно. Они считают, что пока государственные (дефицитные) расходы не покрываются расширением денежного предложения, неизбежно будет рост процентной ставки и сокращение частных инвестиций.
Однако в целом неоклассический синтез - «в почете» у современных экономистов. Сегодня не многие экономисты придерживаются крайнего кейнсианского взгляда, согласно которому «деньги не имеют значения» или противоположной монетаристской крайности, согласно которой «только деньги имеют значение». Не смотря на важные различия в их взглядах, не следует упускать из виду тот основополагающий факт, что согласно обеим теориям: 1) деньги воздействуют на ЧНП в одинаковом направлении и 2) расширение денежного предложения увеличивает ЧНП, и наоборот. Полемика же сосредоточена на количественном значении этих изменений.
Вывод: с кейнсианской точки зрения рыночная система подвержена макроэкономической нестабильности. Для исправления этого недостатка нужна активная государственная политика с упором на фискальные меры.
С монетаристской точки зрения рыночная система обладает высокой степенью конкурентности и обеспечивает макроэкономическую стабильность. Монетаристы склоняются к политике частного предпринимательства при ограниченном вмешательстве государства.
В конечном итоге можно сказать, что между кейнсианцами и монетаристами идет постоянная борьба за обеспечение их влияния на экономическую политику правительства. Если рассматривать этот вопрос относительно России, то в первые годы проведения курса рыночных реформ (1991-1998) приоритет получила монетаристская политика. Именно это обстоятельство во многом сыграло негативную роль в экономическом развитии России. И только в конце 2000 г. и в настоящее время в России начинает побеждать позиция, основанная на разумном сочетании соответствующей денежно-кредитной и фискальной политики.
2.6. Экономическая политика России.
Экономическая политика России призвана играть главную роль в общении стабильности экономической сферы общества, гарантируя свободу предпринимательской деятельности, защиту прав собственников и потребителей.
Для эффективного функционирования рыночной экономики требуются благоприятная социальная, организационная, нормативно-правовая среда, политическая стабильность, которые обеспечиваются силой и авторитетом государства. Именно государство выступает гарантом поддержания конкурентной среды, когда следит за соблюдением антимонопольного законодательства. Одновременно государство регулирует финансовую сферу, обеспечивая гарантии надежности национальной валюты и стабильности денежной системы. Важным регулятором экономической жизни является принятие и распределение государственного бюджета, в котором определяется смета финансирования важнейших государственных программ. В периоды экономических кризисов роль государственного регулирования экономики особенно важна, поскольку именно государство способно в критический момент мобилизовать все ресурсы общества для выхода из кризиса.
Данные, представленные в табл. 1, позволяют сравнить основные макроэкономические и научно-технические показатели развития России в 2000-е гг. и наглядно увидеть их рост.
Таблица 1. Основные макроэкономические и научно-технические показатели развития России в 2000-2009 гг.
Показатели |
2000 г. |
2005 г. |
2009 г. |
ВВП (млрд, долл. США, в ценах 2000 г.) |
259,71 |
349,85 |
397,95 |
ВВП на душу населения (долл. США, в ценах 2000 г.) |
1775 |
2443 |
2805 |
Внутренние затраты на исследования и разработки (ИиР) (в % ВВП): - включая затраты частного сектора на ИиР (в % ВВП) |
1,05
0,2 |
1,07
0,22 |
1,24
0,24 |
Экспорт высокотехнологичной продукции (млрд долл. США, в текущих ценах) |
4,19 |
3,69 |
4,6 |
Экспорт высокотехнологичной продукции гражданского назначения (% мирового рынка) |
- |
0,45 |
0,25 |
Патентные заявки (резиденты) |
23377 |
23644 |
27712 |
Исследователей на миллион населения |
2912 |
2740 |
2602 |
Число занятых в сфере ИиР, включая: - частный сектор - госсектор - сектор высшего образования (например, университеты) - некоммерческий сектор |
887729 590646 255850 40787
446 |
813207 496706 272718 43500
283 |
742433 432415 260360 48498
1160 |
Концепция долгосрочного развития России.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в качестве стратегической цели государственной политики определяет достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП. Достижение этой цели государственной политики означает формирование качественно нового образа будущего России к концу следующего десятилетия и в частности предусматривает:
1) выход России на стандарты благосостояния развитых стран;
2) высокое качество и комфортные условия жизни населения;
3) создание благоприятной среды обитания человека;
4)
изменение социальной
5) инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10% рынка) и интеллектуальных услуг по четырем - шести и более крупным позициям. Предполагается формирование условий для массового появления новых компаний во всех секторах экономики, в первую очередь «экономики знаний»;
6)
лидерство России в поставках
энергоресурсов на мировые
7) создание разветвленной транспортной сеть, обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг;
8)
лидерство в интеграционных
9)
формирование новой модели
10) обеспечение гарантированной реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.
Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала.
Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.
Инновационный путь развития позволяет повысить социальную устойчивость и справедливость в обществе, поскольку выигрыш от экономического роста получает не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экспортных доходов, но и основные социальные группы, связанные с развитием инфраструктуры, аграрного комплекса, базовых отраслей промышленности и сферы производства. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение национальной конкурентоспособности и эффективности, а не на перераспределение имеющегося богатства и социальную конфронтацию.
Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:
а) диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20%, а вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее двух-трех процентных пунктов;
б) повышения эффективности и конкурентоспособности экономики без существенного наращивания производственных ресурсов. К 2020 г. производительность труда должна увеличиться в 2,4-2,6 раза (по отдельным секторам - до четырех раз), а энергоэффективность - в 1,6-1,8 раза;
в) высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50%, а инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35%;
Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика