Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены вопросы о структуре бюджета РФ, его доходной и расходной составляющей, проблема о сбалансированности бюджета, дефицит бюджета (а также и профицит), его причины и последствия, методы финансирования. Также были изучены вопросы о государственном долге РФ, его формах, методах управления долгом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..........3
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Стимулирующая фискальная политика……………………...5
1.2 Сдерживающая фискальная политика………………….…....7
2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
2.1 Бюджет государства………………………………….…..10
2.2 Причины и последствия бюджетного дефицита…….....14
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
3.1 Государственный долг и его формы………………………..21
3.2 Управление государственным долгом……………..............27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………...….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………......37

Файлы: 1 файл

Экономическая теория курсовая.docx

— 139.10 Кб (Скачать файл)

Расходы государственного бюджета выполняют  функции политического, социального  и хозяйственного регулирования.

Первое  место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. В этом проявляется  главное направление бюджетной  политики, как и государственной  экономической политики в целом  – стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства – квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя и своей внешнеэкономической политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство.

Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно-управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования  могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство.

В периоды  кризисов и депрессий расходы  государственного бюджета на хозяйственные  цели, как правило, растут, а во время  «перегрева» конъюнктуры – сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета  оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование  экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность госрегулирования экономики с помощью  бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

2.2 Причины и последствия бюджетного дефицита

В тех  случаях, когда имеющиеся у бюджета  доходы недостаточны для осуществления  расходов, говорят о возникновении  бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.

Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует  о каком-то чрезвычайном положении  в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее  спланированы, но должны быть обязательно  осуществлены независимо от наличия  средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой  другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой  рост, однако, может оказаться несовместимым  с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета  сводит на нет действия налога как  автоматического стабилизатора (при  спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы  погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста.

 Виды дефицита, нормальный и критический размеры.

Дефицит подразделяется на структурный и циклический. Структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы (например, 6%). Когда экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла.

В теории различают также активный и пассивный  дефициты.

Первый  возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с  ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих  мест, увеличивает занятость и  уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй  – в связи со снижением налоговых  и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В  России, например, велики «недоимки», которые  являются следствием сокращения реального  ВВП, а также неплатежей со стороны  предприятий и организаций.

Выделяют  также особый вид дефицита - первичный  дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент  его обслуживания, т.е возрастает «бремя долга» в экономике.

Если  возникает временный бюджетный  дефицит, имеются перспективы его  преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.

Нормальным  считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в  стране. Такой дефицит бюджета  обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит  до 10% суммы доходов считается  допустимым, тогда как дефицит  более 20% - критическим. А, например, в  середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а  то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается  как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство  стремится ежегодно принимать бездефицитный  бюджет, это может усугублять циклические  колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения  налогов. Поэтому при регулировании  дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые  принимает на себя государство, очень  велик. Эти обязательства накапливаются  десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает  интересы влиятельных структур. Некоторые  расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Законами  о федеральном бюджете России дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако, к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. И уже теперь госбюджет РФ сводится с профицитом. С 2003 года картина бюджетного профицита выглядит следующим образом (табл. №1.1)

Таблица №1.1

Профицит  консолидированного бюджета (в процентах  к ВВП)1

 

1 квартал

1 полугодие

Январь-Сентябрь

Год

2003

3,6

6,8

7,1

4,9

2004

4,3

5,5

5,8

4,5

2005

15,0

14,5

8,6

7,7

2006

12,5

     

 

Если  при составлении проекта бюджета  обнаруживается превышение доходов  над расходами, это означает, что  существует резерв для осуществления  дополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому  российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные  бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если плановый объем  доходов оказывается выше расходов, до окончательного принятия закона о  бюджете следует сократить профицит в следующей последовательности;

1) уменьшить  доходы от продажи государственной  или муниципальной собственности  (для федерального бюджета - от  реализации государственных запасов  и резервов);

2) направить  средства на дополнительное погашение  долговых обязательств;

3) увеличить  расходы бюджета, в том числе  за счет передачи части доходов  бюджетам других уровней.

Если  же эти меры осуществлять нецелесообразно, необходимо снизить налоговые поступления  в бюджет, что потребует внесения изменений в налоговое законодательство. Это, в свою очередь, будет означать уменьшение налоговой нагрузки на экономику и способствовать повышению экономической активности.

Если  бюджет на очередной год принимается  с дефицитом, в законе о бюджете  необходимо предусмотреть источники  его финансирования. К ним относятся  различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового  рынка.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное  финансирование означает, что для  покрытия бюджетного дефицита правительство  получает кредиты центрального банка  или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод  имеет существенные недостатки, поэтому  законодательство многих стран накладывает  жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства  центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в  том, что при таком подходе  центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие  от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска  доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются  на нем, а по истечении определенного  срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку  деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит  преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо  государственных займов, источниками  финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и  компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст. 94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние  источники:

-  кредиты,  полученные от кредитных организаций  в рублях;

Информация о работе Экономическая теория