Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:16, курсовая работа
В работе рассмотрены вопросы о структуре бюджета РФ, его доходной и расходной составляющей, проблема о сбалансированности бюджета, дефицит бюджета (а также и профицит), его причины и последствия, методы финансирования. Также были изучены вопросы о государственном долге РФ, его формах, методах управления долгом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..........3
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Стимулирующая фискальная политика……………………...5
1.2 Сдерживающая фискальная политика………………….…....7
2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
2.1 Бюджет государства………………………………….…..10
2.2 Причины и последствия бюджетного дефицита…….....14
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
3.1 Государственный долг и его формы………………………..21
3.2 Управление государственным долгом……………..............27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………...….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………......37
В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема госдолга.
Происходит сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций федерального займа).
В общем можно сказать, что положение нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики с начала 2000 года вселяет надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снижалась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Достигнуты высокие объемы сальдо торгового баланса, что позволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов. Но все равно вопрос государственного долга и бюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
11. Алферов В., Бондарь Т. Структура инвесторов на рынке государственного долга России далека от совершенства. // РЦБ – 2007 г. – № 8 – с.29-34.
12. Вавилов А. Внутренние проблемы внешнего долга // Коммерсант №59 6 апреля 2006 года.
13. Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств. // РЦБ – 2007 г. – № 8 – с. 19-22.
14. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред.М.И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2007.
15. Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А.Я. Лившицем) // Финансы, № 9, 2005.
Структура распределения доходов и расходов в консолидированном бюджете (в процентах к общему объему доходов)5
Таблица №1
Январь |
Январь- Февраль |
Январь-Март |
Январь-Апрель |
Январь-Май |
Январь-Июнь |
Январь-Июль |
Январь-Август |
Январь-Сентябрь |
Январь-Октябрь |
Январь-Ноябрь |
Январь-Декабрь | |||||||||||||
Доходы |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | ||||||||||||
Из них: | ||||||||||||||||||||||||
Налог на прибыль организаций | ||||||||||||||||||||||||
2002 |
11,4 |
12,1 |
13,0 |
15,3 |
15,2 |
14,5 |
14,4 |
14,0 |
13,5 |
13,9 |
13,6 |
13,2 | ||||||||||||
2003 |
10,1 |
9,2 |
11,9 |
13,6 |
13,1 |
12,7 |
13,3 |
12,8 |
12,6 |
13,1 |
12,7 |
12,7 | ||||||||||||
2004 |
9,4 |
8,0 |
13,5 |
16,6 |
15,9 |
15,8 |
16,2 |
16,0 |
15,8 |
15,9 |
16,1 |
16,0 | ||||||||||||
2005 |
- |
18,3 |
20,8 |
20,6 |
20,0 |
19,3 |
18,6 |
18,5 |
17,9 |
18,0 |
18,0 |
17,5 | ||||||||||||
2006 |
- |
9,1 |
16,7 |
14,7 |
18,0 |
14,1 |
||||||||||||||||||
Налог на доходы физических лиц | ||||||||||||||||||||||||
2002 |
8,5 |
9,3 |
9,5 |
9,4 |
9,2 |
9,5 |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
9,7 |
9,8 |
10,2 | ||||||||||||
2003 |
9,9 |
10,6 |
10,3 |
10,0 |
9,9 |
10,2 |
10,4 |
10,5 |
10,6 |
10,5 |
10,6 |
11,0 | ||||||||||||
2004 |
10,6 |
11,7 |
11,2 |
10,5 |
10,4 |
10,4 |
10,6 |
10,5 |
10,4 |
10,3 |
10,2 |
10,6 | ||||||||||||
2005 |
- |
7,3 |
7,8 |
8,1 |
8,4 |
8,7 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
8,9 |
8,9 |
9,3 | ||||||||||||
2006 |
- |
9,3 |
8,9 |
9,1 |
8,9 |
7,4 |
||||||||||||||||||
Единый социальный налог | ||||||||||||||||||||||||
2004 |
7,5 |
9,3 |
9,2 |
8,8 |
8,8 |
8,8 |
8,6 |
8,5 |
8,4 |
8,2 |
8,0 |
8,2 | ||||||||||||
2005 |
- |
3,6 |
3,6 |
3,5 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,5 |
3,5 |
3,5 | ||||||||||||
2006 |
- |
3,2 |
3,2 |
3,3 |
3,2 |
4,5 |
||||||||||||||||||
Налог на добавленную стоимость | ||||||||||||||||||||||||
2002 |
21,0 |
20,6 |
21,7 |
20,5 |
20,8 |
21,3 |
21,2 |
21,4 |
21,9 |
21,6 |
21,7 |
21,4 | ||||||||||||
2003 |
27,2 |
24,6 |
22,9 |
21,6 |
21,3 |
21,6 |
21,3 |
21,5 |
21,7 |
21,5 |
21,6 |
21,3 | ||||||||||||
2004 |
26,5 |
23,4 |
20,7 |
19,3 |
19,9 |
19,5 |
19,8 |
19,8 |
19,9 |
19,9 |
19,9 |
19,7 | ||||||||||||
2005 |
- |
26,5 |
25,5 |
23,7 |
23,0 |
22,1 |
21,6 |
21,1 |
20,7 |
10,3 |
14,0 |
13,5 | ||||||||||||
2006 |
- |
22,9 |
19,2 |
18,8 |
17,1 |
13,3 |
||||||||||||||||||
Акцизы | ||||||||||||||||||||||||
2002 |
8,8 |
9,9 |
9,3 |
8,5 |
8,2 |
8,4 |
8,0 |
7,8 |
7,8 |
7,6 |
7,5 |
7,5 | ||||||||||||
2003 |
10,8 |
10,9 |
10,6 |
9,4 |
9,1 |
9,1 |
8,9 |
8,7 |
8,5 |
8,5 |
8,3 |
8,3 | ||||||||||||
2004 |
10,2 |
8,9 |
7,4 |
6,1 |
5,7 |
5,3 |
5,0 |
4,9 |
4,9 |
4,7 |
4,6 |
4,5 | ||||||||||||
2005 |
- |
4,0 |
4,0 |
3,8 |
3,7 |
3,4 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
3,3 | ||||||||||||
2006 |
- |
3,3 |
3,0 |
3,0 |
2,8 |
2,3 |
||||||||||||||||||
Налоги на имущество | ||||||||||||||||||||||||
2004 |
0,4 |
0,7 |
1,4 |
3,3 |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
3,2 |
2,9 |
2,8 |
3,0 |
2,7 | ||||||||||||
2005 |
- |
1,0 |
2,0 |
2,9 |
3,3 |
3,0 |
3,2 |
3,4 |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
3,3 | ||||||||||||
2006 |
- |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
3,5 |
2,5 |
||||||||||||||||||
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | ||||||||||||||||||||||||
2004 |
9,8 |
11,5 |
10,6 |
9,9 |
10,0 |
10,2 |
10,1 |
10,1 |
10,6 |
10,7 |
10,8 |
10,7 | ||||||||||||
2005 |
- |
8,0 |
10,0 |
10,6 |
11,0 |
11,1 |
11,4 |
11,7 |
12,1 |
12,3 |
12,3 |
12,2 | ||||||||||||
2006 |
- |
16,5 |
13,8 |
13,8 |
13,4 |
10,8 |
продолжение табл. №1
Доходы
от внешнеэкономической | ||||||||||||
2002 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
2003 |
1,1 |
1,7 |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
2004 |
1,0 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
2005 |
- |
17,8 |
17,6 |
17,8 |
18,5 |
19,3 |
19,6 |
20,1 |
20,7 |
20,9 |
21,5 |
22,2 |
2006 |
- |
27,0 |
25,1 |
25,5 |
24,7 |
19,9 |
||||||
Доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и | ||||||||||||
2002 |
5,4 |
4,5 |
4,2 |
4,0 |
3,9 |
4,0 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,5 |
2003 |
7,2 |
5,2 |
5,0 |
4,9 |
6,4 |
6,2 |
6,0 |
5,8 |
5,9 |
5,8 |
5,7 |
5,8 |
2004 |
4,8 |
4,3 |
4,8 |
5,0 |
4,9 |
6,3 |
6,1 |
6,1 |
6,0 |
6,1 |
5,9 |
6,1 |
2005 |
- |
1,9 |
2,2 |
2,4 |
2,4 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
3,1 |
3,0 |
3,1 |
2006 |
- |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,3 |
2,9 |
||||||
------------------------------ | ||||||||||||
Расходы |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Из них на: | ||||||||||||
Общегосударственные вопросы | ||||||||||||
2005 |
- |
14,0 |
14,5 |
13,3 |
12,5 |
13,0 |
12,6 |
13,3 |
13,0 |
12,2 |
12,2 |
12,6 |
2006 |
- |
11,7 |
12,5 |
11,4 |
11,2 |
8,6 |
||||||
из них на обслуживание государственного и муниципального долга | ||||||||||||
2002 |
11,4 |
14,8 |
13,6 |
9,6 |
9,1 |
8,6 |
8,2 |
8,8 |
8,9 |
7,9 |
7,2 |
7,0 |
2003 |
8,6 |
11,9 |
11,3 |
8,6 |
7,8 |
7,3 |
6,9 |
7,5 |
7,6 |
7,1 |
6,6 |
6,1 |
2004 |
6,1 |
9,7 |
9,3 |
6,8 |
6,1 |
5,9 |
5,6 |
6,2 |
6,3 |
5,8 |
5,3 |
4,9 |
2005 |
- |
10,1 |
11,1 |
10,6 |
10,5 |
10,0 |
10,1 |
9,8 |
9,1 |
9,2 |
9,3 |
9,8 |
2006 |
- |
5,2 |
4,9 |
3,8 |
3,3 |
2,4 |
||||||
Национальную оборону | ||||||||||||
2002 |
5,7 |
6,4 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
8,6 |
8,7 |
8,6 |
8,5 |
8,3 |
8,5 |
8,7 |
2003 |
7,4 |
8,4 |
9,4 |
9,4 |
9,3 |
9,1 |
9,0 |
8,9 |
8,9 |
8,9 |
8,9 |
9,0 |
2004 |
9,5 |
9,7 |
10,0 |
10,7 |
10,2 |
9,6 |
9,6 |
9,3 |
9,3 |
9,3 |
9,3 |
9,2 |
2005 |
- |
10,1 |
11,1 |
10,6 |
10,5 |
10,0 |
10,1 |
9,8 |
9,1 |
9,2 |
9,3 |
9,8 |
2006 |
- |
9,4 |
10,9 |
10,7 |
10,7 |
7,8 |
||||||
Национальную безопасность и правоохранительную деятельность | ||||||||||||
2005 |
- |
9,7 |
9,9 |
9,8 |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
9,6 |
9,3 |
9,6 |
9,9 |
9,8 |
2006 |
- |
11,6 |
10,8 |
10,5 |
10,3 |
7,7 |
||||||
Национальную экономику | ||||||||||||
2005 |
- |
8,2 |
10,1 |
10,8 |
10,7 |
11,1 |
11,2 |
11,4 |
11,3 |
11,7 |
12,0 |
12,8 |
2006 |
- |
7,1 |
8,7 |
9,4 |
10,3 |
8,1 |
||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство | ||||||||||||
2004 |
7,7 |
6,7 |
6,3 |
6,2 |
6,4 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,3 |
6,2 |
6,2 |
2005 |
- |
6,3 |
6,7 |
6,6 |
6,8 |
7,2 |
7,1 |
7,4 |
7,3 |
7,5 |
7,6 |
7,9 |
2006 |
- |
5,4 |
6,1 |
6,2 |
6,4 |
5,1 |
||||||
Социально-культурные мероприятия | ||||||||||||
2002 |
48,2 |
45,3 |
43,0 |
43,8 |
42,8 |
42,6 |
42,2 |
41,2 |
40,7 |
41,1 |
41,2 |
40,3 |
2003 |
31,3 |
29,0 |
28,8 |
29,8 |
29,9 |
30,7 |
30,3 |
29,5 |
29,2 |
29,4 |
29,7 |
29,7 |
2004 |
35,7 |
32,9 |
31,6 |
32,2 |
32,2 |
32,9 |
32,5 |
31,7 |
31,4 |
31,5 |
31,6 |
31,4 |
2005 |
- |
30,8 |
33,5 |
33,5 |
33,7 |
35,5 |
34,8 |
33,9 |
32,3 |
33,8 |
33,8 |
|
2006 |
- |
31,8 |
33,8 |
33,6 |
34,4 |
51,4 |
«-» - нет данных.
Таблица № 2
Объем и структура государственного внутреннего долга в 2000 – 2006 гг. (в млн. руб.)6
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
ВСЕГО |
576232,7 |
557417,1 |
533514,0 |
679914,4 |
681555,8 |
778303,1 |
995840,0 |
Целевой заем 1990 года |
3206,8 |
2618,6 |
3776,3 |
3009,2 |
2984,9 |
3208,6 |
3053,9 |
Целевые вклады и чеки на автомобили |
2376,3 |
2110,6 |
2938,7 |
2447,3 |
20055,8 |
1962,5 |
639,3 |
Государственный
внутренний заем |
79,2 |
10,0 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
Государственный внутренний заем 1992г. |
139,0 |
176,5 |
210,7 |
77,2 |
40,3 |
32,9 |
- |
Казначейские обязательства |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
- |
- |
Задолженность
по АПК, |
3360,0 |
12240,0 |
1680,0 |
1120,0 |
560,0 |
- |
- |
Государственные
краткосрочные |
7433,2 |
3051,1 |
19,541,5 |
18815,2 |
2722,5 |
244,0 |
- |
Задолженность
по централизованным |
20878,1 |
15556,8 |
12559,4 |
8990,6 |
5997,9 |
3007,4 |
- |
Государственные гарантии |
819,5 |
1023,0 |
16,8 |
8616,4 |
5575,6 |
12926,8 |
- |
Задолженность
предприятий текстильной |
- |
350,0 |
280,0 |
210,0 |
140,0 |
70,0 |
- |
Задолженность
по финансированию |
1750,2 |
1263,7 |
1020,4 |
777,1 |
533,8 |
290,6 |
47,3 |
Облигации
федеральных займов с |
42,6 |
24106,0 |
24100,8 |
24100,8 |
24100,8 |
1295,0 |
48848,0 |
продолжение табл. №2
Государственный
сберегательный заем I |
4878,5 |
3000,0 |
124,7 |
106,6 |
100,0 |
203,5 |
- |
Государственный
внутренний целевой заем |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Облигации
федеральных займов с |
402213,2 |
359211,3 |
307820,6 |
350741,5 |
50476,3 |
43307 |
- |
Облигации
государственных нерыночных |
2690,0 |
19498 |
20727,2 |
11500,0 |
11500,0 |
- |
- |
Задолженность
по централизованным |
82,1 |
70,4 |
58,6 |
35,2 |
23,5 |
11,7 |
- |
Авалированные векселя "Агропромбанку" |
354,4 |
354,4 |
114,6 |
- |
- |
- |
- |
Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) |
112429,6 |
122766,8 |
138533,6 |
207069,9 |
199310,7 |
171224 |
235664,5 |
Государственные
сберегательные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
85000,0 |
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) |
- |
- |
- |
42286,9 |
375423,4 |
542235,1 |
546419,5 |