Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены вопросы о структуре бюджета РФ, его доходной и расходной составляющей, проблема о сбалансированности бюджета, дефицит бюджета (а также и профицит), его причины и последствия, методы финансирования. Также были изучены вопросы о государственном долге РФ, его формах, методах управления долгом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..........3
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Стимулирующая фискальная политика……………………...5
1.2 Сдерживающая фискальная политика………………….…....7
2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
2.1 Бюджет государства………………………………….…..10
2.2 Причины и последствия бюджетного дефицита…….....14
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
3.1 Государственный долг и его формы………………………..21
3.2 Управление государственным долгом……………..............27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………...….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………......37

Файлы: 1 файл

Экономическая теория курсовая.docx

— 139.10 Кб (Скачать файл)

В связи  с этим на передний план снова выдвигается  проблема госдолга.

Происходит  сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений  валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных  финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций  федерального займа).

В общем  можно сказать, что положение  нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики с начала 2000 года вселяет надежду. Значительно  улучшилась динамика поступления доходов  в бюджет, снижалась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Достигнуты высокие объемы сальдо торгового баланса, что позволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов. Но все равно вопрос государственного долга и бюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2006 - №1. С. 58-67.
  2. Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М.: Дрофа, 2003. – 448 с.; ил.
  3. Сайт Министерства Финансов http://www1.minfin.ru.
  4. Сайт «Ресурсы Университетской информационной системы РОССИЯ» http://www.cir.ru.
  5. Федеральный закон РФ от 07.12.2005 «О федеральном бюджете на 2006 год».
  6. Шабалин, А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. – 2006 - №3. С. 50-57.
  7. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономист, 2005. – 896 с.
  8. Экономический журнал ВШЭ. – 2006 - №3 – с.528-530
  9. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад.                    В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2000. – 714 с.
  10. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 464 с.

         11. Алферов В., Бондарь Т. Структура инвесторов на рынке государственного долга России далека от совершенства. // РЦБ – 2007 г. – № 8 – с.29-34.

        12. Вавилов А. Внутренние проблемы внешнего долга // Коммерсант №59 6 апреля 2006 года.

       13. Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств. // РЦБ – 2007 г. – № 8 – с. 19-22.

      14. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред.М.И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2007.

    15. Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А.Я. Лившицем) // Финансы, № 9, 2005.

 

 

Приложение

Структура распределения  доходов и расходов в консолидированном  бюджете (в процентах к общему объему доходов)5

Таблица №1

 

Январь

Январь- Февраль

Январь-Март

Январь-Апрель

Январь-Май

Январь-Июнь

Январь-Июль

Январь-Август

Январь-Сентябрь

Январь-Октябрь

Январь-Ноябрь

Январь-Декабрь

Доходы

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Из  них:

Налог на прибыль организаций

2002

11,4

12,1

13,0

15,3

15,2

14,5

14,4

14,0

13,5

13,9

13,6

13,2

2003

10,1

9,2

11,9

13,6

13,1

12,7

13,3

12,8

12,6

13,1

12,7

12,7

2004

9,4

8,0

13,5

16,6

15,9

15,8

16,2

16,0

15,8

15,9

16,1

16,0

2005

-

18,3

20,8

20,6

20,0

19,3

18,6

18,5

17,9

18,0

18,0

17,5

2006

-

9,1

16,7

14,7

18,0

14,1

           

Налог на доходы физических лиц

2002

8,5

9,3

9,5

9,4

9,2

9,5

9,7

9,8

9,8

9,7

9,8

10,2

2003

9,9

10,6

10,3

10,0

9,9

10,2

10,4

10,5

10,6

10,5

10,6

11,0

2004

10,6

11,7

11,2

10,5

10,4

10,4

10,6

10,5

10,4

10,3

10,2

10,6

2005

-

7,3

7,8

8,1

8,4

8,7

9,0

9,0

9,0

8,9

8,9

9,3

2006

-

9,3

8,9

9,1

8,9

7,4

           

Единый  социальный налог

2004

7,5

9,3

9,2

8,8

8,8

8,8

8,6

8,5

8,4

8,2

8,0

8,2

2005

-

3,6

3,6

3,5

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,5

3,5

3,5

2006

-

3,2

3,2

3,3

3,2

4,5

           

Налог на добавленную стоимость

2002

21,0

20,6

21,7

20,5

20,8

21,3

21,2

21,4

21,9

21,6

21,7

21,4

2003

27,2

24,6

22,9

21,6

21,3

21,6

21,3

21,5

21,7

21,5

21,6

21,3

2004

26,5

23,4

20,7

19,3

19,9

19,5

19,8

19,8

19,9

19,9

19,9

19,7

2005

-

26,5

25,5

23,7

23,0

22,1

21,6

21,1

20,7

10,3

14,0

13,5

2006

-

22,9

19,2

18,8

17,1

13,3

           

Акцизы

2002

8,8

9,9

9,3

8,5

8,2

8,4

8,0

7,8

7,8

7,6

7,5

7,5

2003

10,8

10,9

10,6

9,4

9,1

9,1

8,9

8,7

8,5

8,5

8,3

8,3

2004

10,2

8,9

7,4

6,1

5,7

5,3

5,0

4,9

4,9

4,7

4,6

4,5

2005

-

4,0

4,0

3,8

3,7

3,4

3,5

3,5

3,5

3,4

3,4

3,3

2006

-

3,3

3,0

3,0

2,8

2,3

           

Налоги  на имущество

2004

0,4

0,7

1,4

3,3

3,5

3,0

3,0

3,2

2,9

2,8

3,0

2,7

2005

-

1,0

2,0

2,9

3,3

3,0

3,2

3,4

3,3

3,4

3,5

3,3

2006

-

1,0

2,0

3,0

3,5

2,5

           

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2004

9,8

11,5

10,6

9,9

10,0

10,2

10,1

10,1

10,6

10,7

10,8

10,7

2005

-

8,0

10,0

10,6

11,0

11,1

11,4

11,7

12,1

12,3

12,3

12,2

2006

-

16,5

13,8

13,8

13,4

10,8

           



 

 

 

 

продолжение табл. №1

Доходы  от внешнеэкономической деятельности

2002

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

1,5

1,5

1,5

1,6

2,0

1,9

1,9

2003

1,1

1,7

1,5

1,3

1,2

1,3

1,4

1,4

1,4

1,3

1,3

1,3

2004

1,0

0,8

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

2005

-

17,8

17,6

17,8

18,5

19,3

19,6

20,1

20,7

20,9

21,5

22,2

2006

-

27,0

25,1

25,5

24,7

19,9

           

Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности

2002

5,4

4,5

4,2

4,0

3,9

4,0

4,4

4,4

4,4

4,4

4,4

4,5

2003

7,2

5,2

5,0

4,9

6,4

6,2

6,0

5,8

5,9

5,8

5,7

5,8

2004

4,8

4,3

4,8

5,0

4,9

6,3

6,1

6,1

6,0

6,1

5,9

6,1

2005

-

1,9

2,2

2,4

2,4

2,9

2,9

2,9

2,9

3,1

3,0

3,1

2006

-

2,2

2,3

2,4

2,3

2,9

           

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расходы

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Из  них на:

Общегосударственные вопросы

2005

-

14,0

14,5

13,3

12,5

13,0

12,6

13,3

13,0

12,2

12,2

12,6

2006

-

11,7

12,5

11,4

11,2

8,6

           

          из них на обслуживание государственного и муниципального долга

2002

11,4

14,8

13,6

9,6

9,1

8,6

8,2

8,8

8,9

7,9

7,2

7,0

2003

8,6

11,9

11,3

8,6

7,8

7,3

6,9

7,5

7,6

7,1

6,6

6,1

2004

6,1

9,7

9,3

6,8

6,1

5,9

5,6

6,2

6,3

5,8

5,3

4,9

2005

-

10,1

11,1

10,6

10,5

10,0

10,1

9,8

9,1

9,2

9,3

9,8

2006

-

5,2

4,9

3,8

3,3

2,4

           

Национальную  оборону

2002

5,7

6,4

7,5

8,0

8,5

8,6

8,7

8,6

8,5

8,3

8,5

8,7

2003

7,4

8,4

9,4

9,4

9,3

9,1

9,0

8,9

8,9

8,9

8,9

9,0

2004

9,5

9,7

10,0

10,7

10,2

9,6

9,6

9,3

9,3

9,3

9,3

9,2

2005

-

10,1

11,1

10,6

10,5

10,0

10,1

9,8

9,1

9,2

9,3

9,8

2006

-

9,4

10,9

10,7

10,7

7,8

           

Национальную  безопасность и правоохранительную деятельность

2005

-

9,7

9,9

9,8

9,7

9,8

9,8

9,6

9,3

9,6

9,9

9,8

2006

-

11,6

10,8

10,5

10,3

7,7

           

Национальную  экономику

2005

-

8,2

10,1

10,8

10,7

11,1

11,2

11,4

11,3

11,7

12,0

12,8

2006

-

7,1

8,7

9,4

10,3

8,1

           

Жилищно-коммунальное хозяйство

2004

7,7

6,7

6,3

6,2

6,4

6,2

6,2

6,2

6,2

6,3

6,2

6,2

2005

-

6,3

6,7

6,6

6,8

7,2

7,1

7,4

7,3

7,5

7,6

7,9

2006

-

5,4

6,1

6,2

6,4

5,1

           

Социально-культурные мероприятия

2002

48,2

45,3

43,0

43,8

42,8

42,6

42,2

41,2

40,7

41,1

41,2

40,3

2003

31,3

29,0

28,8

29,8

29,9

30,7

30,3

29,5

29,2

29,4

29,7

29,7

2004

35,7

32,9

31,6

32,2

32,2

32,9

32,5

31,7

31,4

31,5

31,6

31,4

2005

-

30,8

33,5

33,5

33,7

35,5

34,8

33,9

32,3

33,8

33,8

 

2006

-

31,8

33,8

33,6

34,4

51,4

           




«-» - нет данных.

 

Таблица № 2

Объем и структура  государственного внутреннего долга  в 2000 – 2006 гг.      (в млн. руб.)6

 

2000 г.

2001 г. 

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

ВСЕГО

576232,7

557417,1

533514,0

679914,4

681555,8

778303,1

995840,0

Целевой заем 1990 года

3206,8

2618,6

3776,3

3009,2

2984,9

3208,6

3053,9

Целевые вклады и чеки на автомобили

2376,3

2110,6

2938,7

2447,3

20055,8

1962,5

639,3

Государственный внутренний заем 
РСФСР 1991 г.

79,2

10,0

0,4

0,4

0,4

0,3

0,2

Государственный внутренний заем 1992г.      

139,0

176,5

210,7

77,2

40,3

32,9

-

Казначейские  обязательства

9,8

9,8

9,8

9,8

9,8

-

-

Задолженность по АПК, 
переоформленная в вексель Минфина РФ   

3360,0

12240,0

1680,0

1120,0

560,0

-

-

Государственные краткосрочные 
облигации (ГКО)

7433,2

3051,1

19,541,5

18815,2

2722,5

244,0

-

Задолженность по централизованным 
кредитам и начисленным процентам 
организаций АПК и организаций, 
осуществляющих завоз продукции в 
районы Крайнего Севера, 
переоформленная в казначейский 
вексель МФ РФ

20878,1

15556,8

12559,4

8990,6

5997,9

3007,4

-

Государственные гарантии

819,5

1023,0

16,8

8616,4

5575,6

12926,8

-

Задолженность предприятий текстильной 
промышленности Ивановской области по 
неуплаченным процентам за пользование 
централизованными кредитами, 
оформленная а вексель Минфина РФ

-

350,0

280,0

210,0

140,0

70,0

-

Задолженность по финансированию 
затрат на формирование 
мобилизационного резерва, 
переоформленного в вексель ЦБ РФ

1750,2

1263,7

1020,4

777,1

533,8

290,6

47,3

Облигации федеральных займов с 
переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)       

42,6

24106,0

24100,8

24100,8

24100,8

1295,0

48848,0


 

 

 

продолжение табл. №2

Государственный сберегательный заем     I 
(ОГСЗ)

4878,5

3000,0

124,7

106,6

100,0

203,5

-

Государственный внутренний целевой заем 
РФ для погашения товарных обязательств

-

-

-

-

-

-

-

Облигации федеральных займов с 
постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

402213,2

359211,3

307820,6

350741,5

50476,3

43307

-

Облигации государственных нерыночных 
займов (ОГНЗ)

2690,0

19498

20727,2

11500,0

11500,0

-

-

Задолженность по централизованным 
кредитам и процентам по ним 
организаций АПК Челябинской области 
и АО "Черкейгэсстрой"

82,1

70,4

58,6

35,2

23,5

11,7

-

Авалированные векселя "Агропромбанку"     

354,4

354,4

114,6

-

-

-

-

Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК)  

112429,6

122766,8

138533,6

207069,9

199310,7

171224

235664,5

Государственные сберегательные                                                                                         облигации (ГСО)

-

-

-

-

-

-

85000,0

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

-

-

-

42286,9

375423,4

542235,1

546419,5

Информация о работе Экономическая теория