Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:03, курсовая работа
Целью данной работы является исследование вопроса экономических институтов. Предмет исследования: экономические институты.
Курсовая работа состоит из 2-х глав:
- Глава 1 Развитие экономических институтов в России;
На схеме поток V характеризует рабочую силу, продуцируемую домохозяйствами и потребляемую фирмами и государственным сектором. Обратный денежный поток, представляющий собой доходы домохозяйств, складывается из заработной платы работников. Поток Qчастн отражает конечные частные блага, продуцируемые фирмами и потребляемые домохозяйствами и государством. Здесь обратный денежный поток есть оплата соответствующих товаров и услуг. Поток Qобщ приходится на общественные блага, продуцируемые государством и потребляемые всеми остальными хозяйствующими субъектами. Денежный эквивалент этого потока определяется в основном налоговыми поступлениями в государственный бюджет от хозяйствующих субъектов.
Воспроизводственный и устойчивый
характер взаимодействия фирм, домохозяйств
и государства позволяет
Наделение домохозяйств производственными функциями заставляет по-новому подойти и к “инфраструктуре” экономики, расширить рамки этого понятия. В этом случае фирмы и домохозяйства характеризуются как подчиненные, вспомогательные, обеспечивающие нормальное взаимное функционирование части системы. Если домохозяйства обеспечивают фирмы рабочей силой (трудом), то фирмы создают все необходимое для ее воспроизводства. Реальный сектор экономики производит материально-вещественный продукт для домохозяйств.
Ряд же фирменных услуг можно назвать “отраслями потребления”, где обслуживается сам человек, это:
- здравоохранение, общественное питание, детские дошкольные учреждения и учреждения для престарелых, просвещение, образование, повышение квалификации и переквалификация, досуг и сфера рекреации (культура, туризм и путешествия, физкультура и спорт, “индустрия развлечений”).
Инфраструктурой экономики может быть комплекс рыночного предпринимательства, который обеспечивает бесперебойное, успешное функционирование и воспроизводство структуры экономики.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности
Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости».
Под институтами следует понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности
Институты:
- это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций;
- и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.
Институты – господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.
Очевидно, что ключевую роль в обеспечении средне- и долгосрочных темпов экономического роста играет экономическая политика. Ухудшение ее качества в последние годы вызвано, прежде всего, увеличением государственных расходов, повышением тарифов так называемых естественных монополий, ренессансом бюрократического регулирования, расширением размеров нерыночного сектора, неспособностью справиться с "голландской болезнью", повышением реального курса рубля. В результате совокупные издержки ведения экономической деятельности в стране повышаются, российский бизнес теряет конкурентоспособность, объемы производства сокращаются. Продолжают расти лишь потребление, торговля, импорт, процветающие благодаря реальному укреплению рубля.
Главной причиной замедления экономического роста выступают, поэтому не "сезонные или циклические колебания" и не "исчерпанность потенциала роста, основанного на текущем платежеспособном спросе", а недопустимо быстрый рост внутренних издержек. В этой связи ответственная экономическая политика должна быть направлена, прежде всего, на сокращение размеров нерыночного сектора в экономике и снижение реального курса рубля (не смешивать с девальвацией номинального валютного курса).
Для формирования системы экономических институтов и системы отношений существуют базовые, теоретические, общие для любых государств основы.2
1)
Ключевым процессом,
2) Экономический порядок в деятельности экономических институтов необходимо понимать как задачу непрерывного формирования рамочных условий с позиции порядка, а не регламентирования. Отсюда следует рассматривать рыночную экономику как непрерывную деятельность по созданию и совершенствованию законов, нормативно-правовых актов.
3) Деятельность экономических
институтов в рамках
4) Основные формы, и элементы
деятельности экономических
-система планирования и управления (централизованная, децентрализованная);
-законодательство о частной собственности; механизм ценообразования;
-расчет производственных результатов;
-сопоставление системы рыночной экономики с централизованно управляемой экономической системой и т.п.
5) Для обеспечения эффективности
функционирования
- конкурентное законодательство;
- денежно-кредитное законодательство (например, двухуровневая банковская система);
- правовое законодательство;
- эффективное государственное управление и др.
6) Любые экономические институты
как элементы рыночной
7) Социальное обеспечение
и социальное уравнивание
Кроме того, в деятельности экономических институтов органично встраиваются основные принципы формирования системы социального обеспечения6
- принцип индивидуализма имеет приоритет перед принципом социальности;
- принцип страхования имеет приоритет перед принципом обеспечения;
- принцип субсидиарное имеет приоритет перед принципом солидарности и т.п.
8) Государство в рыночных
экономических системах
- системная политика;
- структурная политика;
- процессная политика, причем в рамках различных (часто меняющихся, сочетающихся и конфликтующих) политико-экономические концепций (например, концепции, ориентированные на предложение и спрос, социально-экономическое регулирование и т.п.).3
9) Гарантом от слишком
дорогих ошибок выступает
10) Деятельность любого
То есть, с одной стороны, к рыночным институтам относят некие организационные формы, а, с другой, — способы, нормы и правила взаимодействия хозяйственных субъектов, оформленные договорами.
Институты в любой экономической системе предопределяют процесс принятия решений. Поэтому в первую очередь следует выяснить, какие институты играют ведущую роль в рыночной экономике, как они возникли и изменялись, как взаимосвязаны между собой. Весьма важным, в особенности для экономики переходного периода, представляется различие внешних институтов как фундаментальных предпосылок рыночного хозяйства и внутренних институтов, создаваемых корпорациями в ходе их развития. Внешние институты образуют свод основополагающих норм и правил, на базе которых возможно осуществление рыночного хозяйства. Это институты, которые гарантируют и защищают права собственности, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность выполнения договоров, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.
Все экономические институты по функциональности условно можно поделить по уровням хозяйствования:
-домашнее хозяйство (экономический институт семьи, экономика семьи);
-экономика предприятия, учреждения, организации;
-экономика региона, муниципального образования региона в рамках регионального и государственного устройства;
-экономика межинституциональных отношений (в рамках внутри муниципальных, межмуниципальных, межрегиональных, межведомственных и международных отношений) в контексте регионального (окружного) и, государственного территориального устройства.
В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными связи, сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска, то есть представляют собой формы приспособления хозяйствования к внешним институтам. Их формирование шло снизу вверх и продолжалось длительное время, подвергаясь испытаниям на прочность, эффективность и соответствие интересам хозяйственных субъектов. Функционирование внутренних институтов постоянно осуществляется под двойным контролем: правовым — со стороны государства — и экономическим — со стороны рынка.
Все указанные институты объединены общими признаками:
1) они характерны для системы разделения труда;
2) они действуют на основе принципа договорных отношений.
Правильное оформление права собственности (распоряжения) содействует снижению издержек и более рациональному использованию ресурсов. Следовательно, договорная форма взаимоотношений экономических элементов в немалой степени решает проблему информационной неопределенности для отдельных хозяйствующих субъектов, имеет существенное значение для экономики в целом. Однако для реализации договорной формы требуется создание определенных экономических институтов.
Значительна роль экономического института семьи и в определении положения детской и молодежной группы потребителей в экономическом процессе. Высока роль социально-ролевых установок в семье, в их формировании, в том числе и через призму рекламы (включая социальную рекламу), нормы поведения и т.п., что помогает развивать более сознательное потребительское поведение, функциональную готовность и активность каждого гражданина. Экономический институт семьи влияет на взаимосвязь между экономическим и правовым порядком.
Реально функционирующие институты рыночной экономики есть в гораздо большей степени продукт деятельности миллионов экономических субъектов и каждодневной реальной государственной политики, чем формальных установлений.
Можно рассматривать институт как структуру, минимизирующую транзакционные издержки, и оценивать его по этому критерию. Однако институт способен обеспечивать локальную минимизацию транзакционных издержек и вместе с тем создавать глобальную неэффективность (подобным свойством обладает, например, институт бартерного обмена). Можно анализировать, сколь эффективно институт помогает решить или, по крайней мере, смягчить проблему ограниченной рациональности. Так, предприятия с разной формой организации бизнеса по-разному справляются с последствиями ограниченной рациональности своих работников. Аналогично и различные институты с разной степенью эффективности могут добиваться смягчения последствий ограниченной рациональности.
Первоначальной точкой в развитии современных форм организации производства являлось индивидуальное предприятие, управлявшееся одним собственником, который был одновременно и работником предприятия.
В
течение длительного времени
предприятие рассматривалось