Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:03, курсовая работа
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. история экономических систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Доиндустриальное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Индустриальное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3 Постиндустриальное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. Экономические системы и их сущность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. Типы и модели экономических систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Рыночная экономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2.1 Характеристика рыночной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2.2 Оценка роли рыночной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.3 Смешанная экономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3.1 Модели смешанной экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.3.2. Характеристика смешанной системы хозяйства . . . . . . . . . . 23
2.4 Административно-командная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4.1 Механизм принятия экономических планов . . . . . . . . . . . . 26
2.4.2 Факторные доходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.4.3 Бюджетное ограничение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3. Проблема координации в различных экономических системах . . . . . . . 31
4. Выводы по курсовой работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Типы и модели экономических систем
Элементы экономической системы. Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.
В последние
полтора-два столетия в мире действовали
различные типы экономических систем:
две рыночные системы, в которых
доминирует рыночное хозяйство, — рыночная
экономика свободной
Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.
Современная рыночная экономика (современный капитализм). По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гиб кой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).
Таблица 1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма
Основные черты |
Капитализм XVIII—XIX вв. |
Капитализм второй половины XX в. |
Масштабы обобществления производства |
Обобществление производства в рамках предприятия |
Обобществление и |
Преобладающая форма собственности |
Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов |
Экономическая деятельность на базе коллективной
частной и государственной |
Регулирование экономики |
Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства |
Активное государственное |
Социальные гарантии |
Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости |
Создание государственных и |
В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.
Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача
использования ресурсов решается в
рамках крупных компаний на основе
стратегического планирования с
учетом наиболее перспективных отраслей.
В то же время перераспределение
ресурсов на развитие новейших отраслей
происходит за счет бюджетных ассигнований,
государственных
Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.
На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.
В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
Традиционная система в экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.
В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
В жизни
общества преобладают освященные веками
традиции и обычаи, религиозные и
культурные ценности, кастовое и сословное
деление, сдерживая социально-
Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.
Административно-командная
система(централизованно-
Характерными
чертами административно-
Хозяйственный
механизм административно-командной
системы имеет ряд
При чрезмерной
централизации исполнительной власти
развивается бюрократизация хозяйственного
механизма и экономических
В странах
с административно-командной
Поэтому
структура общественных потребностей
определялась непосредственно центральными
плановыми органами. Однако поскольку
детализировать и предвидеть изменение
общественных потребностей в таких
масштабах принципиально
Централизованное
распределение материальных благ, трудовых
и финансовых ресурсов осуществлялось
без участия непосредственных производителей
и потребителей, в соответствии с
заранее выбранными как «общественные»
целями и критериями, на основе централизованного
планирования. Значительная часть ресурсов
в соответствии с господствовавшими
идеологическими установками
Распределение
созданной продукции между
Отличительной
особенностью распределения продукции
в административно-командной
Нежизнеспособность этой
системы, ее невосприимчивость к
достижениям НТР и
Модели в рамках систем. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП 2, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
Информация о работе Экономические модели общества, современная экономическая система России