Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:42, курсовая работа
События Первой Мировой войны давно стали историей для живущих ныне. Уже не одно поколение знает их лишь в виде штампованных клише, переходящих из учебника в учебник. Первая мировая война и её последствия – как непосредственные, так и отсроченные во времени - всё это изучено, систематизировано и сдано в архив истории.
А между тем современность всё чаще заставляет историков, политоло-гов, экономистов вновь и вновь возвращаться к тем далёким от нас событиям.
Введение
Глава 1
Экономические последствия Первой мировой войны. Краткий об-зор.
Глава 2
Становление этатизма.
Глава 3
Послевоенное развитие Германии.
3.1 Версальский мирный договор
3.2 Гиперинфляция в послевоенной Германии
3.3 Кризис 1929—1933 гг. Экономическая политика фашизма
Глава 4 Экономическое развитие США в 1914- 1939гг
4.1 Экономика США накануне и в годы Первой мировой войны.
4.2 Кризисные явления
4.3 Развитие в послевоенный период. Просперити
4.4 Мировой экономический кризис
4.5 «Новый курс» Ф. Рузвельта
Заключение
Первые мероприятия Рузвельта были направлены на оздоровление банковской, финансовой системы в целом. В марте 1933 г. в стране была приостановлена работа всех банков, что позволило прекратить обмен банкнот на золото с одновременным запретом его вывоза за пределы США. По сути эти мероприятия пошатнули систему золотого стандарта доллара, что привело к резкому обесценению национальной валюты. Не отказываясь в принципе от метода обеспечения банкнот золотом, правительство США произвело крупные закупки денежного металла на внешних рынках, что привело к снижению его цены внутри страны и позволило в январе 1934 г. провести девальвацию валюты страны на 41%.
Одновременно на основе чрезвычайного закона о банках последовательно осуществлялось лицензирование их деятельности. Весной 1933 г. возобновили работу 4/5 ранее закрытых банков. Это были прежде всего крупные банки, а 2 тыс. мелких кредитных учреждений были ликвидированы или вошли в состав более крупных кредитных учреждений. Действующим банкам был предоставлен правительственный кредит в 1 млн. долл., ожививший сферу кредитных отношений. Кроме того, государство взяло на себя обязанность страховать депозиты вкладчиков банков, что способствовало росту доверия к банкам со стороны вкладчиков, а следовательно, притоку средств на счета и предотвращению банкротств банков. Наряду с другими мерами правительству удалось создать систему регулирования банковской деятельности.
Проводя в жизнь политику «Нового курса», правительство добилось усиления экспортных возможностей страны, улучшения позиций национальных производителей, сократило сферу деятельности спекулятивного капитала, создало предпосылки для оживления инвестиционного процесса — главнейшей задачи политики «Нового курса». Оживление промышленного производства — основы процветания США— должно было потянуть за собой решение многих кризисных проблем, и главной среди них — сокращение колоссальной вынужденной безработицы.
Однако решительных, но все же косвенных мер, обеспечивающих благоприятные условия для оживления инвестиционного процесса, оказалось явно недостаточно. Поэтому в июне 1933 г. принимается закон о восстановлении национальной промышленности, который по сути вводил систему государственного регулирования промышленного сектора. На основе закона был сформирован координирующий властный орган — Администрация национального восстановления, в состав которого наряду с чиновниками, профсоюзными деятелями, профессиональными экономистами вошли представители крупнейших промышленно-финансовых групп. Одновременно отраслевые ассоциации предпринимателей (всего 17 ассоциаций) разработали и приняли «кодексы честной конкуренции», по которым для предприятий одной отрасли строго регламентировались объемы производства, пределы заработной платы, продолжительность рабочей недели, определялись рынки сбыта товаров, цены на продукцию и пр. Кодексы подлежали утверждению президентом США Новая система регулирования взаимоотношений в промышленности вошла в противоречие с антитрестовским законодательством, действие которого было временно приостановлено.
Закон о восстановлении промышленности содержал также ряд положений, регламентирующих порядок взимания и расходования налогов, направляемых на организацию общественных работ и выплату пособий по безработице. Созданная Конгрессом США Администрация общественных работ развернула широкомасштабную деятельность по созданию новых рабочих мест в сфере муниципального хозяйства, дорожном строительстве и т. п., организации трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Всего на общественных работах к началу 1934 г. было занято 5 млн. человек, пособиями охвачено 20 млн., численность молодежи, работающей в трудовых лагерях, составляла 250 тыс.
Кроме того, правительство приступило к осуществлению крупных общенациональных проектов, способствовавших экономическому прогрессу, таких, как возведение гигантских плотин, с помощью которых предполагалось электрифицировать всю страну.
В 1933 г. создается региональное Управление долины реки Теннеси, призванное руководить строительством ГЭС, основой будущего агропромышленного комплекса, финансируемого за счет государственного бюджета. Это была попытка создания государственного сектора в народном хозяйстве, которая не получила дальнейшего развития. Тем не менее, тактическая цель этого мероприятия была достигнута — на работах в долине реки Теннеси удалось занять 40 тыс. человек.
Мероприятия по восстановлению промышленности в целом оказали благотворное воздействие на хозяйственные отношения. Государству в течение двух лет (до весны 1935 г.) удалось установить достаточно действенный контроль над промышленным сектором; при этом наблюдался процесс дальнейшей монополизации в этой ключевой для США сфере экономики, что известным образом устраивало также и крупнейшие монопольные объединения.
Не менее важной была антикризисная аграрная политика Рузвельта, осуществляемая на основе закона о регулировании сельского хозяйства, который был принят Конгрессом США весной 1933 г. По аналогии с промышленным аграрный сектор возглавляла Администрация регулирования сельского хозяйства. Для преодоления кризиса перепроизводства была выбрана система поощрения в виде премий и компенсаций фермерам, сокращающим производство в своих хозяйствах. По замыслу правительства уже на макроуровне это способствовало бы не только уменьшению общего объема товарной продукции, но и поддержанию цен на сельскохозяйственные товары и тем самым увеличению доходов фермеров. В результате резко сократились посевные площади и поголовье скота, что не замедлило отразиться на ценообразовании. Доходы фермеров к 1936 г. выросли по сравнению с 1933 г. вполовину. Однако от такой системы премирования и компенсаций выиграли прежде всего крупные хозяйства, которые могли без существенного ущерба сокращать производство, а мелкие фермеры продолжали испытывать серьезные трудности. Учитывая этот фактор, правительство в соответствии с тем же законом предприняло чрезвычайные меры по снижению фермерской задолженности (на начало 1933 г. она составляла 12 млрд. долл.). В частности, правительством была произведена эмиссия казначейских билетов и государственных акций на сумму 3 млрд, долл., что позволило в 1933—1935 гг. предоставить фермерам дешевые кредиты на сумму более 2 млрд. долл. и тем самым ослабить обвальный процесс аукционных продаж обанкротившихся фермерских хозяйств.
Как уже отмечалось, «Новый курс» стал началом превращения США в социально ориентированное государство. Социальная направленность политики стала преобладать уже на втором этапе реформ. В условиях стагнации трудящимся удалось добиться принятия летом 1935 г. Национального закона о трудовых отношениях, вошедшего в историю как закон Вагнера (по имени сенатора Р. Вагнера). Признавалась законность организации рабочих в профсоюзы, которые призваны отстаивать интересы наемников перед работодателями путем заключения коллективных договоров и, если это необходимо, методом забастовки. Закон также запрещал администрации вмешиваться во внутренние дела профсоюзных организаций, дискриминировать и преследовать профсоюзных деятелей и рядовых членов профсоюзов. Это обеспечивалось, в частности, правом обращения профсоюзов в суды, которым вменялось в обязанность рассматривать данную категорию жалоб. Одним из результатов принятия закона Вагнера стало объединение всех рабочих организаций в Рабочий Альянс Америки (1936).
В 1936 г. был принят закон о социальном обеспечении, который вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице, болезни и инвалидности. Однако действие закона не распространялось на лиц, занятых в сфере торговли и обслуживания.
Спустя два года в США принимается закон о справедливых условиях труда, который регламентировал продолжительность рабочей недели (44 часа), определял минимальный и максимальный пределы заработной платы на предприятиях федерального значения, запрещал использование детского труда.
В сочетании с ростом масштабов общественных работ, финансируемых правительством, комплекс названных законов существенно улучшал положение наемных работников, отстаивая их интересы перед предпринимателями, что даже послужило основанием для обвинения Ф. Рузвельта со стороны наиболее консервативных кругов в социализации отношений найма. В действительности, несмотря даже на явное потепление отношений США и СССР в период правления Рузвельта, едва ли следует именно так оценивать проводимую политику «Нового курса».
В действительности задачей политики Рузвельта было прежде всего выведение экономики страны из тяжелейшего кризиса, которым были поражены все сферы народного хозяйства, а следовательно, восстановление рыночного механизма, основанного на отношениях частной собственности, купли и продажи рабочей силы. Поэтому ни о какой социализации страны не могло быть и речи.
Усиление же системы государственного регулирования, вызванное во многом экстраординарными обстоятельствами кризиса, позволяло вместе с вмешательством государства в экономические отношения удерживать страну как раз от растущего социального протеста, который и мог привести (как это не раз уже происходило в Европе) к попыткам революционного изменения строя. Это достаточно ясно осознавалось либеральными кругами Америки, на которые и опирался Рузвельт при избрании на второй президентский срок в 1936 г.
В целом активная политика государственного вмешательства позволила США, хотя и более медленными темпами по сравнению с отдельными европейскими странами, преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 г. по ряду основных экономических показателей США практически вышли на отметку 1929 г.
Вот примерно так выглядит
экономическая история США,
Интерес к этой тематике
Прежде всего статья Лоуренса Рида, американского экономиста, с точки зрения которого всё, что мы знаем из учебников экономики и политологии о Великой Депрессии, является величайшим мифом XX века: «Старые мифы не умирают; они воспроизводятся в учебниках по экономике и политологии. Именно там, за редкими исключениями, вы столкнетесь с величайшим, пожалуй, мифом ХХ века: ответственность за Великую депрессию лежит на капитализме и рыночной экономике, и лишь вмешательство государства привело к экономическому оздоровлению Америки. Согласно этому упрощенному подходу Америку сокрушил и затянул в депрессию фондовый рынок, один из столпов капитализма. Президент Герберт Гувер, сторонник принципа laissez-faire, то есть невмешательства государства в экономику, отказывался использовать инструменты государственной власти, и в результате экономическое положение страны ухудшилось. Преемник Гувера Франклин Делано Рузвельт въехал на белом коне государственного вмешательства и направил страну к восстановлению. Вывод, казалось бы, очевиден: доверять капитализму нельзя; государство должно играть активную роль в экономике, чтобы спасти нас от неминуемого упадка.» [10] .
Лоуренс Рид не считает , что Гувер был защитником свободного рынка. Так не считал даже Рузвельт, который во время предвыборной кампании жестко критиковал Гувера за излишние расходы и чрезмерное налогообложение, увеличение внутреннего долга, удушение торговли и создание армии безработных. Он обвинял президента в «бездумном и экстравагантном» расходовании средств, в стремлении «как можно скорее сконцентрировать контроль в Вашингтоне» и руководстве «самой нерачительной администрацией мирного времени в истории». Кандидат в вице-президенты Джон Нэнс Гарнер (Garner) заявлял, что Гувер «ведет страну на путь социализма». Вопреки тому, что принято думать о Гувере, Рузвельт и Гарнер были абсолютно правы.
Коронной глупостью администрации Гувера был тариф Смута-Хоули (Smoot-Hawley Tariff), принятый в июне 1930 году. Он стал дополнением тарифа Фордни-Маккамбера (Fordney-McCumber) 1922 года, который в предыдущее десятилетие привел к кризису американское сельское хозяйство. Тариф Смута-Хоули, самый протекционистский закон в истории США, фактически закрыл границы для иностранных товаров и спровоцировал ожесточенную торговую войну.
Лоуренс Рид приводит анализ последствий введения этого закона, сделанный Барри Поулсоном в книге «Экономическая история США»: «По этому закону были повышены тарифы на целый ряд товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами; например, пошлины на сельскохозяйственную продукцию были повышены в среднем с 20 до 34%; на алкогольную продукцию — с 36 до 47%; на шерсть и изделия из шерсти — с 50 до 60%. В общей сложности было резко повышено 887 тарифов, а список товаров, подлежащих обложению пошлинами, был расширен до 3218 пунктов. Важнейшей особенностью тарифа Смута-Хоули было то, что пошлины рассчитывались в конкретной денежной сумме, а не в проценте от цены. Когда в ходе Великой депрессии цены упали вдвое, фактическая ставка удвоилась, тем самым усилив протекционистский характер закона .
Тариф Смута-Хоули имел не только глубокий, но и широкий характер, поскольку применялся к огромному множеству товаров. До его принятия настенные часы облагались 45%-ной пошлиной; закон повысил ее до 55% плюс еще 4,50 долларов за единицу товара. Пошлины на зерновые были повышены примерно вдвое. Были введены пошлины даже на кислую капусту — впервые в истории. Товаров, не облагавшихся пошлинами, осталось совсем мало — и среди них, как ни странно, — пиявки и скелеты (один острослов ехидно заметил, что это, возможно, была политическая подачка Американской медицинской ассоциации).
Пошлины на льняное масло, вольфрам и казеин ударили, соответственно, по американской лакокрасочной, сталелитейной и бумажной промышленности. По закону Смута-Хоули были введены пошлины более чем на 800 комплектующих, используемых в автомобильной промышленности. На фабриках по производству дешевой одежды из импортной регенерированной шерсти работало 60 000 человек — большая их часть осталась без работы после повышения пошлины на регенерированную шерсть на 140%
Чиновники из администрации и Конгресса были уверены, что повышение торговых барьеров вынудит американцев покупать больше отечественных товаров, и это, наконец, решит проблему безработицы. Но они, по-видимому, не знали важного принципа международной торговли: торговля — это улица с двусторонним движением; если иностранцы не могут продать свои товары у нас, то они не могут заработать доллары, которые нужны им для того, чтобы покупать наши товары. Иными словами, государство не может перекрыть импорт, не перекрыв параллельно экспорт. Резкое повышение пошлин по Закону Смута-Хоули ударило по иностранным компаниям и их работникам, и вскоре иностранные государства установили собственные торговые барьеры. Поскольку им стало гораздо труднее продавать свои товары на американском рынке, они урезали импорт американских товаров. Особенно пострадало сельское хозяйство США. Росчерком президентского пера американские фермеры потеряли почти треть своих рынков. Падение цен на сельхозпродукцию повлекло за собой банкротство десятков тысяч фермеров. Если в 1929 году бушель ницы стоил 1 доллар, то в 1932-м — всего»[11].
Информация о работе Экономические последствия Первой Мировой войны: победители и побежденные