Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью работы является изучение основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие антимонопольной политики: ее сущность и необходимость, выделить цели, методы и основные направления в России. - антимонопольное законодательство и органы антимонопольного регулирования а России.
- выяснить основные проблемы и перспективы развития, а также эффективность антимонопольного регулирования РФ.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы антимонопольной
политики России………………………………………………………....6
1.1. Понятие и сущность антимонопольной политики……………………….6
1.2. Задачи, цели и методы антимонопольного
регулирования в России…………………………………………………………8
1.3. Эволюция антимонопольной политики России…………………………24
2. Практика и применение антимонопольной политики РФ…………………………………………………………………….…………27
2.1.Органы антимонопольного регулирования РФ………………………….27
2.2.Антимонопольное законодательство России…………………………….31
2.3.Проблемы и перспективы антимонопольной
политики РФ…………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………..43
Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) Федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.4
1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- введение ограничений
в отношении создания
- необоснованное
- установление запретов
или введение ограничений в
отношении свободного
- дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
- установление для
приобретателей товаров
- предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
- предоставление
- создание дискриминационных условий;
- установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством РФ платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
- дача хозяйствующим субъектам
указаний о приобретении
2. Запрещается наделение органов
государственной власти
3. Запрещается совмещение
Запрет на ограничивающие конкуренцию
соглашения или согласованные действия
федеральных органов
Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
- повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены ФЗ или нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;
- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Однако власти субъектов и органы
местного самоуправления допускают
многочисленные нарушения, в частности
обоснованно предоставляют
Для того чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства федеральная антимонопольная служба составляет реестр антимонопольного контроля. Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Помимо прямого
Однако в экономической практике не всегда возможно избежать доминирования на рынке какого-либо предприятия, как это бывает в случае с естественной монополией, возникающих из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, вода, почтовая связь. Естественная монополия минимизирует суммарные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок. Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред. Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализующие межрегиональные связи. Естественный характер монопольного положения, хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы.
Работа федеральной антимонопольной службы России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитее конкуренции в тех сегментах, где она возможна.
Основной задачей
1.3 Эволюция антимонопольной политики России
За последние 20 лет российская экономика прошла беспрецедентный путь создания рынков, в советское время не функционировавших, и соответственно путь развития конкуренции между их участниками. Большая часть продуктов сегодня продается на нерегулируемых рынках, где государство не устанавливает директивно уровень цен. Внешнеторговый оборот достиг 45% ВВП, многие отечественные компании объективно участвуют в глобальной конкуренции или на зарубежных рынках (как экспортеры), или на внутренних (сталкиваясь с импортом). Несмотря на сохраняющиеся искажения условий конкуренции, она объективно воздействует на поведение участников рынка и реструктуризацию предприятий. По данным выборочных обследований, уже к середине 2000-х гг. лишь около 20% промышленных предприятий не ощущали конкуренции как важного фактора принятия бизнес - решений, при этом около трети испытывали острую конкуренцию со стороны как отечественных, так и зарубежных компаний. В последующие годы доля предприятий, находящихся под значительным влиянием конкуренции, оставалась достаточно стабильной: по данным обследования предприятий обрабатывающей промышленности,
проведенного в 2009 году, она составляла около 80%.6
Вместе с тем сохраняются ограничения для развития конкуренции и одновременно применения конкурентной политики на российских рынках. Среди них обычно выделяют следующие:
- отраслевая структура российской экономики с преобладанием сырьевых отраслей или отраслей с низкой степенью переработки. Во всем мире эти отрасли отличаются высокой концентрацией и ограниченными возможностями входа на рынок новых участников, а следовательно, зависимостью уровня конкуренции от стратегического взаимодействия поставщиков. При прочих равных условиях, чем выше концентрация, тем в большей степени продавцы склонны к отказу от конкуренции в пользу поддержания высоких цен;
- экспортная ориентация крупнейших компаний, дающая возможность отказаться от конкуренции на внутреннем рынке. Даже крупнейшие российские поставщики сырья сталкиваются с конкуренцией на глобальном уровне. Вместе с тем они обладают ограниченными стимулами для конкуренции между собой на внутренних рынках. Возможность для ценовой дискриминации третьей степени сопровождается назначением на внутренних рынках более высоких цен, чем цены экспортных контрактов.
Превышение цен внутренних поставок над ценами экспортных контрактов встречалось и в 1999 г., но через десять лет стало гораздо более частым явлением. Эти данные могут рассматриваться как свидетельство упрочения модели слабой конкуренции на внутренних рынках при довольно интенсивной на внешних.
Рост цен для российских
покупателей экспортной продукции
оказывает отрицательное
производителей по сравнению с импортерами. В свою очередь, это снижает стимулы для сохранения и расширения производства в России, а следовательно, уменьшает возможности для конкуренции.
Незавершенность преобразований в области либерализации экономики, в первую очередь защиты прав участников хозяйственного оборота. Можно говорить и более резко — о снижении уровня экономической свободы, уровня защиты прав собственности и контрактных прав. Недостаточная защита прав собственности и контрактных прав снижает стимулы к входу новых участников на рынки, ориентирует предпринимателей на достижение краткосрочных целей и не стимулирует долгосрочные инвестиции. Не завершена административная реформа, практически отсутствует прогресс в вопросах реформы системы регулирования экономики.