Экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие антимонопольной политики: ее сущность и необходимость, выделить цели, методы и основные направления в России. - антимонопольное законодательство и органы антимонопольного регулирования а России.
- выяснить основные проблемы и перспективы развития, а также эффективность антимонопольного регулирования РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы антимонопольной
политики России………………………………………………………....6
1.1. Понятие и сущность антимонопольной политики……………………….6
1.2. Задачи, цели и методы антимонопольного
регулирования в России…………………………………………………………8
1.3. Эволюция антимонопольной политики России…………………………24
2. Практика и применение антимонопольной политики РФ…………………………………………………………………….…………27
2.1.Органы антимонопольного регулирования РФ………………………….27
2.2.Антимонопольное законодательство России…………………………….31
2.3.Проблемы и перспективы антимонопольной
политики РФ…………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) Федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.4

1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- введение ограничений  в отношении создания хозяйствующих  субъектов в какой-либо сфере  деятельности, а также установление  запретов или введение ограничений  в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

- необоснованное препятствование  осуществлению деятельности хозяйствующими  субъектами, в том числе путем  установления не предусмотренных  законодательством РФ требований  к товарам или к хозяйствующим субъектам;

- установление запретов  или введение ограничений в  отношении свободного перемещения  товаров в РФ, иных ограничений  прав хозяйствующих субъектов  на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

- дача хозяйствующим  субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

- установление для  приобретателей товаров ограничений  выбора хозяйствующих субъектов,  которые предоставляют такие товары;

- предоставление хозяйствующему  субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

- предоставление государственной  или муниципальной преференции  в нарушение требований, установленных  главой 5 настоящего ФЗ;

- создание дискриминационных условий;

- установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством РФ платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

- дача хозяйствующим субъектам  указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством РФ.

2. Запрещается наделение органов  государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления  полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных ФЗ.

3. Запрещается совмещение функций  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено ФЗ от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ФЗ от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Запрет на ограничивающие конкуренцию  соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.5

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

- повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены ФЗ или нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;

- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;

- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Однако власти субъектов и органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  обоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг других предприятий. Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить тем предприятиям, которые обещают финансовую поддержку.

Для того чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка  и контролировать соблюдение ими  антимонопольного законодательства федеральная антимонопольная служба составляет реестр антимонопольного контроля. Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Помимо прямого антимонопольного регулирования существует и косвенное. Оно заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения конкуренции и централизации капитала, а путем стимулирования либо поддержки развития среднего бизнеса с помощью государственных законов и привлечения иностранных инвестиций. Другими словами, поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется с помощью государства. В более широком смысле питательной средой конкуренции являются маленькие предприятия, поэтому их поддержка в форме налоговых льгот, кредитных гарантий и информационной помощи представляет собой метод косвенного антимонопольного регулирования. С помощью прямого регулирования федеральная антимонопольная служба России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. В основном такие меры применяются по отношению к искусственным монополиям, складывающихся в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими органами и установление монополистического типа рынка не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

Однако в экономической  практике не всегда возможно избежать доминирования на рынке какого-либо предприятия, как это бывает в случае с естественной монополией, возникающих из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, вода, почтовая связь. Естественная монополия минимизирует суммарные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок. Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред. Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализующие межрегиональные связи. Естественный характер монопольного положения, хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы.

Работа федеральной антимонопольной службы России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитее конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

Основной задачей антимонопольного регулирования в этом случае является создание барьеров на пути повышения цен или ограничение выпуска продукции со стороны фирм, стремящихся использовать преимущества естественных монополий во вред потребителя.

1.3 Эволюция антимонопольной политики России

За последние 20 лет  российская экономика прошла беспрецедентный путь создания рынков, в советское время не функционировавших, и соответственно путь развития конкуренции между их участниками. Большая часть продуктов сегодня продается на нерегулируемых рынках, где государство не устанавливает директивно уровень цен. Внешнеторговый оборот достиг 45% ВВП, многие отечественные компании объективно участвуют в глобальной конкуренции или на зарубежных рынках (как экспортеры), или на внутренних (сталкиваясь с импортом). Несмотря на сохраняющиеся искажения условий конкуренции, она объективно воздействует на поведение участников рынка и реструктуризацию предприятий. По данным выборочных обследований, уже к середине 2000-х гг. лишь около 20% промышленных предприятий не ощущали конкуренции как важного фактора принятия бизнес - решений, при этом около трети испытывали острую конкуренцию со стороны как отечественных, так и зарубежных компаний. В последующие годы доля предприятий, находящихся под значительным влиянием конкуренции, оставалась достаточно стабильной: по данным обследования предприятий обрабатывающей промышленности,

проведенного в 2009 году, она составляла около 80%.6

Вместе с тем сохраняются  ограничения для развития конкуренции и одновременно применения конкурентной политики на российских рынках.   Среди них обычно выделяют следующие:

- отраслевая структура российской экономики с преобладанием сырьевых отраслей или отраслей с низкой степенью переработки. Во всем мире эти отрасли отличаются высокой концентрацией и ограниченными возможностями входа на рынок новых участников, а следовательно, зависимостью уровня конкуренции от стратегического взаимодействия поставщиков. При прочих равных условиях, чем выше концентрация, тем в большей степени продавцы склонны к отказу от конкуренции в пользу поддержания высоких цен;

- экспортная ориентация крупнейших компаний, дающая возможность отказаться от конкуренции на внутреннем рынке. Даже крупнейшие российские поставщики сырья сталкиваются с конкуренцией на глобальном уровне. Вместе с тем они обладают ограниченными стимулами для конкуренции между собой на внутренних рынках. Возможность для ценовой дискриминации третьей степени сопровождается назначением на внутренних рынках более высоких цен, чем цены экспортных контрактов.

Превышение цен внутренних поставок над ценами экспортных контрактов встречалось и в 1999 г., но через десять лет стало гораздо более частым явлением. Эти данные могут рассматриваться как свидетельство упрочения модели слабой конкуренции на внутренних рынках при довольно интенсивной на внешних.

Рост цен для российских покупателей экспортной продукции  оказывает отрицательное влияние  на развитие конкуренции в отраслях российской обрабатывающей промышленности. Приобретение сырья по ценам, близким к мировым и даже превосходящим их, в сочетании с сохранением низкой производительности труда подрывает конкурентоспособность отечественных

производителей по сравнению  с импортерами. В свою очередь, это  снижает стимулы для сохранения и расширения производства в России, а следовательно, уменьшает возможности для конкуренции.

 Незавершенность преобразований в области либерализации экономики, в первую очередь защиты прав участников хозяйственного оборота. Можно говорить и более резко — о снижении уровня экономической свободы, уровня защиты прав собственности и контрактных прав. Недостаточная защита прав собственности и контрактных прав снижает стимулы к входу новых участников на рынки, ориентирует предпринимателей на достижение краткосрочных целей и не стимулирует долгосрочные инвестиции. Не завершена административная реформа, практически отсутствует прогресс в вопросах реформы системы регулирования экономики.

Информация о работе Экономическое развитие России