Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью работы является изучение основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие антимонопольной политики: ее сущность и необходимость, выделить цели, методы и основные направления в России. - антимонопольное законодательство и органы антимонопольного регулирования а России.
- выяснить основные проблемы и перспективы развития, а также эффективность антимонопольного регулирования РФ.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы антимонопольной
политики России………………………………………………………....6
1.1. Понятие и сущность антимонопольной политики……………………….6
1.2. Задачи, цели и методы антимонопольного
регулирования в России…………………………………………………………8
1.3. Эволюция антимонопольной политики России…………………………24
2. Практика и применение антимонопольной политики РФ…………………………………………………………………….…………27
2.1.Органы антимонопольного регулирования РФ………………………….27
2.2.Антимонопольное законодательство России…………………………….31
2.3.Проблемы и перспективы антимонопольной
политики РФ…………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………..43
В рамках указанной работы были устранены запрещенные практики и соглашения, которые могли привести к повышению цен, снижению качества товаров и услуг и ограничению выбора для потребителей.
Вместе с тем на сегодняшний день основными угрозами для конкуренции на российских рынках продолжают оставаться:
- Формирование государственной корпорации.
- Деятельность единственных монополий.
- Риски возникновения картелей.
- Антиконкурентные действия органы власти.
Для повышения экономической эффективности антимонопольной политики требуется принятие ряда мер со стороны государства. В соответствии со статьей 23 ФЗ «О защите конкуренции» ФАС ежегодно представляет в Правительство РФ доклад о состоянии конкуренции в РФ. Так, стратегические задачи такой политики были сформулированы Президента РФ в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»15:
- развития новых секторов
глобальной
- развитие рыночных институтов и конкурентоспособности среды, каждая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителя.
Нужно разработать и реализовать ряд мер по повышению эффективности антимонопольной политики, развитию конкуренции и улучшению во всех сегментах внутреннего рынка конкурентной среды, включающую в частности:
- недопущение нацеленных на установление монопольно высоких цен сговоров на рынках;
- пресечение деятельности
организованных преступных
- повышение эффективности контроля за безопасностью и качества товаров и услуг при устранении чрезмерной бюрократизации регулирующих процедур;
- усиление антимонопольного
контроля и обеспечение равных
прав для участников конкурсов,
- ужесточение контроля
над соблюдением требований
- установление порядка
регулирования деятельности
- разработку особой
федеральной программы по
Нужно повысить эффективность государственного регулирования цен в высокомонополизированных отраслях экономики и в торговле, в том числе:
- повысить результативность работы федеральных органов контроля за естественными монополиями, обеспечив обоснованности формирования тарифов на электроэнергию, природный газ, услуги связи, железнодорожного транспорта, нефтепродукты, на воду и так далее на основании объективного определения нормативов затрат на их производство и поставку;
- содействовать выравниванию
тарифов на продукцию
Понять эффективность антимоноп
- установление четких критериев этого регулирования, в том числе критериев, определения уровней концентрации банковского капитала и доминирования финансовых организации;
-демонополизацию отдельных сегментов финансового рынка, в частности сегмента услуг по размещению акций российских предприятий за рубежом с использованием механизма депозитарных расписок.
Создать необходимые
макроэкономические условия для
повышения
- снизить акцизы на
энергоносители с заменой
- постепенно сократить перекрестное субсидирование потребителей при установлении тарифов на услуги естественных монополий;
- принять меры по прекращению необоснованного роста цен на энергоносители, конструкционные материалы и на сырьевые товары;
Обеспечить прекращение действий исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции посредством необоснованного предоставления льгот отдельным предприятиям, запретов на вывоз товаров за территорию этих субъектов или на ввоз товаров, произведенных в других регионах. Важно отметить, что в настоящее время Правительством РФ были внесены и приняты в Государственную Думу проекты ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции», «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты РФ», разработанные ФАС России.16 Положения, предложенные законопроектами, существенно изменяют антимонопольное законодательство. К государственным и муниципальным служащим будут применяться меры административной ответственности в виде дисквалификации. Законопроект устанавливает ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства.
Ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства в РФ также предложены законопроектами, существенно изменяют антимонопольное законодательство. К государственным и муниципальным служащим будут приниматься меры административной ответственности в виде дисквалификации. Законопроект устанавливает ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства.
Ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства в РФ так же характеризуется системными проблемами, которые оказывают негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и их отраслевой структуры. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью: более 60% от общего числа малых предприятий концентрируется в оптовой и розничной торговле.
Исправить данную ситуацию
может только комплексный подход,
который позволит снизить высокие
издержки российского малого и среднего
бизнеса. Принципом нашего законодательства
должно стать упрощение ведения предпр
Дальнейшее ужесточение антимонопольного законодательства и обеспечение прозрачных процедур малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, госзакупкам, более четкое формирование системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий, повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также перенос акцента с контроля за экономической концентрацией на пресечение «злоупотребления доминирующим положением», что является наиболее частым нарушением в России, способно качественным образом повысить конкурентоспособность на российских рынках. И так, предлагаемые и уже принятые меры могут сделать антимонопольную политику РФ белее разумной и эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Антимонопольное регулирование – важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Основанием для приведения в действие антимонопольного регулирования является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:
Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Сфера ее функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим – оптимальные цены на товары и услуги. Подводя итог, можно утверждать, что антимонопольное регулирование является составляющей современной экономики. Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:
1. Запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения.
2. Формирование конкурентной
рыночной структуры, в рамках
которой желаемое поведение про
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Безусловно, демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и другие. Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения – взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.
В России на данном этапе проблемы монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободными и самоорганизующимся рынком.
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены.
Антимонопольная политика
в России развита еще не достаточно
хорошо, но имеются все тенденции
к дальнейшему
1. Совершенствование
правовой базы, форм и методов
антимонопольного контроля и
регулирования в целях
2. Демонополизация экономики
и создание условий для
3. Противодействие созданию новых монополистических структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов.
4. Согласование целей, задач и мер по демонополизации и развитию конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.
5. Упрощение процедуры
обращений по поводу нарушений
антимонопольного
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ