Экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие антимонопольной политики: ее сущность и необходимость, выделить цели, методы и основные направления в России. - антимонопольное законодательство и органы антимонопольного регулирования а России.
- выяснить основные проблемы и перспективы развития, а также эффективность антимонопольного регулирования РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы антимонопольной
политики России………………………………………………………....6
1.1. Понятие и сущность антимонопольной политики……………………….6
1.2. Задачи, цели и методы антимонопольного
регулирования в России…………………………………………………………8
1.3. Эволюция антимонопольной политики России…………………………24
2. Практика и применение антимонопольной политики РФ…………………………………………………………………….…………27
2.1.Органы антимонопольного регулирования РФ………………………….27
2.2.Антимонопольное законодательство России…………………………….31
2.3.Проблемы и перспективы антимонопольной
политики РФ…………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

- Избыточные ограничения входа новых участников на рынки во многих секторах российской экономики в виде необоснованных разрешений, ненужных лицензий или импортных тарифов, продолжающие ослаблять конкуренцию. Дополнительные барьеры, стимулирующие вход, возникают в связи с доступом к физической инфраструктуре, необходимой для производства.

 

2. ПРАКТИКА И ПРЕМЕНЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1 Органы антимонопольного регулирования РФ

В 1990 был образован Государственный  комитет РСФСР по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур в соответствии с Законом  Российской Советской Социалистической Федеративной Республики "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР".

В 1992 году в целях обеспечения  развития рыночных отношений и конкуренции  в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.

В марте 1997 года Государственный  комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет РФ.

22 сентября 1998 года Указом Президента  РФ были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

9 марта 2004 года Министерство  было упразднено, а его полномочия  переданы другим ведомствам. Принадлежавшие  МАП России функции федерального  антимонопольного органа, контроля  над деятельностью естественных  монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

ФАС создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о ФАС принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ.

Руководитель ФАС России организует ее работу и несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на ФАС  России функций, представляет ФАС России в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени ФАС России договоры и другие документы гражданско-правового характера, в том числе утверждает должностные регламенты государственных гражданских служащих службы, заключает служебные контракты с государственными гражданскими служащими ФАС России, а также распределяет обязанности между своими заместителями, вносит в Правительство РФ: проект положения о ФАС России, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников ФАС России, проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности ФАС России, а также отчеты об их исполнении, утверждает положения об управлениях ФАС России, назначает на должность и освобождает от должности государственных гражданских служащих ФАС России, руководителей и заместителей руководителя территориальных управлений ФАС России, решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в ФАС России, утверждает структуру и штатное расписание ФАС России в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание ФАС России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством РФ.

Заместители руководителя ФАС России представляют службу по отдельным вопросам сфер ее деятельности, организуют и  координируют осуществление функций  ФАС России. Заместитель руководителя ФАС России: взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также подразделениями Аппарата Правительства РФ и Администрации Президента РФ; координирует и контролирует работу управлений ФАС России, дает поручения их начальникам; проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; обеспечивает рассмотрение поступивших в ФАС России обращений, документов и материалов; рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись руководителю ФАС России; согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством РФ, подписывает заключения на них.

В настоящее время антимонопольный  контроль в регионах РФ осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2576 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 614 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России - люди в возрасте от 27 до 35 лет.7

 

        

 

 

 

 

                                                                                                  


                                                                                                                                                                                         


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 



 



 

 

Рис.1 Организационная  структура ФАС

 

2.2 Антимонопольное законодательство России

Монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействия  хозяйствующих субъектов, Федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Антимонопольное законодательство является методом антимонопольного регулирования и представляет собой комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Деятельность ФАС РФ регламентирует 49 правовых актов, изданных в разные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Основные законные акты, предопределяющие антимонопольную  политику на современном этапе развития, это:

1. Конституция РФ8

- Статья 8 п.1. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

- Статья 34 п.2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

-  Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории РФ юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.

2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ). Закон имеет экстерриториальный характер, то есть применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами РФ, влекут отрицательные последствия на товарных рынках РФ.9

3. ФЗ от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.10

4. ФЗ от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях». Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, так как регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.11

5. ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».12 Целями настоящего ФЗ являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

6. ФЗ от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (в ред. ФЗ от 01.03.2011 N 22-ФЗ).13 Настоящий ФЗ определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

-   монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Целями настоящего ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

7. ФЗ от 30 ноября 1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».14 Настоящий ФЗ устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в РФ.

Финансово-промышленная группа - совокупность юридических  лиц, действующих как основное и  дочерние общества либо полностью или  частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В настоящий момент антимонопольное  законодательство необходимо совершенствовать. Предстоит обновить правовую базу так, чтобы она позволяла надежнее пересекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

2.3. Проблемы и перспективы антимонопольной политики РФ

На начало 21 века в России экономическая эффективность антимонопольной политики являлась недостаточной высокой, что требовало принятия определенных мер по ее повышению. Такой уровень эффективности антимонопольной политики был обусловлен рядом проблем, существующих в области государственного антимонопольного регулирования. Вот некоторые из них:

- не созданы нормальные рыночные условия существования конкуренции;

- нет полного набора эффективных инструментов пресечения нелегальных сговоров участников рынка;

- не создано по сей день действенная система поддержки малого бизнеса;

- существует до сих пор проблема формирования системы регулирования деятельности естественных монополий;

Это далеко не полный перечень проблем российского антимонопольного регулирования. В последние годы государство уделяет повышенное внимание проблеме развития конкуренции  и пресечению нарушений. Обновлено антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушения. У антимонопольных органов появилось достаточно полномочий, чтобы решить поставленные перед ними задачи по пресечению антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов. Многие компании уже на себе почувствовали, что такое «оборотные штрафы» за картельные сговоры и за злоупотребление монопольным положением на рынке. Нарушители законов заплатили и заплатят в будущем десятки и сотни миллионов рублей штрафа в бюджет за свои противотравные антисоциальные действия. Усилия ФАС направлены на решения существующих проблем, защиту и развития конкуренции. Особое внимание в 2008-2009 гг. ФАС уделяло социально значимым рынкам: рынок лекарств, рынок продовольственных товаров и так далее. А также рынкам, имеющим инфраструктурное значение для экономики страны, это рынок электроэнергии, нефтепродуктов, транспортным рынком и так далее.

Информация о работе Экономическое развитие России