Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью работы является изучение основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие антимонопольной политики: ее сущность и необходимость, выделить цели, методы и основные направления в России. - антимонопольное законодательство и органы антимонопольного регулирования а России.
- выяснить основные проблемы и перспективы развития, а также эффективность антимонопольного регулирования РФ.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы антимонопольной
политики России………………………………………………………....6
1.1. Понятие и сущность антимонопольной политики……………………….6
1.2. Задачи, цели и методы антимонопольного
регулирования в России…………………………………………………………8
1.3. Эволюция антимонопольной политики России…………………………24
2. Практика и применение антимонопольной политики РФ…………………………………………………………………….…………27
2.1.Органы антимонопольного регулирования РФ………………………….27
2.2.Антимонопольное законодательство России…………………………….31
2.3.Проблемы и перспективы антимонопольной
политики РФ…………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………..43
- Избыточные ограничения входа новых участников на рынки во многих секторах российской экономики в виде необоснованных разрешений, ненужных лицензий или импортных тарифов, продолжающие ослаблять конкуренцию. Дополнительные барьеры, стимулирующие вход, возникают в связи с доступом к физической инфраструктуре, необходимой для производства.
2. ПРАКТИКА И ПРЕМЕНЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1 Органы антимонопольного регулирования РФ
В 1990 был образован Государственный
комитет РСФСР по антимонопольной
политике и поддержке новых
В 1992 году в целях обеспечения
развития рыночных отношений и конкуренции
в Российской Федерации утверждено
новое Положение о
В марте 1997 года Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет РФ.
22 сентября 1998 года Указом Президента РФ были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
9 марта 2004 года Министерство
было упразднено, а его полномочия
переданы другим ведомствам. Принадлежавшие
МАП России функции
Федеральная антимонопольная служба
(ФАС России) является уполномоченным
федеральным органом
Помимо этого, ФАС России осуществляет
контроль за соблюдением законодательства
о размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и
ФАС создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о ФАС принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ.
Руководитель ФАС России организует ее работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФАС России функций, представляет ФАС России в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени ФАС России договоры и другие документы гражданско-правового характера, в том числе утверждает должностные регламенты государственных гражданских служащих службы, заключает служебные контракты с государственными гражданскими служащими ФАС России, а также распределяет обязанности между своими заместителями, вносит в Правительство РФ: проект положения о ФАС России, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников ФАС России, проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности ФАС России, а также отчеты об их исполнении, утверждает положения об управлениях ФАС России, назначает на должность и освобождает от должности государственных гражданских служащих ФАС России, руководителей и заместителей руководителя территориальных управлений ФАС России, решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в ФАС России, утверждает структуру и штатное расписание ФАС России в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание ФАС России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством РФ.
Заместители руководителя ФАС России представляют службу по отдельным вопросам сфер ее деятельности, организуют и координируют осуществление функций ФАС России. Заместитель руководителя ФАС России: взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также подразделениями Аппарата Правительства РФ и Администрации Президента РФ; координирует и контролирует работу управлений ФАС России, дает поручения их начальникам; проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; обеспечивает рассмотрение поступивших в ФАС России обращений, документов и материалов; рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись руководителю ФАС России; согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством РФ, подписывает заключения на них.
В настоящее время
Рис.1 Организационная структура ФАС
2.2 Антимонопольное законодательство России
Монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействия хозяйствующих субъектов, Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Антимонопольное законодательство является методом антимонопольного регулирования и представляет собой комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
Деятельность ФАС РФ регламентирует 49 правовых актов, изданных в разные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Основные законные акты, предопределяющие антимонопольную политику на современном этапе развития, это:
1. Конституция РФ8
- Статья 8 п.1. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
- Статья 34 п.2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
- Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории РФ юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ). Закон имеет экстерриториальный характер, то есть применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами РФ, влекут отрицательные последствия на товарных рынках РФ.9
3. ФЗ от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.10
4. ФЗ от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях». Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, так как регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.11
5. ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».12 Целями настоящего ФЗ являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
6. ФЗ от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (в ред. ФЗ от 01.03.2011 N 22-ФЗ).13 Настоящий ФЗ определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.
Целями настоящего ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
7. ФЗ от 30 ноября 1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».14 Настоящий ФЗ устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в РФ.
Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
В настоящий момент антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать. Предстоит обновить правовую базу так, чтобы она позволяла надежнее пересекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.
2.3. Проблемы и перспективы антимонопольной политики РФ
На начало 21 века в России экономическая эффективность антимонопольной политики являлась недостаточной высокой, что требовало принятия определенных мер по ее повышению. Такой уровень эффективности антимонопольной политики был обусловлен рядом проблем, существующих в области государственного антимонопольного регулирования. Вот некоторые из них:
- не созданы нормальные рыночные условия существования конкуренции;
- нет полного набора эффективных инструментов пресечения нелегальных сговоров участников рынка;
- не создано по сей день действенная система поддержки малого бизнеса;
- существует до сих пор проблема формирования системы регулирования деятельности естественных монополий;
Это далеко не полный перечень
проблем российского