Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить эластичность предложения и спроса, теоретическое и практическое использование данной концепции.
На основании поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность эластичности спроса и предложения;
2. Рассмотреть основные виды эластичности;
3. Выявить факторы, влияющие на эластичность спроса;
4. Изучить факторы, определяющие эластичность предложения.
Изложенное выше подытожим следующими выводами:
1) на рынке любого блага действуют два потока: потребители благ, предъявляющие спрос на определенный объем благ, и производители благ, предлагающие различные объемы благ;
2) объем предлагаемых благ зависит от ряда факторов, основным из которых выступает цена блага;
3) предложение блага иллюстрирует кривая предложения;
4) любой сдвиг кривой
предложения означает
Глава 2. Практическое применение теории эластичности.
2.1. Эластичность спроса и поведение фирм.
Ранее уже отмечалось, что знание теории эластичности необходимо прежде всего представителям маркетинговых служб фирм. Оно дает возможность построить ценовую стратегию, принять верное решение относительно того, снижать или повышать цены, если целью фирмы является увеличение дохода.
Теперь мы можем уточнить, что менеджер фирмы должен уметь учесть, что эластичность спроса на продукцию фирмы и эластичность рыночного спроса не совпадают. Эластичность спроса на продукцию фирмы, как правило, выше, чем эластичность рыночного спроса на данный вид продукции в целом. Это объясняется наличием у покупателя выбора на рынке между различными видами схожего товара.
Например, если эластичность рыночного спроса на стиральные порошки составляет 0,7, то это не означает, что такова же эластичность спроса на порошок марки «ОМО». Конкуренция может повысить коэффициент эластичности спроса на порошок какой-либо фирмы, и не исключено, что в данном конкретном случае он окажется больше единицы. А как уже было установлено, политика ценообразования в первом (при = 0,7) и во втором (при случаях должна быть противоположной. [2, с. 103]
Если фирма при принятии
решения о цене будет руководствоваться
только данными об эластичности рыночного
спроса, то потери сбыта от повышения
цен могут стать более
Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).
Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится.
2.2. Теория эластичности и налоговая политика государства.
Другое применение теория эластичности находит при определении налоговой политики государства.
Одним из важнейших источников доходов государственного бюджета являются косвенные налоги, которые включаются в цену производимого товара и которые ведут поэтому к повышению цены этого товара. После его продажи сумма денег, соответствующая сумме налога, поступает в бюджет и может использоваться для различных целей, например для поддержания малоимущих, развития социальной сферы, финансирования отраслей народного хозяйства и т.д.
Разрабатывая налоговую политику, руководители государства должны решать ряд проблем.
Одна из них – какие товары освободить от обложения косвенным налогом. Ответ на этот вопрос кажется простым: те товары, спрос на которые неэластичен, не должны освобождаться от косвенного налога. Но в эту группу товаров попадут прежде всего товары первой необходимости, которые в больших количествах покупаются малоимущими людьми: соль, спички, молоко, хлеб, картофель и т.п. Если цены на них вырастут при введении косвенного налога, то при неизменном объеме их потребления расходы малоимущих людей возрастут и их материальное положение ухудшится.
В этом случае государство
будет вынуждено увеличить
Другую группу товаров, на которые, как правило, существует неэластичный спрос, покупают состоятельные люди, не нуждающиеся в материальной поддержке государства. К этой группе товаров относятся дорогие мебельные гарнитуры, изделия из дорогих мехов, ювелирные изделия и т.д. Введение косвенных налогов на товары этой группы повысит цены на эти товары, но не приведёт к существенному сокращению величины спроса на них.
Поэтому доходы государственного бюджета увеличатся и в то же время материальное благополучие потребителей бриллиантовых колье и котиковых манто практически не пострадает. Поэтому обложение косвенным налогом товаров подобного рода оправдано.
Введение косвенных налогов
2.3. Распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе
Важной проблемой налоговой политики, проводимой государством, является распределение налогов между производителями товаров и услуг, с одной стороны, с их покупателями, – с другой. Кто должен нести большую тяжесть налогового бремени: тот, кто производит товары и услуги, или тот, кто их покупает? На этот вопрос нет и не может быть простого и однозначного ответа. Многое будет зависеть от экономического положения, в котором находится данная страна, от задач, которые стоят перед правительством, от того, должно ли оно принимать меры против инфляции, и т.д. Нам важно понять, как будет распределяться вводимый налог между продавцами и покупателями данного товара. [10, с. 367]
Предположим, что правительство приняло решение о введении косвенного налога на велосипеды. Допустим, что велосипеды продаются по цене 100 р. И что устанавливается косвенный налог 10 р. С одного велосипеда.
Рассмотрим, каковы будут последствия введения этого налога.
Ещё раз вспомним, что
косвенный налог включается в
цену товара и после его продажи
перечисляется в бюджет. Поэтому
производители велосипедов
Последствия введения косвенного налога при эластичном спросе показаны на рис. 2.2.3., а. Точка пересечения кривой спроса DD и кривой предложения . Эта точка показывает, что при выпуске товара и цене на рынке устанавливается равновесие спроса и предложения. Введение косвенного налога вызовет повышение цены и сокращение объема спроса, что приведет к сдвигу кривой и установлению нового равновесия спроса и предложения в точке точке пересечения кривой DD и нового положения кривой .
Рисунок 4-9, б, показывает, что для покупателя расходы на велосипед повысились с уровня цены до цены , и, следовательно, отрезок сумма косвенного налога с единицы продукции, оплачиваемая покупателем. Производитель, который повысил цену до , выплачивает косвенный налог, выраженный на графике отрезком A. Но так как часть этого налога производители переложили на покупателей путем повышения цены, то для них косвенного налога равносильно снижению цены до уровня , т.е. косвенный налог, выплаченный производителями, равен отрезку или отрезку BA.
Заметим, что площадь прямоугольника AB показывает сумму косвенных налогов, которые поступили в государственный бюджет за счёт доходов производителей, а площадь прямоугольника Bсумму косвенных налогов, которые производители переложили на покупателей.
Как повлияло бы повышение эластичности спроса на распределение косвенного налога? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно провести кривую DD, которая имела бы угол наклона по отношению к оси абсцисс меньший, чем угол наклона кривой спроса на рис. 2.2.3., а. В этом случае отрезок оказался бы меньше, а отрезок остался бы прежним. Это показывает, что чем выше эластичность спроса, тем меньше доля покупателя в оплате косвенного налога и тем больше доля производителей.
Если мы обратимся к случаю, когда спрос на товар неэластичен, то увидим, что введение косвенного налога окажется тем бременем, которое ляжет преимущественно на покупателя. На рисунке 2.2.3., б, общая величина налога определяется прямоугольником A. Мы видим, что его площадь больше, чем площадь прямоугольника A на рис. 2.2.3., а. Следовательно, абсолютный размер налога при неэластичном спросе будет выше, чем при эластичном. Площадь прямоугольника AB показывает сумму налога, уплачиваемую производителем, а прямоугольник Bсумму налога, которую платит покупатель, и она значительно превосходит первую. Здесь отрезок (или B показывает величину налога, оплачиваемого покупателем, в единице товара, а отрезок (или AB) – производителем этого товара.
Вводя косвенные налоги на те или иные товары и услуги, руководители исполнительных и законодательных органов власти обязаны учитывать фактор эластичности спроса и представлять себе, как будет распределяться вводимый налог между различными слоями населения. [3, с. 117]
2.4. Налоги и эластичность предложения
Повторяя уже знакомый нам ход рассуждений, можно установить, что:
- объем налоговых сборов значительно выше при неэластичном, чем при эластичном предложении;
- при неэластичном предложении их бремя ложиться на производителя, а при эластичном - на потребителя. [5, с. 120]
Рис. 2.4.1. Распределение налога с продаж в условиях различной эластичности предложения (а – эластичный, б – неэластичный)
Например, изменять ассортимент, технологию и объем выпускаемой продукции. Закономерно, что все это позволяет, приспосабливаясь к рыночной конъюнктуре, перекладывать большую долю налога на потребителя. И наоборот, производители с неэластичным, «негибким» предложением вряд ли смогут переложить налоговое бремя на потребителей. [9, с. 146]
Чем выше эластичность предложения, тем: |
Чем выше эластичность спроса, тем: |
Выше рост цен |
Ниже рост цен |
Сильнее падение объема |
Сильнее падение объема |
Меньше налоговые поступления |
Меньше налоговые поступления |
Меньше потери производителя |
Больше потери производителя |
Больше потери потребителя |
Меньше потери потребителя |
Табл. 2.4.1. Последствия повышения налогов при разной эластичности спроса и предложения
Пример из российской практики: Почему акциз на водку не обогатил Российское государство, несмотря на повышение акцизов в 2010 году, а пошлины на нефть принесли казне доходы?
Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм значение теории и правительства. Классическим примером введения налогов на рынке с эластичным спросом в условиях российского рынка можно считать ситуацию с акцизом на водку. Вообще спрос на водку далеко не эластичен. Не зря говорят: «Веселие Руси питие есть». Изюминкой ситуации, однако, является одновременное присутствие на рынке легальных производителей, например, водки завода ОАО «Московский завод», «Кристалл», и нелегальных спиртных напитков, например, фальсифицированной водки, производимой из непищевого спирта. Алкогольные изделия контрабандного и подпольного происхождения, с производителей которых никаких налогов, разумеется, собрать не удается, являются в данном случае товарами-субститутами для легальной водки. А значит, спрос на нее становится весьма эластичным.
Введение акциза резко снижает объем продаж легальной водки, многие просто стремятся выпить и потому легко переключаются на более дешевый продукт. В таких условиях результатом увеличения налогообложения водки становится подлинная катастрофа для ее легальных производителей. По ним в этой ситуации бьют сразу два фактора: резкое падение спроса и налоговые выплаты. Самое печальное, что столь дорогой ценой приходится оплачивать весьма скромный прирост доходов государства. Да и откуда им взяться? Налог ведь собирается с каждой легально проданной бутылки, а продажи именно такой водки как раз и становятся ничтожными. При этом, неумные налоговые меры способны разорить даже мирового лидера производства высококачественной водки. Причем без всякой пользы для бюджета.