Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить эластичность предложения и спроса, теоретическое и практическое использование данной концепции.
На основании поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность эластичности спроса и предложения;
2. Рассмотреть основные виды эластичности;
3. Выявить факторы, влияющие на эластичность спроса;
4. Изучить факторы, определяющие эластичность предложения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 135.16 Кб (Скачать файл)

Пример 1. Допустим, что небольшая  булочная выпекает батоны и продает  их по свободной цене. Чем ниже будет  выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость  цены и объема продаж известна (табл. 1.3.1.). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа.

Количество проданных  батонов, шт.

Цена, руб.

Выручка, руб.

Коэффициент

эластичности

500

3,5

1750

1000

3,0

3000

4,3

1500

2,5

3750

2,2

2000

2,0

4000

1,3

2500

1,5

3750

0,8


 

Табл. 1.3.1. Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса

Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал —  от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности  при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного  изменения каждой рассматриваемой  величины используется средняя точка  выбранного интервала. В нашем примере  это (1000+1500):2= 1250 батонов.

Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов  составит 500:1250=0,4 (или 40%).

В общем виде формула для  определения процентного изменения  величины спроса  ∆Q  будет выглядеть:

△Q =          [1.3.2.]

Условные обозначения:

Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.

Аналогично для определения  процентного изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:

△P = * 100                      [1.3.3.]

Условные обозначения:

Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

Коэффициент эластичности исчисляем  как отношение прироста величины спроса к приросту цены:   

                          

            [1.3.4.]

 

Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1.3.1.), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен.

На участках эластичного  спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей  выручки от реализации продукции  фирмы, на участке неэластичного  спроса — к уменьшению выручки. Поэтому  каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы. [8, с. 155]

 

1.4. Факторы, влияющие  на эластичность спроса

Почему спрос на одни товары эластичен, а на другие неэластичен? Объясняется  это действием целого ряда факторов.

1. Наличие заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем более эластичным оказывается спрос на него. Например, если подорожают все сорта стиральных порошков, то хозяйственное мыло станет относительно дешевле и хозяйки станут покупать больше мыла и меньше порошка. Спрос на стиральный порошок окажется эластичным.

Ещё более эластичным спрос окажется в том случае, если цена будет  изменяться на какой-то определенный, конкретный сорт порошка. Например, если порошок «Тайд» подорожает, а цены на «Ариэль», «ОМО», «Новый лоск» и другие не изменятся, подавляющее большинство хозяек предпочтут «Тайду» другие сорта, которые теперь окажутся дешевле. Спрос на «Тайд» резко снизится.

Если же заменителей товару нет, спрос на него будет неэластичным. Сколько бы ни дорожал проезд в метро, число поездок почти не сократится, так как подавляющее число жителей Москвы, Петербурга и других городов, где существует метрополитен, не может приобрести себе автомобиль или ходить на работу пешком, а наземные виды общественного транспорта во многих случаях не смогут служить равноценной заменой метро из-за несоответствия их маршрутов потребностям пассажиров и низкой скорости. Поэтому спрос на услуги метро неэластичен по цене.

2. Степень необходимости данного  товара для потребителя. Чем  более необходим товар, тем  ниже степень эластичности спроса  на него. Скажем, бензин для автомобилистов  является товаром первой необходимости.  Если цена на бензин повысится,  владельцы автомобилей не смогут  отказаться от его покупки,  но это приведет лишь к незначительному  сокращению покупок бензина, и  ничтожно малое число владельцев  машин решатся продать автомобиль. Поэтому спрос на бензин неэластичен.

С другой стороны, существует ряд товаров, относящихся для рядового покупателя к разряду предметов роскоши: изделия из драгоценных металлов, дорогие импортные гарнитуры  мебели и т.п. Для людей со средними доходами спрос на эти товары будет  эластичным относительно цены. Но для  людей с высокими доходами подобные товары являются предметами престижа, и случается так, что при повышении их цены объем спроса не только не сокращается, но и может возрасти.

3. Степень эластичности спроса  на товар зависит и от того, какую долю в бюджете потребителя  составляют расходы, связанные  с покупкой этого товара.

Мыло, зубная щетка и зубная паста  сравнительно недороги, расходы, связанные  с покупкой этих предметов, составляют незначительную долю в доходах среднего россиянина, поэтому повышение цен  на них не отразится существенным образом на бюджете его семьи. Следовательно, спрос на эти товары неэластичен.

С другой стороны, стоимость автомобиля, мебели достаточно высока, доля её в  бюджете потребителя значительна, поэтому спрос на эти товары эластичен  по цене.

5.Фактор времени также оказывает влияние на эластичность спроса. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, так как люди постепенно находят заменители подорожавшему товару, а порой и меняют свои привычки и пристрастия в потреблении. Так, при значительном увеличении арендной платы за жилье в краткосрочном периоде объем спроса не изменится, но постепенно  определенная часть людей подыщет себе более скромное жилье, меньшего размера. Например, в США ценовая эластичность спроса на жилье в краткосрочном периоде составляет 0,3, т.е. спрос неэластичен, но в долгосрочном периоде он становится эластичным, коэффициент составляет уже 1,88. [3, с. 105]

 

1.5. Эластичность предложения

Эластичность предложения  – это ответная реакция величины предложения на изменение цены.

Эластичность предложения  можно измерить с помощью коэффициента эластичности.

[1.5.1.] 

1. Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены (Е> 1).

2. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены (Е< 1).

3. Предложение единичной  эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества предлагаемой продукции оказываются равными по величине (Е= 1).

4. Абсолютно неэластичное предложение. (Е= 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.

5. Абсолютно эластичное предложение. Фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос, при необходимости – бесконечное количество (Е= ∞, кривая горизонтальна).       [1, с. 72]

Эластичное и неэластичное предложения по цене иллюстрируются на рис. 1.5.1.

Понятие «эластичное предложение» применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного  блага.

Рис. 1.5.1. Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение

Следует заметить, что для  большинства промышленных товаров  эластичность предложения по отношению  к ценам на сырье отрицательна, ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции. [12, с. 401]

 

1.7. Факторы, влияющие  на эластичность предложения 

 

1. Наличие резерва производственных мощностей.

Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или  заняты неполный рабочий день. В  этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить  довольно быстро: нанять больше рабочих  и привести в действие простаивающее  оборудование. Однако если промышленность работает на полную мощность, предложение  будет неэластичным, по крайней мере в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. И даже в условиях безработицы предложение может быть неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации.

2. Уровень запасов.

Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший  спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.

3. Различие сельскохозяйственных и промышленных товаров.

Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры. В течение года никаких изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых на плантациях (натуральный каучук, кофе и какао), будет неэластичным в течение еще более длительного времени, потому что требуется несколько лет, чтобы новые деревья и кусты стали плодоносить.

Предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности справиться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.

4. Фактор времени.

- в условиях кратчайшего рыночного периода производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, и предложение совершенно неэластично (Е= 0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения;

- в условиях краткосрочного периода предложение будет эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (сырье, рабочая сила), либо использовать их более интенсивно;

- в условиях долгосрочного периода предложение почти эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен. [11, с. 90]

 

1.8. Кривая предложения

Кривая предложения –  линия, отражающая все соотношения  количества предлагаемых благ и равновесной  цены; характеризует предложение  блага. Сдвиг кривой предложения  означает изменение предложения. Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение – сдвигу кривой предложения влево (рис. 1.8.1.).

Рис. 1.8.1. Кривые предложения и эластичность предложения

Сопоставление кривых предложения  S1 и S2 в точке А (рис. 1.8.1.) показывает, что кривая S1 в сравнении с кривой S2 более «пологая» и обладает большей эластичностью.

Анализ кривых предложения  свидетельствует о том, что доход  предпринимателя увеличивается  с ростом и уменьшается с понижением равновесной цены товара РА при любых значениях эластичности предложения. Заметим, что кривые спроса отражают противоположную зависимость: доход предпринимателя увеличивается с уменьшением равновесной цены РА при эластичном спросе и сокращается при неэластичном спросе. Из рис. 1.8.1. видно, что при эластичном предложении доход по мере увеличения равновесной цены увеличивается быстрее, нежели при неэластичном предложении. Так, если равновесная цена повысилась до значения Р1; то в точке равновесия B1 доход предпринимателя составит P1 х QB1, в точке C1 доход равен P1 х QC1.

Поскольку QB1 > QC1 и доход в точке B1 на эластичной кривой S1 больше, чем в точке C1. Однако более высокая эластичность предложения предполагает и более высокие темпы уменьшения доходов предпринимателя, если снижается равновесная цена (сопоставим точки С2 и В2 при цене Р2). Из этого следует ответ на вопрос, почему понижение цены блага в результате изменения спроса обусловливает банкротство мелких производителей, ибо предложение их благ более эластично в сравнении с благами крупных фирм.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения